Несколько лет назад на ОС я опубликовал ряд статей о самом, на мой взгляд, удивительном и великом человеке и чудотворце, который когда-либо жил на планете - Филиппе Антельме Низье из Лиона. Хочу вновь вернуться к тем публикациям и расширить их новыми текстами из редчайшей книги, которую ОС удалось заполучить. Для читателей ОС был сделан перевод этой книги и вы будете первыми русскоязычными читателями книги, собравшей Учение величайшего чудотворца всех времен и народов, близкого друга святого нашего последнего государя. Филипп Антельм Низье сыграл неведомую пока еще для России, но великую роль в ее истории - и кое-что об этом мы узнаем из этого цикла. Но его имени только еще суждено воссиять в сонме российских святых - самой яркой, ярчайшей, громаднейшей звездой! И я благодарен Богу, что первые лучики этой звезды начинают сиять через Открытую Семинарию.
Этот цикл - не в нарушение, а в соблюдение Сорокадневнего информационного поста, который многие читатели ОС приняли. Этим циклом я начинаю разговор (давно обещанный) о той плеяде великих Божьих людей, Чудотворцев, о которых (напрасно!!) не говорят с амвонов церковных - ЖЕЗЛ - Жизнь и Евангелие Замечательных Людей. Вы не просто откроете для себя новые имена, но и откроете в себе новые удивительные способности. С кем поведешься - от того и наберешься! Вы на ОС встали на Путь Святилища - на путь сыновства и дочеринства Божия. Вы мчитесь на экспрессе - потому что время Царства Святой Руси на подходе.
А эти люди прошли тем же Путем, что проносимся и мы (вы это увидите!), но прошагали они его пешком, иногда даже ползком! Цените этих святых Божиих людей! Не слушайте клевету и наветы от импотентных злобных сектантов от религии, которые лишний раз подтверждают свою полную духовную слепоту. А вы - сыны и дочери Света - принимайте этих великих сыновей (и дочерей!) Божиих, учитесь от них. И их великие, невероятные дары перейдут вам!
Начну с книги, текстами которой буду тут делиться. Книга Мишеля Сен-Мартина "Откровения, или Духовные Беседы Филиппa де Лионa" - это очень редкая, загадочная книга, и на русском языке впервые начинает появляться только здесь, на Открытой Семинарии. Книга эта является большой редкостью на любом языке, до недавнего времени вообще была известна только на французском, в старых изданиях начала 20-го века.
Книга представляет собой большой интерес по многим причинам. Во-первый, сам феномен существования такого человека, как мсье Филипп Низья - это уже явление, заслуживающего пристального внимания и изучения. Тем не менее, на русском языке, кроме пары дежурных пасквилей, переведенных с Википедии, об этом человеке нет никакой литературы. Точнее - не было.
Кроме того, связь Филиппа Низье с Россией и с царской Семьей, многолетняя дружба, встречи, переписка с государем и государыней - все это делает личность Филиппа Низье очень интересной исторической фигурой, влияние которой остается сильно недооцененным. Прежде чем перейти к публикации текстов бесед Мишеля Сен-Мартина с Филиппом Низье, хочу привести для вас предисловие к английскому изданию, написанное переводчиком, Пирсом А. фон Байонном.
Предисловие к английскому переводу
"Откровения, или Духовные Беседы Филиппa де Лионa" - одна из наиболее таинственных книг французской эзотерической истории двадцатого века. Большая часть этой книги имеет дело с беседами новообращенного (автора книги) и его духовного учителя (мсье Филиппа), когда учитель пошагово представляет суть учения, как он этому научен в свою очередь своим Учителем, - и именно это уже делает книгу уникальной и чрезвычайно спорной, потому что под Учителем неизменно имеется ввиду Сам Христос, а под духовным учителем или наставником для новообращенных - один из Его посланников, или Апостол.
Данную книгу принято относить к разряду “Мартинистских”. И тут уже необходимо быть предельно осторожным. В книге отражена философия Лионского учителя и целителя, который мало известен как в англоязычном мире, так и в мире вообще. Филипп Низье ушел из нашего бренного мира 2 августа 1905 года и похоронен на кладбище в Лионе недалеко от Жана-Батиста Виллермоза, как раз напротив могилы его ученика Жана Шапасcа, представленного в этой книге под именем господина Оливера.
Этот необыкновенный человек приобрел столь же необычайную репутацию при своей жизни. Гонимый со стороны властей и докторов за свои чудесные исцеления, он пользовался завидной репутацией не только в среде рабочего класса Лиона и его окрестностей, но даже при царском дворе в России, где он предшествовал Распутину.
Доктор Жерар Энкаус Папюс называл его своим духовным учителем и очень тепло отзывался о нем в ряде своих книг. В действительности, он утверждал, что именно влияние “мэтра Филиппа” привело его к более созерцательному, духовному подходу в своих занятиях и позволяло избегать ритуалистического, магического подхода.
Большинство Мартинистов видят в мэтре Филиппе кроткого целителя, чья простая философия, - любить ближнего как самого себя, - лишь отражает знаменитое наставление Господа нашего Иисуса Христа и является одним из наиболее важных аспектов, повлиявших на жизнь Папюса, основателя Мартинизма. Его влияние и дружба с Марком Хейвеном (Marc Haven), Полем Седиром (Paul Sédir), биографом Альфредом Хэлем (Alfred Haehl), Фанегом (Phaneg), Седайором (Cedaior) и другими, свидетельствуют о близких отношениях со многими эзотерическими мыслителями и Мартинистами его времени.
Удивительно, но огромное количество Мартинистов различных течений можно встретить с почтением стоящими над его могилой каждое Вербное воскресенье, в день, в который он просил своих последователей вспоминать о нем, - это неоспоримое свидетельство любви, которой этот кроткий человек пользуется вот уже более сотни лет после своей смерти. Небольшая часть его последователей утверждают, что мэтр Филипп был перевоплощением Христа, а это уже, - согласитесь, - довольно примечательная деталь.
Позвольте представить вашему вниманию перевод самого раннего издания книги. Эту книгу некоторые читают всего лишь как сборник интересных идей, которые смутно ассоциируют с французским философом и мистиком; тогда как другие видят в ней эквивалент пятого Евангелия и настаивают на том, чтобы каждое слово книги воспринималось буквально.
Для обычного христианина, прихожанина одной из церквей, книга покажется не менее противоречивой. Многочисленные упоминания о перевоплощении заставят некоторых читателей почувствовать себя неуютно. С другой стороны, вы обнаружите некоторые прекрасные и поучительные высказывания, относящиеся к природе греха и человеческой немощи, а это уже ведет к тому, что мы перестаем быть судьями наших ближних, - эта часть учения поистине вдохновляющая.
Теперь я оставляю вас наедине с этой книгой. Почерпните из нее то, что придется вам по душе, будь то вдохновение, божественное озарение или просто занимательная часть истории, которая уже давно канула в лету.
Пирс А. Вон Байонн, Нью-Джерси, ноябрь 2006 года
Вступление
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Евангелие от Иоанна 13 глава 17 стих)
Это честь и огромная радость для сына Папюса прикоснуться ко второму изданию этой прекрасной книги Мишеля Сен-Мартина. В самом деле, “Откровения” - это свидетельские записи ученика мэтра Филиппа, показания, которые позволят некоторым людям, которых ангелы называют “мужами желания”, лучше понять универсальный и весьма действенный Закон Любви, преподанный Иисусом Христом, Сыном Божьим пришедшим во плоти…
На протяжении нескольких лет у нашего Господа был верный ученик, чье личное присутствие на земле любимой нами Франции было также проявлением Божественного провидения по отношению к нашей дорогой стране. Речь идет о господине Филиппе Лионском, необыкновенном чудотворце, этом “человеке Божьем”, который был движим духом добра и света и сделался духовным учителем Папюса, в чью память, благодаря господину Джордану, директору “The Diffusion of Knowledge”, несколько месяцев назад и был благочестиво посвящен этот труд.
Кроме того, Папюс и сам получил возможность отдать дань уважения своему учителю, тому, кто озарил последние годы его земной жизни здесь, внизу, и кто позволил ему полностью раскрыться. В своем первичном трактате о сокровенной мудрости он посвятил господину Филиппу следующие строки: “Духовный учитель знает все, но он учит нас снизойти и приобрести уверенность человека, который знает, что он ничего не знает, который только начинает обретать знание; тот, у которого есть всего лишь захудалый соломенный тюфяк, одалживает свой тюфяк не имеющему даже этого и вмиг сам становится богаче всех богатых; духовный учитель, желая передать свои знания, может говорить, - хотя это случается редко, или же он позволяет себе созерцать, - что встречается чаще. Обладая физическими благами, которые позволили бы ему жить подобно праздному человеку, учитель посвящает всю свою жизнь исцелению бедных и страждущих. И эти самые исцеления указывают слепому человеку, с какого уровня нисходит Дух, имеющий власть над болезнью и смертью.
