Вот так я незаметно вернулся на Мясницкую улицу. Вернулся – и не пожалел! Эта улица – еще одно замечательное созвездие на звездной карте московской архитектуры. Можно пройтись по ней самой или углубиться в окружающие переулки. Можно бродить здесь часами, день за днем возвращаясь. И все равно будет снова и снова тянуть сюда.
Сегодняшний архитектурный герой моей истории стоит через дорогу от бывшего имения Нарышкиных, напротив усадеб Суворовых и фон Мекков.
И на мой взгляд, это…
…Один из самых необычных образцов классицизма
Я привык к тому, что классицистические здания строятся в основном по одному принципу: симметричное относительно центральной оси, с доминирующим портиком или ризалитом и почти обязательным фронтоном, чаще всего треугольным.
А здесь – вопреки моему, откровенно говоря, дилетантскому, любительскому представлению – два боковых ризалита с коринфскими пилястрами и как раз с треугольными фронтонами. И еще один, центральный ризалит, оформленный в виде арки и обрамленный колоннами.
Впрочем, многие и относят необыкновенный особняк в меньшей степени к классицизму и в большей к барокко.
Интересно, что об этом доме до сих пор нет твердой уверенности, кто же его в действительности построил. Одна чаша весов в споре знатоков склоняется в пользу Матвея Федоровича Казакова, другая – в сторону итальянца Франческо (или, как его звали на русский лад, Франца Ивановича) Кампорези, участника строительства Екатерининского дворца в Лефортове, усадьбы Апраксиных в Ольгово и крепостного театра в Останкинской усадьбе графа Николая Петровича Шереметева. Мастера, знаменитого тем, что
«с соответственной для мигрирующего художника готовностью улавливал пожелания заказчиков, переводя их на язык принятых и согласующихся с обстоятельствами норм»
В семнадцатом веке здесь стояли каменные палаты, что принадлежали купцу Гостиной сотни Федору Козмину. Позднее их неоднократно перепродавали и перестраивали. И вот, наконец, в 1760-х годах имение купил генерал-аншеф и сенатор, герой Семилетней войны и сражений с турками, бравший Бендерскую крепость, а позднее подавлявший Пугачевское восстание, граф Петр Петрович Панин.
Он выстроил два крыла справа и слева от главного объема палат и изменил внешний вид фасадов, придав им облик в стиле барокко.
А спустя три десятка лет, в 1791-м, владельцем усадьбы сделался московский губернский предводитель дворянства, генерал-майор Императорской армии…
…Князь Александр Иванович Лобанов-Ростовский
Он, как водится, в очередной раз перестроил особняк, придав ему черты классицизма. Вероятнее всего, как раз тот облик, который дом получил благодаря Кампорези (если это действительно был он), мы и созерцаем сегодня.
Появились те самые объемы с ризалитами, пилястровыми портиками и с парадными залами внутри, а центральная часть оформилась в виде триумфальной арки (7 фото).
В левой части, на втором этаже, был устроен храм с апсидой, занявшим всю площадь пристройки (о чем поведал мой дорогой подписчик, реставратор Юрий Маслов).
Классическими стали и интерьеры – с мраморной отделкой и хрустальными люстрами.
А во внутреннем дворе зодчий выстроил два флигеля и каретный сарай.
Владел своим новым имением князь чуть больше тридцати лет, в 1820-х годах продав его историку и археографу, главному управляющему Московским архивом Коллегии иностранных дел и брату директора Царскосельского лицея, Алексею Федоровичу Малиновскому.
Тот регулярно устраивал в свежеприобретенной усадьбе званые вечера, постоянными гостьями которых бывали сестры Гончаровы, а после замужества одной из сестер – Натальи Николаевны – и ее молодой супруг, Александр Сергеевич.
Впрочем, есть мнение, что юный поэт захаживал сюда и раньше, а супруга Алексея Федоровича Анна Петровна сыграла довольно значительную роль в его сватовстве.
И здесь же, в этих самых стенах, в двадцатых годах девятнадцатого века благодаря любезному предложению Малиновского расположилась основанная генерал-губернатором, попечителем Московского учебного округа, меценатом и благотворителем Сергеем Григорьевичем Строгановым…
…Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам
Та самая, которая впоследствии стала базой для Строгановского училища.
Здесь расположились Вторая рисовальная школа, а также гальванопластическая, керамическая, майоликовая и фарфоровая мастерские будущей Строгановки. А уж список учащихся, преподававших и работавших в Школе художников, скульпторов и архитекторов занял бы несколько страниц.
Предтеча Строгановки просуществовала в стенах усадьбы до 1836 года. А следующими ее владельцами стали выходцы из Дании, мастера-механики, создатели и продавцы сельхозтехники и…
…Часовщики братья Иоганн и Николай Бутенопы
Прекрасный особняк они приспособили под фабрику, производя на ней технику и точные механизмы.
Возможно, их имена мало знакомы нынешним москвичам, но в свое время они были весьма знамениты. И в первую очередь своими башенными часами. Одними из таковых они украсили мезонин этого дома, другими – Большой Кремлевский дворец.
Но самая знаменитая работа братьев Бутенопов – Куранты на Спасской башне Московского Кремля. Гигантские механические часы их работы, выполненные в 1852 году, прекрасно работают и по сей день. Очень они удачно заменили собою те, что были вознесены над Красной площадью в пятнадцатом веке, постоянно ломаясь и требуя замены.
Братья владели зданием почти сорок лет, в 1874 году уступив его своим коллегам механикам, владельцам «Товарищества Эмиля Липгарта и Ко» Герману Эдуарду Юлиусу (Эдуарду Александровичу) Липгарту, его брату и компаньону Эмилию Александровичу и детям последнего – Георгу и Эмилю Эмильевичам. Которые и обитали здесь до самого начала Первой Мировой войны.
(7 фото усадебного дома со стороны двора)
К слову сказать, Липгарты планировали усадьбу снести, а на ее месте построить новый семиэтажный доходный дом. Но, нет худа без добра, от гибели старинный дом спасло начало войны и последующая революция.
После 1917 года в усадьбе расположился госпиталь, а затем – Потребительская коммуна и Совет кооперации.
А ближе к концу двадцатого столетия усадьба пришла в аварийное состояние. В 1987 году началась какая-то реставрация, но на нее, как рассказывают, не хватило то ли средств, то ли мотивации. Только в 2000-х годах дело сдвинулось с мертвой точки, когда у усадьбы появился новый арендатор – некоммерческое партнерство по развитию культуры и искусства «Меценат Клуб».
Уникальное историческое здание отреставрировали, а заодно включили в реестр объектов культурного наследия.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!