Пожалуй, одними из самых интересных вещей в осмысленных прогулках по Старой Москве становятся истории о том, как связаны между собою те или иные события, те или иные дома, те или иные горожане того времени.
В прошлой заметке я рассказал про одноэтажный особняк на углу Мясницкой улицы и Малого Харитоньевского переулка, который был выстроен на земле, в конце семнадцатого века принадлежавшей Льву Кирилловичу Нарышкину. И вот еще одно здание, тесно с ним связанное...
...Стоит совсем рядом с Домом трех композиторов
И, пожалуй, одна из самых грустных вещей в таких прогулках, какие люблю совершать я – обнаруживать, что о наиболее интересных и прекрасных исторических местах отчего-то имеется совершенно мало информации.
Один из моих дорогих подписчиков в комментариях к предыдущей заметке упомянул этот дом, и я с предвкушением готовился к написанию о нем статьи… но вот наткнулся на то, что многого о нем сообщить и не получится.
Но, тем не менее, дом этот я вам покажу. И это…
…Усадьба Суворовых на Мясницкой улице
Это дом №46, строение 7. Совсем небольшой одноэтажный домик, построенный на основе палат Льва Кирилловича, возведенных в семнадцатом веке.
И снова забавно. Всего пару сайтов я нашел, что хоть как-то упоминают этот дом, да и те повторяют не то друг за другом, не то за кем-то третьим, что «в его основе лежат каменные палаты, принадлежавшие в середине восемнадцатого века Л.К. Нарышкину».
При том неоспоримом факте, что Л.К. Нарышкин, дядька последнего русского царя и первого Императора Всероссийского умер в 1705 году, кажется странным, что палаты для него якобы построили спустя лишь полвека после этой прискорбной даты.
Сам же дом был выстроен в первой половине восемнадцатого века в стиле аннинского барокко – стиле периода правления Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого, дочери его брата-соправителя Ивана Пятого и царицы Прасковьи Федоровны.
(3 фото)
Как довольно поздний представитель барокко, он уже много чем напоминает классицизм. Даже фасад его имеет строгую симметрию относительно центральной оси, что для классицизма и ампира впоследствии станет чуть ли не основной деталью. Только привычного портика-колоннады нет. Зато имеется треугольный фронтон над выступающим вперед ризалитом.
И фасадные, и боковые окна устроены в виде арок, правда, украшены лишь те, что расположены в ризалите.
И это – главный дом бывшей усадьбы родной сестры полководца Александра Суворова – Анны Васильевны Горчаковой, жены генерал-поручика и генерал-провиантмейстера русской армии Ивана Романовича Горчакова. Причем интересно то, что хоть она и состояла официально в браке и фамилию носила мужнину, во всех документах тем не менее фигурировала как Суворова, от всей души гордясь родством с Александром Васильевичем.
Анна Васильевна владела усадьбой с 1760 по 1813 год, с момента свадьбы в 1765 году и до вдовства в 1801-м живя здесь вместе с супругом.
Еще есть предположение, что до того (с 1728 по 1760) усадьба принадлежала самому генералу Василию Ивановичу – крестнику Петра Алексеевича Романова и его соратнику. А до него – вдове и наследнице Льва Кирилловича – Анне Петровне Нарышкиной, урожденной Салтыковой, а во втором браке Шереметевой. Но оба эти факта не имеют точных подтверждений.
Что известно достоверно, так это то, что с 1870-х годов и по 1890-й...
...Хозяином усадьбы сделался Николай Куманин
О нем же будет и следующая моя заметка, а точнее, о его доходном доме по соседству с усадьбой.
Потомственный почетный гражданин Николай Гордианович Куманин был преуспевающим купцом-чаеторговцем, а также занимал должность казначея городской распорядительной думы и являлся выборным купеческого сословия.
Меценат и благотворитель, он на собственные средства построил и содержал Петрово-Николаевскую богадельню. А еще прославился тем, что вместе со своими братьями сыграл важную роль в судьбе Федора Михайловича Достоевского.
(Впрочем, многие ли сегодня знают об этом факте?)
Именно Куманины помогли будущему классику русской литературы поступить в Петербургское Главное инженерное училище и поддерживали его все время учебы, которую тот окончил не без приключений. В третьем классе он оставался на второй год (как объяснил это отцу – из-за длительной ссоры с преподавателем алгебры, что настроило против него и других учителей). Да и в целом учеба давалась Достоевскому нелегко. Было скучно:
«противно, но нужно... с отвращением – а зубришь».
Неудивительно, что после окончания училища Федор Михайлович всего лишь один год проработал в Петербургской инженерной команде, после чего оставил службу и целиком погрузился в писательство.
Впрочем, моя заметка не о великом писателе, а об усадьбе на улице Мясницкой.
(5 фото)
Приобретя её, Куманин увеличил главный дом по высоте, добавив к нему антресольный этаж. А умирая, передал по наследству своему сыну Василию Николаевичу, состоявшему попечителем основанной Николаем Гордиановичем богадельни. И чья дочь Василиса была замужем за коллекционером Сергеем Александровичем Бахрушиным.
Что было в усадьбе после революции, неизвестно.
Зато известно, что в 2002-2004 году главный дом усадьбы реставрировали... При этом демонтировав большую часть остальных ее построек.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!