Первым упомянутым окладных книгах владельцем земельного участка по нынешнему адресу ул. Степана Разина, 49 был не кто иной, как шестой самарский губернатор Борис Петрович Обухов.
На усадьбе к середине 1850-х стоял одноэтажный каменный дом в пять окон по улице, справа рядом – одноэтажная каменная лавка в три окна, во дворе – флигель и служебные постройки.
Сам высокопоставленный чиновник здесь не проживал, а после случившегося 10 июля 1856-го года лютого пожара продал дворовое место Михаилу Ивановичу Лаптеву. Новый владелец был не столь именит. Из ежегодно подаваемых купеческому старосте «сведений»известно, что родился в 1809-м году, исповедовал православие, числился в рядах самарского купечества, занимался хлебной торговлей, был трижды женат, причем последняя супруга была на 24 года моложе. В последнем браке имел дочерей Наталью и Варвару, проживал в собственном доме по улице Соборной.
Уже через год новый владелец обгоревшую усадьбу восстановил и надстроил. Дом подрос до двух этажей и обзавелся дворовым пристроем , к имеющейся лавке добавилась еще одна. Правда, торговля в них так и не развернулась, поскольку усадьбу, расположенную в аккурат напротив Вознесенского собора, арендовала открывшаяся 9 сентября 1858-го года по решению Священного Синода духовная семинария.
Учебный курс состоял из трех двухгодичных отделений, и преподавание велось на самом высоком уровне. На низшем отделении изучались российская словесность, алгебра с геометрией, всеобщая история, латинский и греческий языки, на среднем – логика, психология,естествознание, физика, русская и библейская история.
На высшем отделении семинаристы осваивали догматическое , нравственное, пастырское и обличительное богословие, каноническое право, а так же немецкий и французский языки, медицину и сельское хозяйство.
В середине 1860-х М.И. Лаптев присоединил к основному корпусу бывшую лавку, после чего все здание стало двухэтажным в 15 окон по улице. Главный фасад получил асимметричную композицию, условно разделенную декоративными деталями на две части, где правая выделялась парадным входом и проездной аркой во двор, левая – ровным рядом частых оконных проемов.
Стилистически в оформлении присутствовали черты позднего классицизма. Горизонтальное членение выполнено карнизными и подоконными тянутыми поясками несложного профиля, богатый венчающий карниз над вторым этажом поддерживался фигурными кронштейнами. Углы здания и портал главного входа выделялись рустованными лопатками, междуоконные простенки второго этажа украшали филенчатые ширинки.
Прямоугольные оконные проемы левой части обрамлены тянутыми наличниками, аналогично оформлены окна первого этажа правой части. Во втором этаже правой части полуциркульные окна декорированы архивольтами. Главный вход с двумя боковыми окнами выделен полуциркульной аркой портала, оформленного арочным профилированным пояском с симметричными криволинейными оконными проемами.
В 1872-м году семинария вселилась в собственное здание. С домом купца Лаптева духовенство, однако, прощаться не пожелало – арендный контракт вновь продлили, теперь уже под размещение духовного училища. Еще до переезда семинарии – в 1867-м году - арендаторы на собственные средства устроили домовую церковь во имя Святых Иоакима и Анны. Располагалась церковь на втором этаже со стороны ул. Заводской (Венцека) в бывшем зале для публичных экзаменов, занимая всю ширину здания, со двора же была пристроена полноценная апсида.
В 1879-м году Михаилу Ивановичу Лаптеву было сделано предложение, от которого он не смог отказаться: здание на Вознесенской пожелал выкупить город. Думается, владельцу не особо хотелось расставаться с доходной собственностью, но умудренный годами и жизнью купец решил властям не перечить. Возможно, вспомнил Акима Светова, у которого приглянувшуюся недвижимость город просто забрал, «внезапно обнаружив» старые недоимки по налогам!
«Новоселом» выкупленного дома стало так же учебное заведение – самарское городское 4-х классное училище. Обучение в действительности был 6-летним, причем проучившиеся 4 года принимались без экзаменов в гимназии или Реальное училище, а окончившие полный курс получали право на гражданскую службу и поступление в Учительский институт.
Образовательный вектор дома Лаптева отклонился лишь в первые послереволюционные годы гражданского противостояния, став одним из красноармейских адресов Самары – в нем находилось Полевое управление авиации. Затем все вернулось на круги своя. На смену бывшему городскому училищу пришла «трудовая школа». В 1933-м в здании разместили базу НИИ педагогики областного отдела народного образования - Краевую опытную школу. В 1936-м она стала образцовой школой №63, спустя год – просто школой без всяких эпитетов.
Что касается самого дома – домовую церковь закрыли и переоборудовали под учебные помещения еще в 1918-м году. В начале 1960-х его расширили в сторону ул. Венцека и надстроили третьим этажом. Здание общей площадью 3236,4 кв.м признано объектом культурного наследия, сохранению и реставрации подлежат, помимо фасадов, «центральная лестница с ограждением, первоначальное плиточное покрытие, потолочные карнизы, падуги и тяги первоначальный вид столярных заполнений оконных и дверных проемов».
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете