Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом трех композиторов и множество других знаменитостей на углу Мясницкой и Харитоньевского

Наверное, этот дом на Мясницкой улице можно считать одним из рекордсменов по числу связанных с ним знаменитостей. А особенно – учитывая его совсем невеликие размеры. Всего-то одноэтажная постройка с полуподвалом и мезонином... но сколько всего он помнит и сколько мог бы рассказать, если бы камни умели разговаривать. Начало его истории можно отнести к концу семнадцатого столетия, когда на месте этого особняка за Мясницкими воротами Белого города располагались владения Льва Кирилловича Нарышкина – стольника, боярина, дьяка посольского приказа и по совместительству дядьки Петра Первого. После его кончины, в самом начале восемнадцатого века здесь выстроили традиционные для того времени белокаменные палаты, которые в 1749 году достались князю Петру Яковлевичу Голицыну, генерал-майору и командиру лейб-гвардии Конного полка. Считается, что именно он, выкупив за 500 рублей владение «со всяким ветхим дворовым и хоромным строением и садом» выстроил ту самую усадьбу, главный дом которой и стоит с
Оглавление

Наверное, этот дом на Мясницкой улице можно считать одним из рекордсменов по числу связанных с ним знаменитостей. А особенно – учитывая его совсем невеликие размеры. Всего-то одноэтажная постройка с полуподвалом и мезонином... но сколько всего он помнит и сколько мог бы рассказать, если бы камни умели разговаривать.

Начало его истории можно отнести к концу семнадцатого столетия, когда на месте этого особняка за Мясницкими воротами Белого города располагались владения Льва Кирилловича Нарышкина – стольника, боярина, дьяка посольского приказа и по совместительству дядьки Петра Первого.

После его кончины, в самом начале восемнадцатого века здесь выстроили традиционные для того времени белокаменные палаты, которые в 1749 году достались князю Петру Яковлевичу Голицыну, генерал-майору и командиру лейб-гвардии Конного полка. Считается, что именно он, выкупив за 500 рублей владение

«со всяким ветхим дворовым и хоромным строением и садом»

выстроил ту самую усадьбу, главный дом которой и стоит сегодня, конечно же, многократно перестроенный…

…На углу Мясницкой и Малого Харитоньевского переулка

Правда, владел Голицын новенькой, с иголочки, усадьбой совсем недолго, всего через четыре года продав ее уже без малого за две тысячи.

И это лишь только две знаменитых русских фамилии, что связаны с этим домом. А было их куда больше! И о большинстве из них я уже писал в своих заметках.

-2

Усадьба много раз переходила из рук в руки, меняя облик в угоду новым хозяевам и каждой новой моде на архитектурный стиль. За сохранность культурного наследия (как же, дом родного брата Натальи Кирилловны Нарышкиной!) тогда никто не следил и не переживал. Однако свои исторические пропорции дом несмотря на все перестройки сохранил, что удивительно, до сих пор. Лишь обзаводился новыми пристройками и флигелями.

-3

Но запомнилась усадьба тем, что в ней в разное время кто дольше, кто меньше, жили целых три композитора.

И первая страница этой главы Истории дома на Мясницкой улице открылась после того, как в 1826 году…

…Усадьба досталась семье Арсеньевых

Отставной капитан Преображенского полка, член Комиссии строений, сенатор и тайный советник Александр Александрович Арсеньев поселился здесь со своей женой Надеждой Михайловной и сыном Ильей Александровичем – будущим писателем и журналистом, редактором и издателем «Петербургского листка» и сатирического еженедельника «Заноза».

Супруга главы семейства, будучи дамой светской, водила дружбу и с Александром Сергеевичем Пушкиным, и со многими другими известными людьми. Она устроила в доме настоящий салон, к слову сказать, один из самых известных в Москве того времени. Частыми гостями в нем бывали среди прочих и сам Александр «наше всё» Пушкин, и Дмитрий Михайлович Волконский – герой Наполеоновских войн, чей дядька Николай Сергеевич Волконский был родным дедом Льва Николаевича Толстого, и баснописец Иван Иванович Дмитриев, и Петр Яковлевич Чаадаев, и тайный советник и попечитель Казанского учебного округа Михаил Александрович Салтыков.

Собственно, список постоянных гостей этого дома-салона в бытность его принадлежащим Арсеньевым почти целиком повторял список гостей домика-флигеля на Новой Басманной.

А австро-венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист и вовсе жил здесь в 1843 году.

Ференц Лист. Изображение из открытых источников
Ференц Лист. Изображение из открытых источников

Существует легенда, что именно в этом доме с Листом приключилась одна любопытная история, которая прекрасно иллюстрирует его характер и душевные качества. Сама история совершенно правдива, но произошло ли это именно здесь – доподлинно неизвестно.

Однажды к композитору, смущаясь и отводя глаза, подошла незнакомая девушка и проговорила: «Я играю на рояле и пытаюсь преподавать музыку. Чтобы заработать чуть больше значимости в глазах моих нанимателей, я выдаю себя за вашу ученицу. И вот я вдруг услыхала, что вы остановились в этом доме, и решилась поговорить с вами. Мне очень стыдно лгать, но обстоятельства вынуждают... Не были бы вы так любезны назвать меня своей ученицей?»

В ответ Лист сказал, что обманывать никого он не имеет права, но девушке поможет. Затем пригласил ее в свою комнату и, усадив за инструмент, попросил что-нибудь сыграть для него. Внимательно выслушал исполненный этюд и в паре мест подсказал, как его визави может улучшить свою игру. И добавил: «Вот теперь мы никого не обманываем, а вы вполне можете называть себя моей ученицей».

-5

Кстати сказать, если посчитать еще и Михаила Ивановича Глинку, также посещавшего клуб Надежды Михайловны, то этот дом по праву можно было бы назвать домом не трех, а целых четырех композиторов. Но, в отличие от трех других, Глинка сюда именно захаживал, но не проживал здесь.

Автор мемориальной доски, установленной в 1986 году - архитектор Павел Юрьевич Андреев
Автор мемориальной доски, установленной в 1986 году - архитектор Павел Юрьевич Андреев

Александр Арсеньев жил в имении до своей смерти в 1844 году. Его вдова и сын владели усадьбой еще три года. Затем она снова сменила пару собственников, а спустя приблизительно два десятка лет…

…Новыми владельцами сделались фон Мекки

О Надежде Филаретовне, супруге железнодорожного магната Карла Федоровича фон Мекк, владелице подольской усадьбы Плещеево на берегу реки Пахры, я уже рассказывал.

В этой же усадьбе они поселились в конце 1860-х годов вместе со своими детьми.

Надежда Филаретовна фон Мекк. Изображение из открытых источников
Надежда Филаретовна фон Мекк. Изображение из открытых источников

Интересно, что Надежда Филаретовна также покровительствовала творческим людям. Известна ее тесная дружба с Петром Ильичом Чайковским, с которым она, правда, никогда лично не встречалась, но целых тринадцать лет состояла в активной переписке и даже предоставляла ему жилье и оказывала финансовую поддержку. Лишь бы гениальному композитору не приходилось тратить время и силы на преподавание и прочие поиски пропитания и крова в ущерб сочинительству.

Петр Ильич Чайковский. Изображение из открытых источников
Петр Ильич Чайковский. Изображение из открытых источников

И в этом самом доме для него ею была отведена угловая комната нижнего этажа, где он селился, посещая Москву с 1884 по 1887 год (3 фото).

А третьим жившим здесь автором музыкальных произведений был не кто иной как француз Клод Ашиль Дебюсси. Это было в 1880 году, еще до того как в доме поселился Чайковский.

Клод Дебюсси. Изображение из открытых источников
Клод Дебюсси. Изображение из открытых источников

Надежда фон Мекк пригласила его в качестве преподавателя музыки для своих дочерей. Но кончилось это репетиторство курьезно. Мастер фортепиано влюбился в одну из своих учениц, в Соню фон Мекк, и даже решился просить ее руки у тогда уже вдовы Железнодорожного короля. Но Надежда Филаретовна (уж не знаю отчего) решительно отказала музыканту, и тому пришлось незамедлительно уехать.

А после смерти строгой дамы…

…Усадьбу приобрел Николай Дмитриевич Стахеев

Тот самый, о котором мы читали буквально на днях. Меценат, купец первой гильдии и промышленник, богатейший домовладелец и прообраз книжного Ипполита Матвеевич «Кисы» Воробьянинова.

Он превратил усадьбу в доходное владение, вероятно, в последний раз перестроив главный дом. Наверное, и говорить не приходится, что реконструкцией недвижимости занимался личный архитектор Стахеева Михаил Федорович Бугровский.

(5 фото)

Он обработал цоколь здания рустом, основную часть фасада разграничил коринфскими пилястрами, а окна украсил в псевдоготической манере (9 фото).

А заодно перенес парадный вход с улицы в переулок (2 фото).

И добавил еще один объем с дворовой стороны.

Кстати, интересно. Вот эти любопытные детали справа и слева от наличников, откровенно напоминающие форму ушей, не являются ли намеками на такое количество музыкантов и композиторов, связанных с этим чудесным домом? Вряд ли, конечно. Но мысль возникает.

-14

А еще не знаю, простое это совпадение или Стахеев уже потихоньку начинал готовиться к будущей эмиграции, но и этот дом он продал в 1911 году, одновременно с особняком в Малом Харитоньевском переулке.

Продал Евгении Васильевне Тахтамировой, жене суджанского купца-виноторговца и потомственного почетного гражданина. Ей усадьба и принадлежала до самой революции. А после прихода большевиков дом превратился в коммунальное общежитие.

-15

В семидесятых коммуналки расселили, а дом заняли конторы Бауманского райсовета.

Шло время, и дом пришел почти что в полное запустение. Он почти разваливался на части, да и львиная часть украшений с его фасада улетучилась. Но в конце прошлого века Дому трех композиторов вернули прежний облик.

И сегодня он является объектом культурного наследия федерального значения.

-16
Доходный дом Н.Ф. фон Мекк - Н.Д. Стахеева, достопримечательность, Мясницкая ул., 44/1с2АБ, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!