Копаться в делах минувших — та ещё гимнастика для ума. Я имею в виду скрупулёзно, пытаясь восстановить хронологию событий и мотивы людей, эти события инициировавших. Можно гневно потрясать архивными документами, доказывать… Тот деятель поступил так-то потому-то! Об этом в этих записках сказано!
Но разве мы можем быть уверенными, что официальные брошюры, написанные сильными мира сего, создавались «от всей души»? Точно ли эти мемуары отражали истинные помыслы человека, их написавшего?
Замечательный российский автор, один из сильнейших писателей в жанре альтернативной истории — Михаил Ланцов, всегда скрупулёзно подходит к созданию книг. Задумав очередную серию, он просматривает кипы архивных данных, обращает внимание на мелочи, по крупицам воссоздаёт эпоху, по которой она будет написана. И перед написанием «Фрунзе», Михаил Алексеевич также ответственно подошёл к работе.
Многие факты меня заинтересовали. И да, они нашли подтверждение в архивных документах. Один из них про «вечного антагониста» коммунистической партии – Троцкого.
Оказывается, у Льва Давидовича (да-да — Льва, не Лейба) родственники были крупными землевладельцами и банкирами. Он из семьи «владельцев заводов и пароходов». По некоторым данным Житовские — дяди по матери, были тесно связаны с банкирами Сити. Естественно, Лев Давыдович никогда не голодал. Свободно перемещался между странами, как многие большевики — особенно любил Англию. Вливал деньги в революцию, тратился на оружие и теракты.
Не думаю, что на литературном канале уместно подробно разбирать такую историческую личность как «лев революции» — Лев Давидович Бронштейн. Оставлю это каналам исторической направленности, например, «Тёмному Историку». Поговорим о литературе.
Троцкий у Ланцова — не главный антагонист. Есть птицы и более высокого полёта, мешающие главному герою произвести техническую и организационную революцию в постреволюционной России. К тому же герой «попадает» не абы в кого, а во Фрунзе. А реальный Троцкий как раз был смещён с поста главы реввоенсовета именно Фрунзе. Такое начало явно намекает кого надо «убрать» первым. Книга не обходит стороной ни идеи «перманентной революции», ни сдачу Сибири в концессию, затрагиваются все аспекты тогдашнего реализма. НЭП, разгул бандитизма, спецеедство.
Троцкий появляется в книге лишь однажды, зато в одном из ключевых эпизодов. Есть в книге и Свердлов, с тайным сейфом, и заговор банкиров. Обновлённый Фрунзе произвёл техническую революцию. Как всегда, всё началось с организации труда, потом подтянулось оружие, за ним и вся экономика. А с новой экономикой, взявшей лучшее и у социалистического строя, и у капиталистического, альтернативный СССР не просто показал всем захватчикам и мировому банковскому заговору «мать Кузьмы», но и смог исполнить мечту главного героя — запустить обширную космическую программу. Разумеется, к звёздам мы полетели первые и гораздо раньше, чем в реальной истории. На Автор.Тудей, в комментариях целые портянки текста посвящены оценкам поступков главного героя и реальных персонажей. Присоединяйтесь, там интересно.
Можно долго и нудно гадать, как повернулась бы история, если бы к власти пришёл Троцкий. Началась бы пресловутая война всех со всеми, или весь Союз работал бы только на дело «Мировой революции»? В любом случае это будут догадки. Мы никогда не узнаем, о чём думал человек, по его статьям в газетах. Тем более, такой неоднозначный, как Л. Д. Троцкий.
О книге М. Ланцова «Фрунзе» рассказывал Эдуард Касаткин.