133,4K подписчиков

Духовные Беседы Филиппa де Лионa. Глава 4: Искупление

228 прочитали

Продолжаю публикацию редчайшей книги Духовные Беседы Филиппa де Лионa специально переведенной для читателей ОС (Вступление, Чудеса, Глава 1, Глава 2, ч. 1, Глава 2, ч.2, Глава 2, ч.3, Глава 3).

Продолжаю публикацию редчайшей книги Духовные Беседы Филиппa де Лионa специально переведенной для читателей ОС (Вступление, Чудеса, Глава 1, Глава 2, ч. 1, Глава 2, ч.2, Глава 2, ч.3, Глава 3).

ГЛАВА 4 Искупление

Пока господин Оливер рассказывал мне обо всем этом, я его практически не перебивал. Теперь у меня было представление о происхождении человека, которое во многом отличалось от тех представлений, которым я был научен до сих пор; я старался осмыслить все услышанное, что он только что рассказал мне, и в голове вертелся вопрос: “Как бы мне записать все это достаточно ясно, чтобы добавить и эту информацию к драгоценным записям, которые я уже успел сделать?..”

Господин Оливер, тем временем, медленно набивал свою трубку и после минутного молчания, взглянув на меня своими добрыми глазами, наконец сказал:

- Вы чем-то обеспокоены?

Я помедлил, но все же сказал:

- Мне нужно кое в чем вам сознаться. Меня настолько поглотили наши с вами беседы, что уже после второй встречи я веду конспект всего того о чем вы мне рассказываете; и дальше мне бы очень хотелось все записывать, и потому я просто хотел поинтересоватся, если я и дальше смогу достаточно внятно конспектировать все, что вы мне рассказываете. Нет ли у вас каких-либо возражения против того, чтобы я записывал услышанное от вас? Подобные записи не только позволили бы мне вернуться к ним позже, но и, если потребуется, ответить на некоторые возражения, которые раньше я оставлял без ответа, будучи несведущ.

- Ну, дорогой сэр, - ответил господин Оливер, - я не вижу ничего, что могло бы вам воспрепятствовать делать подобные заметки наших разговоров. Вы имеете на это полное право, но позвольте мне все таки поделиться с вами моим небольшим опытом. Будьте осторожны, очень осторожны, и не уклонитесь в один прекрасный день в фанатизм, который столь же ошибочный, сколько и пагубный.

Единственный фанатизм, в который человек имеет право уклониться и который пристало бы практиковать без устали и перерывов везде и всюду, - это горячее желание отразить исповедуемые истины на личном примере. Что касается слов, то насколько возможно, следует ограничиться ответами на поставленные вопросы, используя наши знания, при условии, что наши ответы основаны на словах и уроках Господа нашего Иисуса Христа или Его апостолов.

Что касается произошедшего до пришествия Искупителя, то здесь необходимо знать как применять написанное в Библии. Но, как я уже упомянул, Библию довольно сложно понимать; однако, прилагая внимание и обращаясь за помощью к Богу, можно прозреть основы этих сокровенных истин, так что те, которые будут стараться постичь эту науку и не позволят ввести себя в заблуждение словами, которые на первый взгляд кажутся трудными и несовместимыми с нашим представлением о Боге, достигнут цели. Возможно, один прекрасный день я постараюсь объяснить, почему.

Несомненно, нам необходимо быть благоразумными, но эти истины больше не должны быть сокрыты; для этого кто-то должен действовать словом, чтобы любая почва была приготовлена к принятию семени. Если семя упадет на тернистую или каменистую почву, то Отец наш хорошо знает, что туда необходимо направить маленьких птичек, потому что там для них есть пища, и так ничто не пропадет.

Однако, возможно когда-нибудь я расскажу вам что-то, что вам лучше сохранить в своем сердце. Я скажу вам об этом, и вы будете хранить это в секрете.

- Могу я вас попросить о чем-то, что, как мне кажется, было бы для меня очень полезным?

- Да, пожалуйста.

- Не могли бы вы хотя бы время от времени читать записи, которые я делаю, может вы укажете мне на ошибки, допущенные мною.

- С огромным удовольствием, - ответил господин Оливер.

Затем, помолчав немного, он продолжил:

- Вы не очень много читали Библию?..

- Нет. Я нашел ее в здешней библиотеке, но мое приобретение относится всего лишь ко вчерашнему дню, и я едва ли смог продвинуться дальше первых глав Книги Бытия. И это, как вы могли убедиться, вызвало массу вопросов.

- Ну что же, сосредоточьте ваше внимание преимущественно на Евангелиях, а когда вы их прочтете и будете снова перечитывать Новый Завет и размышлять над каждым выражением, словом, тогда время от времени начните читать и всю Библию. Я рекомендовал бы вам пророков, особенно четырех из них, называемых великими.

А теперь, - добавил он, - прочтите вторую главу Книги пророка Иеремии; и приложив даже небольшое внимание, вы поймете скрытый а ней смысл; прочтите также из второй книги Царств с 17 главы с 7 по 18 стихи включительно, и между строк, за пределами очевидного, на первый взгляд, текста вы найдете некоторые штрихи, относящиеся к падению. О чем таком пустом говорится в этих отрывках, которые я указал вам, как не о том, что было извлечено из небытия по воле нашего Отца, силою Его Слова и, следовательно, - это наша Земля…

А теперь обратитесь к Псалму 115, с 4 по 8 стих. Приложив небольшое усилие вы быстро обнаружите начальный смысл, который лежит на самой поверхности текста.

Есть еще один отрывок, который я рекомендую вам: он находится в Книге пророка Исайи. Начните читать 52 главу с 13 стиха, затем прочтите целиком 53 главу. Эта глава говорит о пришествии Слова как Искупительной Жертвы. Это очень важная тема, чрезвычайно важная!

Здесь есть нечто, что до сих пор вводит в ступор евреев... и что многие христиане понимают лишь отчасти.

Но кто же на протяжении всех этих веков действительно хоть немного трудился над просвещением народа? Некоторые пытались сделать это, возложив руку на Писания и перенося эту весть каплю за каплей в массы, потому что для этого Писание и существует.

Другие приходили, жили примерной жизнью, а что с ними произошло? Они подвергались нападкам, насмешкам, с ними обращались как с шарлатанами и самозванцами, даже больше - как с аферистами, уничижая весть которую они несли, - и в этом человеческая глупость преуспела более, чем если бы мы заботились о сохранении христианской истины.

А почему с ними обращались как с шарлатанами, самозванцами и так далее? ... Потому что они повторяли людям слова Господа нашего; потому что во всех своих поступках они следовали заповедям Христа; потому что они были милосердны и служили всем, кому только могли. За это они навлекли на себя ненависть злонамеренных, великих мира сего, богатых, лживых и лицемерных, тех, кто всегда во главу угла ставил мирскую власть и стоял у руля частично или полностью при любых режимах и любых правительствах.

Кто-то позвонил в дверь. Я извинился и пошел открыть дверь. Это был почтальон, принесший почту и несколько книг, которые я накануне заказал и которые мне прислал книготорговец. Не имея при себе ничего, чем можно было бы расписаться, я пригласил почтальона войти.

- А, здравствуйте, господин Оливер, - радостно воскликнул почтальон, увидев моего гостя. Какой приятный сюрприз!

[Почтальону в оригинальном французском присущ слегка деревенский диалект (“мсье” вместо “монсеньер”, “Бен” вместо “Бьен” и т. д.) – PV.]

- Здравствуй, Барбиер - любезно ответил господин Оливер, пожимая почтальону руку. - Как поживает ваша семья, жена, дети?

- Все в порядке, господин Оливер, благодаря вам!

- Слава Богу!

-О, да, это ясно! Но тем не менее именно вас послал добрый Бог, а без вас…

- Что-то сегодня похолодало, - прервал его господин Оливер, чтобы остановить поток слов благодарности, которые, казалось, немного беспокоили его. - На улице ведь мороз, не так ли?

- Было прохладно в семь утра, когда я только пришел на работу.

Пока они вели этот диалог, я не упускал ни слова и успел расписаться в книге заказной почты. Вернув книгу почтальону, я предложил ему сигару, которую он с радостью и с благодарностью принял.

Проводив почтальона до ворот и возвращаясь в дом, я размышлял, как господин Оливер объяснит мне ситуацию накануне, почему этот добрый человек выражал толикую благодарность, а он ни словом не обмолвился об этом.

Только позже я узнал, что жена почтальона чуть не умерла при родах, во время страшного альбуминного кризиса, и врачи даже не надеялись спасти ребенка. Были срочно вызваны для консультации четыре врача-специалиста, и все они пришли к единодушному мнению: несчастный ребенок погиб.

Когда она уже была практически смирилась с приговором, ее невестка отправилась на поиски господина Оливера, и хотя прошло 11 часов вечера, он сразу же последовал за ней и оставался с пациенткой до самого рассвета. В то же время он послал за повитухой, и когда его спросили, есть ли необходимость пригласить еще кого-то из докторов, он, улыбаясь, ответил: “Как вам угодно, но нет никакой настоятельной необходимости объявлять ему о рождении вашего ребенка и удачном завершении родов вашей жены. Все будет хорошо, и повитухи будет вполне достаточно.” Затем он дал несколько советов по уходу за матерью и ребенком и ушел, сказав на прощанье: “Я загляну к вам послезавтра, чтобы поздороваться с матерью и поприветствовать нового члена вашей семьи.”

Позже я расспрашивал его еще о некоторых деталях этого случая, но, как говорит Киплинг, это уже другая история, и я расскажу ее в свое время.

После ухода почтальона я закурил сигару, и господин Оливер тоже согласился на нее, хотя предпочитал трубку или сигарету, которые часто сам сворачивал.

- Мне кажется, вы начали рассказывать об Искупителе.

- Да. Я сказал вам, что пророк Исайя предсказал приход Искупителя и прием, который люди Ему окажут. Прочтите отрывок, который я указал, и он перенесет вас в скорбные картины страстей Господа Нашего, которые описывают Евангелисты.

- Но почему Богу угодно было поразить Его, а не виновных?

- Неужели вы забыли, что Христос - прежде всего Бог, а лишь потом Он пришел как Искупитель? Он пришел, чтобы искупить человечество.

- Извините меня, - сказал я господину Оливеру, - но здесь мы как раз касаемся вопроса, о котором я наслышан от многих людей, утверждающих то, что мне казалось ошибочным, но что я никак не мог опровергнуть; также, я бы постарался изложить вам их возражения, и если это вас не затруднит, хотел бы понять, где их рассуждения сворачивают с прямого пути.

- Если хотите, - ответил с улыбкой господин Оливер, - вы можете возражать от их имени, - так мы уничтожим семена заблуждения, которые могли бы посеяться в вашем сердце за время проведенное в разговоре с этими людьми.

- Ну так вот: они утверждают, что если Христос пришел искупить нас, так это только потому, что мы оскорбили Бога дурным поступком, совершив злые дела, и что Он заплатил за нас Своими страданиями - за все эти злые дела, Он предал Себя ударам, которыми Бог поразил Его. Но, - добавляют они, - если Христос есть Бог, то они не совсем понимают этого Бога, который платит Сам Себе тем, что причиняет Себе страшные страдания!

- Эти люди многого не понимают... Не забывайте, что Бог, сотворивший все, прежде всего сотворил мудрость (Притчи, 8 глава).

Бог, сотворивший мудрость, Сам не всегда знает как быть логичным, и к тому же Он так мало понят…

А эти люди слишком горды, раз они позволяют себе судить Бога и критиковать Его! Они не ведают, что творят, и нам лучше простить их, как и Христос прощал.

Но что действительно является истиной из всего того что утверждают эти люди, так это то, что Слово воплотилось во Христе, чтобы показать нам свет в конце тоннеля и за раз искупить все ошибки, совершенные нами, людьми, и оплатить которые у нас не было ресурсов. Он понес на Себе крест каждого из нас. Он освободил нас ценою Своих страданий, умоляя Отца, чтобы человеку было даровано спасение в случае, если он делает выбор в сторону Христа, любви к ближнему, добра…

- Но…

- Мы поговорим об этом чуть позже, сэр. А сейчас давайте возвратимся к теме искупления.

- Но простите... - снова вставил я, но так и не закончил.

Итак, если мы согрешили перед Богом, если мы поступили дурно, так это лишь потому, что вместо того, чтобы следовать заповедям Отца, мы уступили искусителю; и каждая такая уступка увеличивает наш долг в пользу царства сатаны и бремя зла на наших плечах; этот долг увеличивается, и при этом мы не имеем ничего, кроме наших душ, и нам нечего дать в залог. Таким образом, мы попадаемся на крючек восставшего демона.

Именно у (от) сатаны нам надлежит быть искупленными, от того, кому мы предались посредством наших грехов, чьими рабами мы являемся. И чтобы выкупить нас у Князя мира сего, Христос, Божий Сын, и Сам Бог во плоти, предложил Свои страдания демону, - сатана получил то, что ему полагалось от людей. Христос выкупил нас у дьявола, а не у Бога.

Совсем немного логики, – я даже не говорю о мудрости, - и этого будет достаточно, чтобы понять это и дать ответ всякому требующему у нас отчета о нашем уповании.

- Действительно - добавил я, - но должен признать, что для того, чтобы прийти к этому и не подпасть под вредоносное влияние, как и для того, чтобы опровергнуть их аргументы, требуется все тот же небольшой процент совершенно очевидной логики!

А на самом деле все очень просто. Это не сложно понять, но самое трудное - избавиться от теорий и заблуждений, которые широко распространены по всему миру. Но если вы способны полностью отвергнуть все это, то можно полагать, что самый сложный этап пройден. Разве не для расчистки девственного леса и превращения его в пахотное поле требуется больше хлопот и усилий, чем для засеяния поля, свободного от пней, корней, сорняков и колючих кустарников? Необходимо всего лишь несколько часов, чтобы засеять благодатную почву, но потребуются месяцы и месяцы усилий, чтобы очистить, если она не такова. Поинтересуйтесь об этом у любого крестьянина или фермера.

Набив свою трубку, господин Оливер продолжил:

- Необходимо уяснить, что все зло, которые мы делаем, превращает нас в подданных демона, а иногда и в его рабов. Освободиться же мы можем лишь посредством милосердия, помощи ближнему, через страдания, уплату наших долгов. Но когда-нибудь мы поговорим об этом больше: о пользе страдания, о судьбе и о многом другом.

Когда же Христос платит за нас выкуп, тогда нам остается лишь следовать Его учению и любить ближнего, как самого себя, - в день, когда мы будем в состоянии это осуществлять, мы снова обретем наше место, состояние свободного человека и все те права, которые дает это состояние. Я говорю “права”, потому что свободному человеку достаточно лишь спросить... Ошибка многих людей и, в частности, тех, чьи аргументы вы цитировали минуту назад, состоит в том, что они верят, что Бог наказывает и что Христос понес наши наказания. Они упускают или не внимательно читают то, что говорит Исаия в 53 главе, стих 4:

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Люди говорят мне, что конец 53 главы Книги пророка Исайи, по-видимому, указывает не столько на Божественное Слово, сколько на слугу, обычного слугу из числа сотворенных Богом. Давайте не будем забывать слова Христа, обращенные к Его апостолам и ко всем тем, кто желает следовать за Ним: “Я есмь Путь.” (Ин.14:6).

В качестве итога ко всему вышесказанному, - нам необходимо послушание в меру наших сил, и положительный баланс; ведь пророчество ясно говорит, что существует нечто, что можем со своей стороны сделать только мы и никто другой, чтобы нам сделаться слугами Отца.

Когда говорят, что Бог наказывает, это не совсем точно. Это судьба заставляет нас платить за зло, содеянное нами, заставляя нас пройти путем, идти по которому мы однажды принуждали кого-то из числа наших братьев. Бог просто не мешает судьбе исполнить свою задачу, но мы еще возвратимся к роли судьбы позже.

Когда наш Господь посредством Своей жертвы выкупил души людей у демона, они в тот же день сделались свободны от всех прежних долгов, которые значились за ними в пользу Князя мира сего.

- Что я не совсем понимаю, - сказал я, - так это то, как, воплотившись и потому обладая человеческим телом, Христос мог одной Своей жертвой расплатиться за долги всех людей и удовлетворить все требования сатаны!

Понимаете ли вы, что ни один человек не обладает жизненной силой, подобной той, которая была присуща воплощенному Слову?

Понимаете ли вы, что Его отторжение греха намного больше нашего, и понимаете ли вы, что моральные страдания, которые Он испытывал в ту страшную ночь в саду Гефсиманском, были запечатлены на Его челе, покрытом кровавым потом?!

От Луки 22:44

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Известно ли вам, что страдания человека во многом зависят от степени его духовного состояния? Возьмите, к примеру, обитателя гор из Китая, и вы обнаружите, что его способность страдать и сопротивляться физической боли, совершенно несоизмерима с сопротивлением физической боли, которое способен продемонстрировать самый выносливый французский крестьянин.

Теперь, если, в свою очередь, вы сравните этого французского крестьянина с гораздо более утонченным человеком, то увидите, что и между ними существует огромная разница, может она несколько менее очевидная, чем в предыдущем примере, но тем не менее очень даже заметна; настолько заметна, что та же самая рана, производящая невыносимую боль, и заставляющая большинство утонченных людей упасть в обморок, в случае с крестьянином, будучи болезненной, все же не заставит его потерять сознание.

А теперь, не хотите ли вы провести сравнение между самым развитым человеком, так скажем, наиболее духовным нашим братом с одной стороны, и с нашим Господом Иисусом Христом? Тогда вы поймете, насколько были сильны Его муки и страдания, как моральные, так и физические.

Мне показалось, что когда господин Оливер говорил о страданиях Иисуса Христа, его голос слегка дрожал, как будто он сам испытал эти страдания, вспоминая в нескольких фразах Божественную жертву двухтысячелетней давности.

Он замолчал и некоторое время смотрел куда-то вдаль. Я не решался нарушить это молчание, хотя мне казалось, что длится оно бесконечно долго. Затем он решил оставить этот дрем наяву, как я его называю, не сумев подобрать более подходящее слово. Он взглянул на свою угасшую трубку, набил ее снова, раскурил, и повернулся ко мне, как будто ожидая очередного вопроса.

Вспомнив одно из наиболее часто встречающихся возражений неверующих, на которое я не мог найти ответа, я сказал:

- Многие не понимают, почему всезнающий Бог, Которому известно будущее, сделал необходимым искупление, то есть чтобы люди поддались искушению. И дальше эти люди продолжают: разве не было бы легче создать нас совершенными и, следовательно, неспособными ко греху?..

На это господин Оливер ответил:

- Но Бог, создавая человека, или, точнее, когда Он создавал дух человека, - потому что мы ничто иное, как только отражение того, чем мы были после сотворения, а в день сотворения мы были сотворены как совершенными, так и свободными, - Бог наделил нас свободой, потому что, будучи свободным и создавая нас по Своему образу и подобию, Он хотел, чтобы и мы были свободны, и именно в совершенном знании причины Он допустил наше испытание со стороны сатаны, потому что сопротивляющиеся искушению, приобретают через это бесценный навык; тогда как не поддающиеся искушению, возможно, остаются добрыми только из-за незнания зла.

Кто вам сказал, что все люди, сотворенные Богом, ослушались Его? Хотя это утверждение и относится ко всем когда либо жившим на нашей планете, но есть и исключения, - я расскажу вам об этом позже, - но не следует думать, что не существует других миров, тоже населенных существами, которые сопротивлялись искушению и не упали, подобно нам, во зло.

Давайте не будем рассматривать нашу планету в качестве центральной и единственной цели творения. Я хорошо знаю, что есть люди, которые оспаривают свободу воли и утверждают, что они не свободны. То, что мы не свободны сейчас, я открыто признаю, так как мы заключили нашу свободу в узы, отдали ее сатане, как минимум в основных понятиях. Нам остается только право выбора в каждом поступке между добром и злом. Но вначале мы были совершенно свободны.

Я знаю, что некоторые говорят о предопределении, я знаю, что рождается детерминизм, но все это происходит просто от непонимания предназначения судьбы, ее точной роли в событиях нашей повседневной жизни, так как большинство из нас отказываются признавать прежние и будущие жизни одним словом, реинкарнацию. Но чтобы ясно узреть эту истину, необходимо подробно рассмотреть вопрос о свободе воли и судьбе, но для сегодняшнего дня это уже было бы довольно утомительно. Если хотите, приходите-ка ко мне завтра и пораньше. Придет также и профессор Дюбур, и мы сможем подольше поговорить об этом.

(Продолжение следует)