Найти в Дзене
Polína A

«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Символизм в костюмах

Оглавление

10 марта в Лос-Анжелесе прошла 96-я церемония вручения наград кинопремии «Оскар» за 2023 год, на которой кинокартина «Бедные-несчастные» («Poor things») Йоргоса Лантимоса завоевала целых четыре статуэтки: лучшая женская рольлучшие костюмылучший грим и прически и лучшая работа художника-постановщика. Стоит отметить, что ранее команда уже получила премии Золотой Глобус и BAFTA.

Эмма Стоун на 96-й церемонии вручения наград кинопремии «Оскар» за 2023 год
Эмма Стоун на 96-й церемонии вручения наград кинопремии «Оскар» за 2023 год
  • Actress in a leading role - Emma Stone
  • Costume design - Holly Waddington
  • Makeup and hairstyling - Nadia Stacey, Mark Coulier and Josh Weston
  • Production design - James Price and Shona Heath; Set Decoration: Zsuzsa Mihalek

Сюжет кратко

Действие разворачивается стимпанк-Лондоне. Хирург Годвин Бакстер ставит эксперимент реанимирует беременную девушку, бросившуюся с моста в реку, путём пересадки ей мозга нерожденного ею младенца. Девушка, Белла Бакстер, начинает свое умственное развитие, стремительно догоняя физическое, в стенах огромного дома ученого: она учится ходить, пополняет словарный запас, бунтует, исследует свое тело и в конечном счете уезжает из дома познавать мир и себя.

Кто-то скажет, что фильм лишен смысла и полон пошлости, однако я постараюсь опровергнуть это утверждение.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Откуда появился сюжет фильма?

Фильм основан на одноименном романе британского писателя Аласдера Грея, опубликованого в последнее десятие прошлого века. Романы Аласдера можно было бы отнести к «странной прозе» (weird fiction) и поставить на одну полку с Лавкрафтом, Филипом Диком и Борхесом. Это литература на стыке реализма, фантастики, фэнтези.

Осторожно, далее будут спойлеры

Как костюмы отражают развитие Беллы

«Ее стиль - это отражение того, на каком этапе развития она находится», –

рассказала художник по костюмам Холли Ваддингтон в интервью BBC Culture. Через предметы одежды (или их отсутствие), цвета, формы ведётся визуальное повествование на протяжении всей картины, оно помогает зрителю понять характер Беллы.

Первое знакомство с героиней Эммы Стоун происходит на мосту, она стоит в строгом синем платье. Синий - цвет прошлой жизни, жизни Виктории - героини, которой была девушка до «перерождения». Платье как будто является продолжением водных глубин и темных туч на небе, которые поочередно должны были забрать Викторию. Особого внимания заслуживают складки на рукавах, напоминающие рыцарские латы, как скрытая отсылка к её статусу жены генерала.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Детство и невинность

Когда в доме ученого появляется Белла-ребенок, она вся в детских рюшах и ситцевой ткани, часто босая, на ней только панталоны и длинная воздушная сорочка. Иногда она оказывается частично одетой, как обычно поступают дети, наряженные родителями и не желающие носить ничего, сковывающего движения.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Всплеск красок и познание мира

В следующей главе фильма по мере того как растет сознание Беллы, меняются и ее костюмы. Во время поездки в Лиссабон с Дунканом Уэддерберном, Белла впервые проявляет самостоятельность в выборе гардероба, без помощи горничной. Результат - яркие, эксцентричные и даже поражающие наряды. Для прогулки по Лиссабону она выбирает укороченный синий пиджак с пышными рукавами-жиго и короткие трепещущие шорты из шелка желто-кремового цвета, что является, с одной стороны, выходом за рамки приличий, ведь шорты или панталоны - исподнее, но никак не самостоятельный элемент одежды XIX века; с другой стороны, такая беспечность передает игривое, непокорное настроение, показывая, что героиня, словно ещё ребенок, забыла надеть часть туалета.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest
»Я пыталась уловить некий диссонанс, который возникает, когда дети переодеваются во взрослую одежду», - рассказывает Холли Ваддингтон. Вдохновением для дизайнера послужили фотографии их с сестрой детских нарядов: «В этом есть хаос, вроде бы милый, но чувствуется что-то нескладное, и я пыталась создать нечто подобное».

Расцветающая сексуальность Беллы выражается в ярких, кричащих костюмах, взрывающихся розовыми воздушными оборками. Уоддингтон хотела, чтобы все было «естественно и телесно», но не в сексуализированном смысле. Вдохновляясь различными частями тела, она создавала ощущение жизни и дыхания тела, отражающее текстуры, которые есть в человеческой плоти, «так что теперь вы знаете, что такое оборки требухи, губчатость жиров или гладкость печени», а также художник искала вдохновение в ракушках, кораллах и различных морских обитателях.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Стоит обратить внимание и на подобранные оттенки:

 «Золотой, желтый и небесно-голубой цвета – это сочетание, которое ассоциируется со многими сказочными персонажами. Белла вошла в мир, и он открылся ей, то есть Лиссабон стал такой диснеевской сказкой для нее. Я хотела, чтобы одежда отражала эту радость и оптимизм», 

рассказывает Холли.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Элементом, достойным особого внимания, является и обувь Беллы. Ботинки с открытым носом вдохновлены моделями, созданными Андре Куррежем. Вспомним, что Белла живет предположительно в Викторианскую эпоху, где женщина бы никогда не оголила ногу, даже лодыжку. Обувь Беллы бессловесно передает идею того, что ее обладательницы свободна до самых пальцев ног.

Бордель в Париже и интеллектуальный рост

Оставшись без средств к существованию, Белла и Дункан сходят с парома в Марселле и отправляются до Парижа, где девушка появляется в латексном желтом плаще, который Холли назвала condom coat (думаю, перевод не требуется). В нем девушка переступает порог борделя, где будет зарабатывать на жизнь продажей своего тела. Одежда отражает функциональность её собственную на данном этапе жизни. Condom coat кажется идеальным для Беллы в тот момент, когда «она планирует исследовать свое тело и использовать его для зарабатывания денег, но не для продолжения рода».

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Интересным является и решение Холли Уоддингтон отказаться от «классических» кричащих цветов, используемых для изображения публичных домов, - красного и черного. Работницы борделя одеты в нюдовые оттенки, созвучные с тоном кожи. Белла в основном одета в светло-розовые, желтые, пастельные наряды.

Начало научной карьеры и социалистические идеи

Посещение медицинских курсов и собрания социалистов ознаменовало очередную трансформацию героини. Белла переходит к формальной, монохромной фазе - удлиненное строгое пальто, короткая юбка, высокие сапоги (однако ноги всё равно оголенные), всё черных оттенков. Пышные рукава всё ещё присутствуют, но уже как-то умеренно, пропадает эпатажность. Вектор гардероба меняется на сдержанность, присущую кругу мужчин-интеллектуалов, в котором теперь вращается девушка.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Свадебное платье

Свабедный образ так же наполнен смыслами. Белая невесомая вуаль на лице и невероятно широкие, заполняющие собой пространство вокруг, белые рукава блузы из органзы в мелкую клетку с горизонтальными вставками напоминают птичью клетку, в которую попадают многие девушки Викторианской эпохи, вступая в брак. Хотя весь образ выглядит легко и невесомо, как облака, дышит, как человеческие лёгкие.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Обретение себя

В конце фильма Белла предстает перед зрителем женщиной, вернувшейся во взрослую жизнь и освободившейся от патриархальных оков. Она удовлетворенно сидит с учебником по медицине в одной руке и бокалом джина в другой. Её образ подчеркивает вязаный кремовый свитер и кюлоты цвета табака - наряд, оответствующий смелому новому миру. Взрослый и сдержанный, но все же с некоторой изюминкой в рукаве - Белла Бакстер, даже полностью сформировавшаяся, не собирается носить ничем не примечательный рукав.

-11

Что ещё интересно

Во время просмотра фильма у меня возникла ассоциация с творениями Тима Бёртона, в особенности с мультипликационным фильмом «Франкенвини». Во-первых, сама атмосфера стимпанковского прошлого, главный герой которого - пугающе-чудаковатый аутсайдер, не вписывающийся в общество, - так близка многим картинам Бёртона. Во-вторых, в обоих сюжетах прослеживается отсылка к культовому роману Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»: естествоиспытатель путем опытов решается воскресить безжизненную материю.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Говоря о технических особенностях съемки, Бёртон так же снимал мультфильм в черно-белом изображении как дань созданной им в 1984 году одноименной короткометражной ленте на студии «Дисней» (так и невыпущенной); в «Бедных-несчастных» первая часть жизни Беллы также показана в черно-белых тонах, хотя смысл заложен иной: зритель, словно погружаясь в мир Беллы, смотрит на нее теми же глазами новорожденного, не различающего цветов и не ведающего плотского греха.

А вы уже смотрели »Бедных-несчастных»? Обратили внимание на образы героев?

Подписывайтесь на мой telegram-канал, где я пишу про переплетения истории, литературы, моды и исскуства, а также выкладываю обзоры интересных мероприятий в Москве и области.