Дореволюционное название улицы Степана Разина – Вознесенская – говорит, что в окрестностях ее находится храм, посвященный чуду Вознесения Господня.
Точнее, первая Вознесенская церковь в Самаре стояла на перекрестке нынешних улиц Водников и Комсомольской и была деревянной, трехъярусной с шатровой колокольней. Запечатлена она и на первом достоверном изображении Самары – известной гравюре художника Джона Кэстля, сопровождавшего Оренбургскую экспедицию в середине 18-го века. 20-го апреля 1765-го года при очередном пожаре сгорела, была восстановлена и вновь сгорела спустя 40 лет, в 1807-м году.
План застройки Самары предусматривал новое место для Вознесенского храма в будущем центре города, а еще план предусматривал строить церковь каменной – что скромному уездному городку было не по средствам. Только в 1838-м году в тогдашней губернской столице – Симбирске – губернские архитекторы разработали проект каменного храма для Самары, в Санкт-Петербурге проект доработали, «дабы дать оному вид правильный и благовидный», после чего передали в Самару «для исполнения».
Для исполнения помимо проекта, требовались немалые средства – 40 тысяч рублей! Сбор пожертвований прихожан продолжался три года, причем четверть всей суммы внес попечитель будущего храма самарский купец Василий Андреевич Попов-Чернушкин, и в 1841-м строительство началось.
Храм стал первым, и как оказалось, единственным в городе, выдержанным в благородной стилистике классицизма. Однокупольная базилика с колокольней на 9 колоколов увенчивалась тонким шпилем, изнутри собор был расписан художником А.П. Кочаевым и имел роскошное внутренне убранство. Наамвонные подсвечники были изготовлены из серебра, иконы украшены серебряными позолоченными ризами с натуральными камнями.
Спустя 6 лет – в 1847-м году - прошло освящение собора, а улица в честь нового храма получила название Вознесенской. Находящийся напротив дом купца Лаптева арендовали духовная семинария и духовное училище, при соборе открылась одноклассная церковно-приходская школа в помещениях второго этажа сторожки при храме.
Вознесенский собор стал свидетелем многих знаковых событий. Именно в нем прошел торжественный молебен в январе 1851-го года по случаю превращения Самары в губернскую столицу, сам собор сделался кафедральным, и прихожанами его были все известные жители города. На церковных службах побывало немало знаменитых людей, в том числе – в разные годы – три последних российских императора -Александр II, Александр III и Николай II.
В августе 1896-го года одна из прихожанок – Мария Сергеевна Позерн – даже смогла уговорить тогдашнего архиерея Валериана Лаврского провести в храме тайное венчание – и отлученный от церкви за попытку самоубийства журналист Алексей Пешков вступил в освященный церковью брак с вчерашней гимназисткой, работавшей корректором в «Самарской газете» Екатериной Волжиной.
После 1917-го года для церкви настало время испытаний. Один из первых декретов Советской власти 23-го февраля 1918-го года провозгласил отделение церкви от государства
Принадлежавшие храму жилые дома были тут же национализированы, а храмовые ценности переписаны и взяты на учет – чтобы через короткое время быть изъятыми. Малограмотные «национализаторы» не особо понимали художественную ценность храмового убранства и икон, так что церковная утварь и изделия из полудрагоценных металлов сдавались «по весу». В казну молодого государства были переданы «2 пуда 35 фунтов 7 золотников и 72 доли серебра». Главное сокровище храма – напрестольное Евангелие XVII века в серебряном позолоченном окладе ювелирной работы было просто сожжено. В 1933-м году Советская власть провела на Алексеевской площади «показательную казнь» церковным книгам и предметам – «не имеющие ценности как материальной, так и культурной» иконы, ризы, богослужебная литература сгорели в огромном костре посреди площади.
А церковь была закрыта еще раньше – в конце 1929-го года. Формальным поводом стала якобы «недостача имущества», описанного ранее, и задолженность по начисленным общине налогам. После этого в газетах появились сообщения об отречении священников от сана. Так, бывший протодьякон В. Грачёв писал: «Желаю заняться честным трудом на пользу и укрепление социалистического строительства в СССР».
Несмотря на запрет властей собирать деньги на покрытие задолженности, прихожане к началу 1930-го выплатили требуемую сумму, но судьбу храма это уже не изменило.
21-го января 1930-го года вышло официальное постановление о закрытии собора «за растрату церковного имущества на сумму 600 рублей», ликвидационная комиссия передала протоиерею А.А.Докукину три платка-антиминса со святынями и предложила составить расписку в том, что обжалования постановления о закрытии не будет. Отказаться от этого предложения священнослужитель не смог, а в газетах вскоре опубликовалось заявление от 6000 самарских кустарей об их желании устроить в бывшем храме клуб.
Новый очаг культуры получил имя Менделя Марковича Хатаевича - в 1928 - 1932- м годах руководившего Средневолжским краем, а спустя пять лет арестованного и вскоре расстрелянного . В 1941-м здание бывшей церкви стало военным складом. Купол с колокольней снесли, внутреннее пространство разделили на два этажа. Само здание, к счастью, сохранилось, в 1993-м году было возвращено РПЦ и отреставрировано с воссозданием внешнего и внутреннего исторического облика.
При нынешнем храме работают богадельня, церковная библиотека с читальным залом, воскресная школа. После исчезновения в 1950-е Преображенской церкви и Казанского собора Вознесенский храм остался старейшим в Самаре
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете