10 марта в Лос-Анжелесе прошла 96-я церемония вручения наград кинопремии «Оскар» за 2023 год, на которой кинокартина «Бедные-несчастные» («Poor things») Йоргоса Лантимоса завоевала целых четыре статуэтки: лучшая женская роль, лучшие костюмы, лучший грим и прически и лучшая работа художника-постановщика. Стоит отметить, что ранее команда уже получила премии Золотой Глобус и BAFTA.
- Actress in a leading role - Emma Stone
- Costume design - Holly Waddington
- Makeup and hairstyling - Nadia Stacey, Mark Coulier and Josh Weston
- Production design - James Price and Shona Heath; Set Decoration: Zsuzsa Mihalek
Сюжет кратко
Действие разворачивается стимпанк-Лондоне. Хирург Годвин Бакстер ставит эксперимент реанимирует беременную девушку, бросившуюся с моста в реку, путём пересадки ей мозга нерожденного ею младенца. Девушка, Белла Бакстер, начинает свое умственное развитие, стремительно догоняя физическое, в стенах огромного дома ученого: она учится ходить, пополняет словарный запас, бунтует, исследует свое тело и в конечном счете уезжает из дома познавать мир и себя.
Кто-то скажет, что фильм лишен смысла и полон пошлости, однако я постараюсь опровергнуть это утверждение.
Откуда появился сюжет фильма?
Фильм основан на одноименном романе британского писателя Аласдера Грея, опубликованого в последнее десятие прошлого века. Романы Аласдера можно было бы отнести к «странной прозе» (weird fiction) и поставить на одну полку с Лавкрафтом, Филипом Диком и Борхесом. Это литература на стыке реализма, фантастики, фэнтези.
Осторожно, далее будут спойлеры
Как костюмы отражают развитие Беллы
«Ее стиль - это отражение того, на каком этапе развития она находится», –
рассказала художник по костюмам Холли Ваддингтон в интервью BBC Culture. Через предметы одежды (или их отсутствие), цвета, формы ведётся визуальное повествование на протяжении всей картины, оно помогает зрителю понять характер Беллы.
Первое знакомство с героиней Эммы Стоун происходит на мосту, она стоит в строгом синем платье. Синий - цвет прошлой жизни, жизни Виктории - героини, которой была девушка до «перерождения». Платье как будто является продолжением водных глубин и темных туч на небе, которые поочередно должны были забрать Викторию. Особого внимания заслуживают складки на рукавах, напоминающие рыцарские латы, как скрытая отсылка к её статусу жены генерала.
Детство и невинность
Когда в доме ученого появляется Белла-ребенок, она вся в детских рюшах и ситцевой ткани, часто босая, на ней только панталоны и длинная воздушная сорочка. Иногда она оказывается частично одетой, как обычно поступают дети, наряженные родителями и не желающие носить ничего, сковывающего движения.
Всплеск красок и познание мира
В следующей главе фильма по мере того как растет сознание Беллы, меняются и ее костюмы. Во время поездки в Лиссабон с Дунканом Уэддерберном, Белла впервые проявляет самостоятельность в выборе гардероба, без помощи горничной. Результат - яркие, эксцентричные и даже поражающие наряды. Для прогулки по Лиссабону она выбирает укороченный синий пиджак с пышными рукавами-жиго и короткие трепещущие шорты из шелка желто-кремового цвета, что является, с одной стороны, выходом за рамки приличий, ведь шорты или панталоны - исподнее, но никак не самостоятельный элемент одежды XIX века; с другой стороны, такая беспечность передает игривое, непокорное настроение, показывая, что героиня, словно ещё ребенок, забыла надеть часть туалета.
»Я пыталась уловить некий диссонанс, который возникает, когда дети переодеваются во взрослую одежду», - рассказывает Холли Ваддингтон. Вдохновением для дизайнера послужили фотографии их с сестрой детских нарядов: «В этом есть хаос, вроде бы милый, но чувствуется что-то нескладное, и я пыталась создать нечто подобное».
Расцветающая сексуальность Беллы выражается в ярких, кричащих костюмах, взрывающихся розовыми воздушными оборками. Уоддингтон хотела, чтобы все было «естественно и телесно», но не в сексуализированном смысле. Вдохновляясь различными частями тела, она создавала ощущение жизни и дыхания тела, отражающее текстуры, которые есть в человеческой плоти, «так что теперь вы знаете, что такое оборки требухи, губчатость жиров или гладкость печени», а также художник искала вдохновение в ракушках, кораллах и различных морских обитателях.
Стоит обратить внимание и на подобранные оттенки:
«Золотой, желтый и небесно-голубой цвета – это сочетание, которое ассоциируется со многими сказочными персонажами. Белла вошла в мир, и он открылся ей, то есть Лиссабон стал такой диснеевской сказкой для нее. Я хотела, чтобы одежда отражала эту радость и оптимизм»,
рассказывает Холли.
Элементом, достойным особого внимания, является и обувь Беллы. Ботинки с открытым носом вдохновлены моделями, созданными Андре Куррежем. Вспомним, что Белла живет предположительно в Викторианскую эпоху, где женщина бы никогда не оголила ногу, даже лодыжку. Обувь Беллы бессловесно передает идею того, что ее обладательницы свободна до самых пальцев ног.
Бордель в Париже и интеллектуальный рост
Оставшись без средств к существованию, Белла и Дункан сходят с парома в Марселле и отправляются до Парижа, где девушка появляется в латексном желтом плаще, который Холли назвала condom coat (думаю, перевод не требуется). В нем девушка переступает порог борделя, где будет зарабатывать на жизнь продажей своего тела. Одежда отражает функциональность её собственную на данном этапе жизни. Condom coat кажется идеальным для Беллы в тот момент, когда «она планирует исследовать свое тело и использовать его для зарабатывания денег, но не для продолжения рода».
Интересным является и решение Холли Уоддингтон отказаться от «классических» кричащих цветов, используемых для изображения публичных домов, - красного и черного. Работницы борделя одеты в нюдовые оттенки, созвучные с тоном кожи. Белла в основном одета в светло-розовые, желтые, пастельные наряды.
Начало научной карьеры и социалистические идеи
Посещение медицинских курсов и собрания социалистов ознаменовало очередную трансформацию героини. Белла переходит к формальной, монохромной фазе - удлиненное строгое пальто, короткая юбка, высокие сапоги (однако ноги всё равно оголенные), всё черных оттенков. Пышные рукава всё ещё присутствуют, но уже как-то умеренно, пропадает эпатажность. Вектор гардероба меняется на сдержанность, присущую кругу мужчин-интеллектуалов, в котором теперь вращается девушка.
Свадебное платье
Свабедный образ так же наполнен смыслами. Белая невесомая вуаль на лице и невероятно широкие, заполняющие собой пространство вокруг, белые рукава блузы из органзы в мелкую клетку с горизонтальными вставками напоминают птичью клетку, в которую попадают многие девушки Викторианской эпохи, вступая в брак. Хотя весь образ выглядит легко и невесомо, как облака, дышит, как человеческие лёгкие.
Обретение себя
В конце фильма Белла предстает перед зрителем женщиной, вернувшейся во взрослую жизнь и освободившейся от патриархальных оков. Она удовлетворенно сидит с учебником по медицине в одной руке и бокалом джина в другой. Её образ подчеркивает вязаный кремовый свитер и кюлоты цвета табака - наряд, оответствующий смелому новому миру. Взрослый и сдержанный, но все же с некоторой изюминкой в рукаве - Белла Бакстер, даже полностью сформировавшаяся, не собирается носить ничем не примечательный рукав.
Что ещё интересно
Во время просмотра фильма у меня возникла ассоциация с творениями Тима Бёртона, в особенности с мультипликационным фильмом «Франкенвини». Во-первых, сама атмосфера стимпанковского прошлого, главный герой которого - пугающе-чудаковатый аутсайдер, не вписывающийся в общество, - так близка многим картинам Бёртона. Во-вторых, в обоих сюжетах прослеживается отсылка к культовому роману Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»: естествоиспытатель путем опытов решается воскресить безжизненную материю.
Говоря о технических особенностях съемки, Бёртон так же снимал мультфильм в черно-белом изображении как дань созданной им в 1984 году одноименной короткометражной ленте на студии «Дисней» (так и невыпущенной); в «Бедных-несчастных» первая часть жизни Беллы также показана в черно-белых тонах, хотя смысл заложен иной: зритель, словно погружаясь в мир Беллы, смотрит на нее теми же глазами новорожденного, не различающего цветов и не ведающего плотского греха.
А вы уже смотрели »Бедных-несчастных»? Обратили внимание на образы героев?
Подписывайтесь на мой telegram-канал, где я пишу про переплетения истории, литературы, моды и исскуства, а также выкладываю обзоры интересных мероприятий в Москве и области.