Организациям выгодно работать с самозанятыми, ведь такое сотрудничество требует минимальных формальностей.
Эта форма взаимодействия дает компаниям возможность быстро находить нужных специалистов для выполнения задач без необходимости создания постоянного штата сотрудников.
Однако в таких отношениях есть как выгоды, так и риски. Давайте рассмотрим, какие преимущества и опасности несет сотрудничество с самозанятыми для вашей компании и как можно избежать возможных негативных последствий.
Хотите узнать, как оптимизировать налоговую нагрузку и правильно взаимодействовать с самозанятыми специалистами в 2024 году?
Запишитесь на курс “Налоги малых предприятий (УСН, ОСН, ООО, ИП, самозанятые)”, чтобы получить актуальные знания и рекомендации от экспертов в области налогообложения. Не упустите возможность эффективно управлять бизнесом и минимизировать риски.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми
- Штрафные санкции для работодателя
- Рабочие отношения с самозанятым
- Оплата услуг самозанятого
Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми
Отметим положительные стороны такого сотрудничества.
Оплатить услуги самозанятых можно наличными или на карту, а чек из приложения «Мой налог» от самозанятого станет подтверждением расходов.
- Можно оптимизировать расходы на сотрудников. Не придется уплачивать НДФЛ и перечислять в фонды страховые взносы.
- Работодатель не осуществляет дополнительные расходы, так как платит за выполненную работу, а не за время, проведенное в офисе.
- Работодатель не оплачивает отпуска, больничные и декретные.
- С самозанятым работодателю проще расторгнуть договор, если что-то пойдет не так. В любой момент можно отказаться от сотрудничества и заключить договор с другим исполнителем, а вот штатного специалиста без веской причины уволить нельзя.
Вместе с тем, есть и отрицательные стороны при работе с самозанятым. Налоговая или трудовая инспекция может заподозрить работодателя в попытке замаскировать трудовые отношения под гражданско-правовые.
Проверяющие органы ставят под подозрение:
- если организация является единственным заказчиком у самозанятого;
- организация обеспечивает самозанятого инвентарем, материалами, поставляет клиентов;
- самозанятый работает по тому же графику, что и штатные работники компании, на той же территории;
- организация регулярно платит самозанятому одни и те же суммы;
- работодатель платит не за конкретный результат работы, а за выполнение трудовой функции.
Самозанятый фактически не несет ответственности за свою работу. В любой момент он может пропасть или сорвать сроки.
Штрафные санкции для работодателя
При допущении нарушений на работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Так, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей;
- для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Доначисления по НДФЛ и взносам на социальное страхование, а также штрафы за неуплату налогов в срок.
Заключение нового договора с работником — уже трудового, а не гражданско-правового характера.
Рабочие отношения с самозанятым
Для того, чтобы обезопасить свои рабочие отношения с самозанятым, работодателю нужно предпринять следующие шаги:
Шаг 1. Прежде чем заключить договор, важно проверить, зарегистрирован ли самозанятый. Сделать это можно двумя способами:
- запросить у него выписку из приложения «Мой налог»;
- бесплатно проверить факт регистрации на сайте ФНС.
Шаг 2. Убедившись в том, что исполнитель зарегистрирован, можно подписывать договор. В нём важно прописать:
- дату заключения;
- права и обязанности сторон и предмет договора;
- порядок оказания услуг;
- описать порядок сдачи-приемки работ, правила подписания акта;
- последствия оказания услуг неудовлетворительного качества;
- стоимость услуг и способы их оплаты;
- срок действия договора;
- ответственность сторон и порядок изменения условий сотрудничества;
- порядок разрешения споров;
- реквизиты сторон.
Оплата услуг самозанятого сотрудника
Оплатить услуги самозанятого можно следующими способами:
- по выставленному счету;
- переводом по реквизитам личной карты любого банка;
- переводом по номеру электронного кошелька.
Чтобы получить оплату, самозанятый должен подготовить и передать работодателю акт выполненных работ.
После оплаты самозанятый обязан прислать чек, в котором указаны наименование услуги, ее стоимость и ИНН работодателя. Без чека списать оплату услуг в расходы не получится. Чек должен быть передан в момент расчета либо не позднее 9-го числа следующего месяца.
Например, исполнитель получил оплату в октябре текущего года, чек он должен предоставить до 9 ноября текущего года.
В том случае, если самозанятый не присылает чек в установленный срок, на него можно пожаловаться в ФНС.
Хранить чеки можно как в бумажном, так и в электронном виде.
На основании акта выполненных работ и чека можно учесть оплату как расход и исключить из налогооблагаемой базы, если применяемый режим налогообложения это допускает.
Если по какой-то причине самозанятый вернул уплаченную сумму и аннулировал чек, работодателю необходимо пересчитать свои расходы и сумму налога.
Важно знать!
Закон не запрещает самозанятым заключать гражданско-правовые договоры с бывшими работодателями. Но надо учитывать такой факт: если заказчик был работодателем для самозанятого менее двух лет назад, доход не подпадает под льготный спецрежим и не облагается налогом на профессиональный доход.
Профессиональный совет:
Дистанционные курсы налогообложения малого бизнеса помогут всем желающим разобраться в выборе наиболее оптимальных решений для своих организаций.
Курс “Налоги малых предприятий (УСН, ОСН, ООО, ИП, самозанятые)” даст глубокое понимание налогового планирования, различных налоговых режимов и действующего законодательства.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫ БУДЕТЕ УМЕТЬ:
- выбирать оптимальную систему налогообложения (УСН, ОСН)
- рассчитывать и планировать прибыль от деятельности компании
- определять налоговую нагрузку для ООО и ИП
- разбираться в составе и сроках сдачи отчетности
- понимать принципы заполнения отчетности
- использовать налоговое планирование с учетом сроков уплаты налогов
- применять схемы налогов малого бизнеса (ООО, ИП)
Получите бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП на нашем сайте!