Наверное, этот дом на Мясницкой улице можно считать одним из рекордсменов по числу связанных с ним знаменитостей. А особенно – учитывая его совсем невеликие размеры. Всего-то одноэтажная постройка с полуподвалом и мезонином... но сколько всего он помнит и сколько мог бы рассказать, если бы камни умели разговаривать.
Начало его истории можно отнести к концу семнадцатого столетия, когда на месте этого особняка за Мясницкими воротами Белого города располагались владения Льва Кирилловича Нарышкина – стольника, боярина, дьяка посольского приказа и по совместительству дядьки Петра Первого.
После его кончины, в самом начале восемнадцатого века здесь выстроили традиционные для того времени белокаменные палаты, которые в 1749 году достались князю Петру Яковлевичу Голицыну, генерал-майору и командиру лейб-гвардии Конного полка. Считается, что именно он, выкупив за 500 рублей владение
«со всяким ветхим дворовым и хоромным строением и садом»
выстроил ту самую усадьбу, главный дом которой и стоит сегодня, конечно же, многократно перестроенный…
…На углу Мясницкой и Малого Харитоньевского переулка
Правда, владел Голицын новенькой, с иголочки, усадьбой совсем недолго, всего через четыре года продав ее уже без малого за две тысячи.
И это лишь только две знаменитых русских фамилии, что связаны с этим домом. А было их куда больше! И о большинстве из них я уже писал в своих заметках.
Усадьба много раз переходила из рук в руки, меняя облик в угоду новым хозяевам и каждой новой моде на архитектурный стиль. За сохранность культурного наследия (как же, дом родного брата Натальи Кирилловны Нарышкиной!) тогда никто не следил и не переживал. Однако свои исторические пропорции дом несмотря на все перестройки сохранил, что удивительно, до сих пор. Лишь обзаводился новыми пристройками и флигелями.
Но запомнилась усадьба тем, что в ней в разное время кто дольше, кто меньше, жили целых три композитора.
И первая страница этой главы Истории дома на Мясницкой улице открылась после того, как в 1826 году…
…Усадьба досталась семье Арсеньевых
Отставной капитан Преображенского полка, член Комиссии строений, сенатор и тайный советник Александр Александрович Арсеньев поселился здесь со своей женой Надеждой Михайловной и сыном Ильей Александровичем – будущим писателем и журналистом, редактором и издателем «Петербургского листка» и сатирического еженедельника «Заноза».
Супруга главы семейства, будучи дамой светской, водила дружбу и с Александром Сергеевичем Пушкиным, и со многими другими известными людьми. Она устроила в доме настоящий салон, к слову сказать, один из самых известных в Москве того времени. Частыми гостями в нем бывали среди прочих и сам Александр «наше всё» Пушкин, и Дмитрий Михайлович Волконский – герой Наполеоновских войн, чей дядька Николай Сергеевич Волконский был родным дедом Льва Николаевича Толстого, и баснописец Иван Иванович Дмитриев, и Петр Яковлевич Чаадаев, и тайный советник и попечитель Казанского учебного округа Михаил Александрович Салтыков.
Собственно, список постоянных гостей этого дома-салона в бытность его принадлежащим Арсеньевым почти целиком повторял список гостей домика-флигеля на Новой Басманной.
А австро-венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист и вовсе жил здесь в 1843 году.
Существует легенда, что именно в этом доме с Листом приключилась одна любопытная история, которая прекрасно иллюстрирует его характер и душевные качества. Сама история совершенно правдива, но произошло ли это именно здесь – доподлинно неизвестно.
Однажды к композитору, смущаясь и отводя глаза, подошла незнакомая девушка и проговорила: «Я играю на рояле и пытаюсь преподавать музыку. Чтобы заработать чуть больше значимости в глазах моих нанимателей, я выдаю себя за вашу ученицу. И вот я вдруг услыхала, что вы остановились в этом доме, и решилась поговорить с вами. Мне очень стыдно лгать, но обстоятельства вынуждают... Не были бы вы так любезны назвать меня своей ученицей?»
В ответ Лист сказал, что обманывать никого он не имеет права, но девушке поможет. Затем пригласил ее в свою комнату и, усадив за инструмент, попросил что-нибудь сыграть для него. Внимательно выслушал исполненный этюд и в паре мест подсказал, как его визави может улучшить свою игру. И добавил: «Вот теперь мы никого не обманываем, а вы вполне можете называть себя моей ученицей».
Кстати сказать, если посчитать еще и Михаила Ивановича Глинку, также посещавшего клуб Надежды Михайловны, то этот дом по праву можно было бы назвать домом не трех, а целых четырех композиторов. Но, в отличие от трех других, Глинка сюда именно захаживал, но не проживал здесь.
Александр Арсеньев жил в имении до своей смерти в 1844 году. Его вдова и сын владели усадьбой еще три года. Затем она снова сменила пару собственников, а спустя приблизительно два десятка лет…
…Новыми владельцами сделались фон Мекки
О Надежде Филаретовне, супруге железнодорожного магната Карла Федоровича фон Мекк, владелице подольской усадьбы Плещеево на берегу реки Пахры, я уже рассказывал.
В этой же усадьбе они поселились в конце 1860-х годов вместе со своими детьми.
Интересно, что Надежда Филаретовна также покровительствовала творческим людям. Известна ее тесная дружба с Петром Ильичом Чайковским, с которым она, правда, никогда лично не встречалась, но целых тринадцать лет состояла в активной переписке и даже предоставляла ему жилье и оказывала финансовую поддержку. Лишь бы гениальному композитору не приходилось тратить время и силы на преподавание и прочие поиски пропитания и крова в ущерб сочинительству.
И в этом самом доме для него ею была отведена угловая комната нижнего этажа, где он селился, посещая Москву с 1884 по 1887 год (3 фото).
А третьим жившим здесь автором музыкальных произведений был не кто иной как француз Клод Ашиль Дебюсси. Это было в 1880 году, еще до того как в доме поселился Чайковский.
Надежда фон Мекк пригласила его в качестве преподавателя музыки для своих дочерей. Но кончилось это репетиторство курьезно. Мастер фортепиано влюбился в одну из своих учениц, в Соню фон Мекк, и даже решился просить ее руки у тогда уже вдовы Железнодорожного короля. Но Надежда Филаретовна (уж не знаю отчего) решительно отказала музыканту, и тому пришлось незамедлительно уехать.
А после смерти строгой дамы…
…Усадьбу приобрел Николай Дмитриевич Стахеев
Тот самый, о котором мы читали буквально на днях. Меценат, купец первой гильдии и промышленник, богатейший домовладелец и прообраз книжного Ипполита Матвеевич «Кисы» Воробьянинова.
Он превратил усадьбу в доходное владение, вероятно, в последний раз перестроив главный дом. Наверное, и говорить не приходится, что реконструкцией недвижимости занимался личный архитектор Стахеева Михаил Федорович Бугровский.
(5 фото)
Он обработал цоколь здания рустом, основную часть фасада разграничил коринфскими пилястрами, а окна украсил в псевдоготической манере (9 фото).
А заодно перенес парадный вход с улицы в переулок (2 фото).
И добавил еще один объем с дворовой стороны.
Кстати, интересно. Вот эти любопытные детали справа и слева от наличников, откровенно напоминающие форму ушей, не являются ли намеками на такое количество музыкантов и композиторов, связанных с этим чудесным домом? Вряд ли, конечно. Но мысль возникает.
А еще не знаю, простое это совпадение или Стахеев уже потихоньку начинал готовиться к будущей эмиграции, но и этот дом он продал в 1911 году, одновременно с особняком в Малом Харитоньевском переулке.
Продал Евгении Васильевне Тахтамировой, жене суджанского купца-виноторговца и потомственного почетного гражданина. Ей усадьба и принадлежала до самой революции. А после прихода большевиков дом превратился в коммунальное общежитие.
В семидесятых коммуналки расселили, а дом заняли конторы Бауманского райсовета.
Шло время, и дом пришел почти что в полное запустение. Он почти разваливался на части, да и львиная часть украшений с его фасада улетучилась. Но в конце прошлого века Дому трех композиторов вернули прежний облик.
И сегодня он является объектом культурного наследия федерального значения.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!