Продолжаю публикацию редчайшей книги Духовные Беседы Филиппa де Лионa специально переведенной для читателей ОС (Вступление, Чудеса, Глава 1, Глава 2, ч. 1).
- Но разве то, о чем вы мне рассказываете, не разрушает полностью учение о Рае и Аде?
- Нет, сэр, возможно, люди ошибались, когда раньше принимали образ, и символ вместо факта, но поверьте мне, ад, как и Рай, существуют... Чтобы попасть в ад, достаточно всего лишь с равнодушием смотреть на страдания и боль вокруг себя. Разве вы не верите, что многие из живущих собирают на себя проклятие? Особенно зло наводнило города; можете вы найти его и за городом, но в больших агломерациях такие страдания, такие страдания мы видим! Везде царит безработица, никто не может себе представить масштабы голодающих малышей, плачущих бедных женщин, и даже мужчин. В это же время другие тратят деньги на бесполезные удовольствия, которые разрушают умы и делают их равнодушными; но что более важно, всюду расточается пища, тот самый хлеб, которого так отчаянно не хватает другим…
Ах, если бы злоупотребляющие милостью Господней, и расточители, закрывающие глаза на несчастья и страдания братьев, знали, что однажды наступит их черед страдать и нуждаться – то тогда бы они поступили иначе. Похоронивших Милосердие ждут страдания, пока не расплавятся их сердца.
- Да, конечно же, я понимаю почему эти люди пожинают такой урожай, - сказал я господину Оливеру, - но разве страдания смягчают сердце, разве они не ожесточают его?
- Страждущий иногда может и сам опустить руки; однако вкусив страданий, он шаг за шагом начинает помалу видеть и определять жестокость в других и в себе самом. Возможно, прогресс заметен не сразу, как и духовный рост индивидуален, но, как мы уже заметили, победа при победителе и останется; а в другой жизни нам будет казаться, что победа досталась нам легко. И потому, существует всего лишь один ключ к пониманию, отверзающий умы наших братьев, и это - милосердие, проявленное к ним.
Милосердие - это не просто подаяние милостыни, когда вы расстаетесь с самой мелкой монетой или куском хлеба. Конечно, хорошо и это, если не на показ. Но быть милосердным - это когда богатый дает бедному, не обижая того, кому дает; когда бедный не завидует богатому; для всех - любить ближнего, как самого себя, никогда не говорить зло, делиться всем, что имеешь.
Прочтите этот прекрасный отрывок из Первого Послания к Коринфянам, 13 глава. То, что апостол Павел называл милосердием, наш Господь называл любовью:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею {дар} пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что {могу} и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Чтобы попасть туда, нужно учиться. Необходимо начать все сначала. Милосердие не подведет, - но надо оставаться верным в мелочах, которые, отнюдь, не самые легкие. Попробуйте продержаться 8 дней, не сказав зла ближнему, и вы поймете, как это сложно.
Никогда не проходите мимо несчастного, не оказав ему посильной помощи. И здесь я говорю не о раздаче милости бедняку, который тянет к вам свою руку, а о том, чтобы действительно прийти ему на помощь.
К примеру, вы встречаете бедного старика, торгующего всяким старьем, - он едва толкает свою шаткую тележку, заполненную мешками со старыми бумагами, ломом и прочими мало кому нужными вещами, чаще всего грязными и дурно пахнущими: сколько человек вызовется помочь ему затолкать тележку на гору?
Найдется ли на улице воспитанный человек, который протянет ему руку помощи? Это редкость. Но у этого “воспитанного человека” были родители, которые заботились и учили его. Возможно, он регулярно посещал храм; люди говорили ему о Боге, Христе, милосердии; возможно, он даже все ещё верит в Бога, но что необходимо сделать, чтобы он сам мог превратиться в служащего? И разве не наш Господь сказал:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф. 25:31-40
- Вы полагаете что больше всего милосердия можно найти только в простом народе?
- Я заметил, что именно среди людей смиренных существует наибольшее понимание страданий других, - там можно найти наибольшую взаимопомощь, наибольшая благотворительность… Очевидно, существуют богатые, творящие добро; они всегда были, но, увы, редко. А эгоисты все ещё составляют большинство. Средний класс понимает, что есть добро и зло, но именно среди них наибольший процент равнодушных, а это люди ни к чему не годные, отбросы общества, а не люди.
Мы заметили, что единственное что может помочь страждущему не ожесточиться - это милосердие. Когда несчастный страдает, то не столько страдание ужесточает его сердце, сколько жестокость видящих безразличных; безразличие причиняет боль. Равнодушие к страданиям других – это пагубная нерешительность. Если бы вы знали, каким утешением служит для страждущего приятное слово, или просто сочувственный взгляд, - как они способны дать мужество пережить горе! Когда обстоятельства по какой-то причине устраняют человеческое участие, - мы прибегаем к молитве. Да, милостивый сударь, именно к молитве, - потому что если мы будем молиться с верою всей душой и всем сердцем, то может случиться настоящее чудо!
Я знаю, что многие говорят: “ах! Я знаю, что мы уже не живём во времена чудес.” Но, друг мой, я видел чудеса и очень много, так, что если бы они случились с вами, то дней вашей жизни было бы не достаточно, чтобы все они произошли. Но я могу представить вам лучшее доказательство абсолютной силы молитвы, а вы бы поделились им с другими. Известно ли вам, что если кто-то проживет неделю своей человеческой жизни, и не скажет ничего плохого о своем соседе, то он может попросить Небо о жизни маленького ребенка находящегося в смертельной опасности, и ребенок будет спасен. Я видел это много раз, и потому могу утверждать. Вот пример того, что может сделать молитва. И не стоит удивляться, - разве наш Господь не сказал:
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
- Видите ли, друг мой, ад и чистилище, несомненно, существуют; а что касается рая, то известно, что если человек делает все, что может, чтобы облегчить горе, а в успехе своем видит содействие Небес; если он утешает несчастных, даруя им надежду и возвращая радость, - то это, друг мой, частица Рая на земле.
Господин Оливер умолк. Тишина, последовавшая за дрожью его прежде сильного голоса, показалась мне исполненной ангельского шепота. Я не смел шелохнуться. Я чувствовал себя мелким и незначительным рядом с этим человеком, который, казалось, жил тем, что исходило из его уст, и чья искренность не вызывала сомнения.
Должен вам сказать, что в последующие годы, в течение которых я стал одним из его близких друзей, можно было бы поручится, что этот человек ни разу не испытывал недостатка в Милосердии, чтобы подарить его окружающим. Он жил достаточно уединенной жизнью, но на самом деле проявлял поразительную активность, и делал все возможное. Всем помогал; все обращались к нему по тому или иному поводу, и даже те, кто плохо отзывался о нем, в трудную минуту приходили просить его о помощи. И он, всегда с радушием, откликался на нужду и старался удовлетворить ее, зачастую делая больше, чем действительно мог.
Но я не собираюсь перечислять здесь все его добрые дела и непрестанные деяния; это вылилось бы в то количество томов, которое я не планирую. Ограничусь лишь замечанием, что мне посчастливилось видеть на этой земле живущего среди нас человека, который во всех обстоятельствах жизни проявлял послушание заповедям, данным человечеству девятнадцать веков назад нашим Господом Иисусом Христом.
(Продолжение следует)