На улицах города, в котором он живет, кто-то может увидеть как он проходит, смиренный среди смиренных; настолько, что одни лишь бедные благословляют его и знают. Труженик с почтительностью преклоняется пред ним в знак приветствия, - он обязан ему своей ногой, которая, вместо того чтобы быть отрезанной, исцелена; посторонняя женщина из толпы, едва углядев его бросается чтобы удержать и не позволяет ему уйти, - они и пришла сюда в надежде найти его, так как дитя ее издает слабый предсмертный хрип. И учитель говорит: “Женщина, ты достигла своей веры; в твоих неизменных верности и мужестве перед лицом испытаний образовались эти богатства; иди, твой ребенок здоров!” И возвратившись домой, мать встречается с чудом, которое смущает и раздражает врачей. А тут семья ремесленников подбегает к нему, потому что восемнадцатью часами ранее умерла их единственная дочь, а он пришел и на глазах у десятка свидетелей усопшая улыбнулась и вновь открыла глаза к свету. Спросите всех этих людей об имени этого человека, и они ответят вам: он - Отец нищих.
Поспрашивайте этого человека; спросите его, кто он такой, откуда у него эта странная и страшная сила, и он ответит вам: я меньше камня. На этой земле так много живых существ, которые хоть что-то собою представляют, что я просто счастлив быть никем и ничем. У меня есть друг, который кое-что значит. Будь добр, терпелив в искушениях, повинуйся социальным и религиозным законам своей страны, делись и отдавай то, чем обладаешь, если тебе повстречается брат в нужде, и мой друг полюбит тебя. А что же до меня, бедного посланника, то я всего лишь записываю в книгу наилучшее из известного мне и молюсь Отцу, как некогда делал наш Спаситель Христос, Который воссиял славою на Земле и на Небе и сердце Которого пронизывала эта самая молитва по благодати Девы Света: Марии, чье имя благословенно.
Я не буду заканчивать эти страницы, столь сильно смягченные моей признательностью, воспоминаниями об оскорблениях и насмешливых замечаниях, которыми ученые самодовольно и критически порицают учителя. А Он как бы не замечая этого, прощает их и молится о них. И этого вполне достаточно.
Муж, чей характер я только что старался описать, хотя и неуклюже, учитывая с Каким Величием мне приходится иметь дело, - Он не миф, не некий размытый образ, затерянный в недосягаемой стране. Он – реальное живое Существо из плоти и крови, живущее подобно нам общественной жизнью, и принявшее на Себя ее бремя, и даже больше. Памятуя о том, что, за исключением поста и времени проведенного в пустыне, Христос жил земной жизнью, среди людей - Учитель жил, как все Его братья из человеков.
Хочу заметить, что я желал бы говорить только о человеческих трудах, хранить молчание и не переноситься в другие области бытия, к вещам преходящим вне времени и пространства, как направит меня Его Дух. Только истинно свободный человек имеет право писать в книге жизни; другим же пристало читать из нее. - Так что учись читать, прежде чем возмечтаешь что-то написать.”
“Откровения” Мишеля Де Сен-Мартина - это не что иное, как отрывки из учения мэтра Филиппа, собранные и переданные автору непосредственно его любимым учеником, покойным Жаном Шапассом... По причинам, которые были четко обозначены в первом издания, – там же приводились и некоторые аргументы, – собственные имена действующих персонажей были изменены. Но сегодня мы уже можем сказать прямо, что господин Оливер - это не кто иной, как сам Жан Шапасс, человек с благородным сердцем, порядочный и деятельный, который и был непосредственно избран учителем, чтобы покорить ему Лион; он родился в 1863 году и ушел из нашего мира в 1932.
“Откровения” - это не та работа, которая подобна многим другим; это живое свидетельство, песнь любви и радости, гимн Божественному Свету, шанс и возможность, - для тех у кого есть глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы понять, - общение ученика с учителем...
Какие поучения могут быть извлечены из чтения этих вдохновенных страниц и какое захватывающее влияние! Каких вершин могут достигнуть те, кто с приближением завершающих событий, которые поспешают и о которых говорили помазанные, поймет ценность этого послания, переданного “смиреннейшим”...
Филипп ЭНКОСС (Арбрель, 11-4-55)
Учитель Филипп, известный как Лионский, подписываюсь под этим 4-м изданием – книгой в 240 страниц. Включая 14 фотографий на 4-х вставных листах. Отмечено наградой Académie des Sciences Morales et Politiques (декабрь, 1954 года).