Найти тему

Партнерство с самозанятыми. Выгоды и риски для вашей компании

Оглавление

Организациям выгодно работать с самозанятыми, ведь такое сотрудничество требует минимальных формальностей.

Эта форма взаимодействия дает компаниям возможность быстро находить нужных специалистов для выполнения задач без необходимости создания постоянного штата сотрудников.

Однако в таких отношениях есть как выгоды, так и риски. Давайте рассмотрим, какие преимущества и опасности несет сотрудничество с самозанятыми для вашей компании и как можно избежать возможных негативных последствий.

Хотите узнать, как оптимизировать налоговую нагрузку и правильно взаимодействовать с самозанятыми специалистами в 2024 году?

Запишитесь на курс “Налоги малых предприятий (УСН, ОСН, ООО, ИП, самозанятые)”, чтобы получить актуальные знания и рекомендации от экспертов в области налогообложения. Не упустите возможность эффективно управлять бизнесом и минимизировать риски.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми
  2. Штрафные санкции для работодателя
  3. Рабочие отношения с самозанятым
  4. Оплата услуг самозанятого

Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми

Отметим положительные стороны такого сотрудничества.

Оплатить услуги самозанятых можно наличными или на карту, а чек из приложения «Мой налог» от самозанятого станет подтверждением расходов.

  • Можно оптимизировать расходы на сотрудников. Не придется уплачивать НДФЛ и перечислять в фонды страховые взносы.
  • Работодатель не осуществляет  дополнительные расходы, так как платит за выполненную работу, а не за время, проведенное в офисе.
  • Работодатель  не оплачивает отпуска, больничные и декретные.
  • С самозанятым работодателю проще расторгнуть договор, если что-то пойдет не так. В любой момент можно отказаться от сотрудничества и заключить договор с другим исполнителем, а вот штатного специалиста без веской причины уволить нельзя.

Вместе с тем, есть и отрицательные стороны при работе с самозанятым. Налоговая или трудовая инспекция может заподозрить работодателя в попытке замаскировать трудовые отношения под гражданско-правовые.

Проверяющие органы ставят под подозрение:

  • если организация является единственным заказчиком у самозанятого;
  • организация обеспечивает самозанятого инвентарем, материалами, поставляет клиентов;
  • самозанятый работает по тому же графику, что и штатные работники компании, на той же территории;
  • организация регулярно платит самозанятому одни и те же суммы;
  • работодатель платит не за конкретный результат работы, а за выполнение трудовой функции.

Самозанятый фактически не несет ответственности за свою работу. В любой момент он может пропасть или сорвать сроки.

Штрафные санкции для работодателя

При допущении нарушений на работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Так, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Доначисления по НДФЛ и взносам на социальное страхование, а также штрафы за неуплату налогов в срок.

Заключение нового договора с работником — уже трудового, а не гражданско-правового характера.

Рабочие отношения с самозанятым

Для того, чтобы обезопасить свои рабочие   отношения с самозанятым, работодателю нужно предпринять следующие шаги:

Шаг 1. Прежде чем заключить договор, важно проверить, зарегистрирован ли самозанятый. Сделать это можно двумя способами:

  • запросить у него выписку из приложения «Мой налог»;
  • бесплатно проверить факт регистрации на сайте ФНС.

Шаг 2. Убедившись в том, что исполнитель зарегистрирован, можно подписывать договор. В нём важно прописать:

  • дату заключения;
  • права и обязанности сторон и предмет договора;
  • порядок оказания услуг;
  • описать порядок  сдачи-приемки работ, правила подписания акта;
  • последствия оказания услуг неудовлетворительного качества;
  • стоимость услуг и способы их оплаты;
  • срок действия договора;
  • ответственность сторон и порядок изменения условий сотрудничества;
  • порядок разрешения споров;
  • реквизиты сторон.

Оплата услуг самозанятого сотрудника

Оплатить услуги самозанятого можно следующими  способами:

  • по выставленному счету;
  • переводом по реквизитам личной карты любого банка;
  • переводом по номеру электронного кошелька.

Чтобы получить оплату, самозанятый должен подготовить и передать работодателю акт выполненных работ.

После оплаты самозанятый обязан прислать чек, в котором указаны наименование услуги, ее стоимость и ИНН работодателя. Без чека списать оплату услуг в расходы не получится. Чек должен быть передан в момент расчета либо не позднее 9-го числа следующего месяца.

Например, исполнитель получил оплату в октябре текущего года, чек он должен предоставить до 9 ноября текущего года.

В том случае, если самозанятый не присылает чек в установленный срок, на него можно пожаловаться в ФНС.

Хранить чеки можно как в бумажном, так и в электронном виде.

На основании акта выполненных работ и чека можно учесть оплату как расход и исключить из налогооблагаемой базы, если применяемый режим налогообложения это допускает.

Если по какой-то причине самозанятый вернул уплаченную сумму и аннулировал чек, работодателю необходимо  пересчитать свои расходы и сумму налога.

Важно знать!
Закон не запрещает самозанятым заключать гражданско-правовые договоры с бывшими работодателями. Но надо учитывать такой факт: если заказчик был работодателем для самозанятого менее двух лет назад, доход не подпадает под льготный спецрежим и не облагается налогом на профессиональный доход.

Профессиональный совет:

Дистанционные курсы налогообложения малого бизнеса помогут всем желающим разобраться в выборе наиболее оптимальных решений для своих организаций.

Курс “Налоги малых предприятий (УСН, ОСН, ООО, ИП, самозанятые)” даст глубокое понимание налогового планирования, различных налоговых режимов и действующего законодательства.

ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫ БУДЕТЕ УМЕТЬ:

  • выбирать оптимальную систему налогообложения (УСН, ОСН)
  • рассчитывать и планировать прибыль от деятельности компании
  • определять налоговую нагрузку для ООО и ИП
  • разбираться в составе и сроках сдачи отчетности
  • понимать принципы заполнения отчетности
  • использовать налоговое планирование с учетом сроков уплаты налогов
  • применять схемы налогов малого бизнеса (ООО, ИП)

Получите бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП на нашем сайте!