Найти в Дзене
NewMan

"Под гуд гитары, под бас гитары" -Part V - FIN

Оглавление

Эта статья - окончание цикла о басухах и басистах

Предыдущие статьи вот здесь 👇

По своему обыкновению стараюсь посвящать статьи не только непосредственно прослушиванию музыки, но и чему-то ещё.

Читатели, может быть, заметили мою странную склонность к стихам. Как к своим - плохим так и к чужим - хорошим. Хотел я в честь завершения этого цикла опубликовать какое-нибудь хорошее стихотворение про бас-гитару. Оказалось, что стихов про неё нет. Вообще! Просто про гитару или про вокал или про всякие другие инструменты - тьма тьмущая. А вот про бас - нет. Вот такой неуважаемый инструмент в среде глупых поэтов. Но я упорный. Всё-таки нашёл стихотворение и оно мне даже очень понравилось. Вот его и публикую.

Небесный бас-гитарист

__________

...А он всё играл, всё гладил гитару нежно,

Любил её, своё небо, музыки в нём отраженье

И ощущенье, что всё, о чём знал он - безбрежно,

Что вечны чувства, сезоны любви , её движенье.

Он сам создавал это небо, его причуды,

Сочинял музыкальные пьесы с сотнями смыслов,

Но от банальной противно-реальной простуды

Не спасал сейчас мотивчик приторно-кислый.

И вот от толстых струн бас-гитары устали пальцы

Да и мелодия грусти тревожной поднадоела,

Ещё достали вконец эти шумные постояльцы-

Ветер и дождь во фраках странных, отчаянно белых.

...Усы седые его намокли, и захотелось чая,

И чтобы в ложечке чайной солнце вдруг отразилось...

И вдруг высоко, тоскливую музыку выключая,

Виолончелью бархатной осени сердце забилось.

В небесах, далеко - не увидеть, расслышать только.

И он опять прикоснулся к гитаре... А там, над миром,

Новая песня рождалась и сладкая солнца долька

Растаяла в чае горячем ночи. Тонким пунктиром

К югу рванули мечты, ноты, стихи и птицы.

Он тихо вздохнул, пряча в усы улыбку,

И разглядел сквозь влажный туман на ресницах

В одном из тысяч домов - девушка, ночь и скрипка...

_________

Алёна Берёзкина ©

______

Ну а сейчас послушаем выдающиеся басовые линии одного очень известного и любимого мной басиста, а в самом конце одну абсолютно не выдающуюся басовую линию одного никому не известного, совсем не великого (хочется надеяться, что "пока"), но самого моего любимого басиста.

Итак.... Погнали!!

Кто про что —

  • "Вшивый о баньке,
  • Ванька о Маньке,
  • Цалер о фанке,
  • Жора о пива банке спозаранку..", ну а Ньюман, естественно, о любимом Led Zeppelin и о Джон Пол Джонсе, этом невоспетом герое самой величайшей группы всех времен и народов (естественно, по мнению Ньюмена)
-2

-3

Джон Пол Джонс 

(John Paul Jones)

при рождении -

Джо Ричард Болдуин 

(John Richard Baldwin)

Не такой новаторский в своем инструменте, как Джон Бонэм, не такой взрывной-виртуозный, как Джимми Пейдж, и не такой яркий и харизматичный, как Роберт Плант. Но без него, по моему глубочайшему убеждению, эта группа вообще бы не существовала в том виде, в котором мы её знаем и любим. Все прочие товарищи по группе  утянули бы эту группу в пучину тяжелого рока и разорвали бы ее в клочки своим нарциссизмом и амбициями. 

Не побоюсь высказать личную точку зрения - Джонс был в этой группе самым музыкально-образованным, тихим, скромным, уравновешенным, интеллигентным, с наиболее широким музыкальным вкусом и творческим диапазоном. Хоть может быть он и не был таким уникальным виртуозом, как все остальные, но я считаю, что истинное величие - это совсем не виртуозность. В его случае - это уникальное умение сцементировать всю группу и поставить и решать более широкие задачи, чем просто хард-рок..

Джонс принес в LZ такие текстуры и звуки, которые и подтолкнули группу вперед.

Стали бы Led Zeppelin когда-нибудь играть самбу в «Fool in the Rain» без JPJ? Попробовали бы они регги («D'yer Ma'ker»), синтезированную карнавальную музыку («Carouselambra»), фанк («Trampled Under Foot»), пасторальный фолк («Going to California») или прогрессивный психоделический рок («No Quarter», «In the Light») без величественной игры Джонса на клавишных, широких оркестровок и острого слуха, позволяющего заполнить пробелы, которые его более склонные к року товарищи по группе оставили бы незаполненными?

Джонс великолепно владел несколькими инструментами, включая мандолину, синтезатор и даже блокфлейту, и именно это чрезвычайно помогло разнообразить звучание группы. Но главная его задача в Led Zeppelin была – созидание низких частот своими убийственными басовыми риффами. И он эту задачу просто блестяще выполнял!

Джонс, один из самых востребованных сессионных музыкантов 60-х годов, обладал поразительной, способностью к адаптации, постоянно переключаясь между разными исполнителями и разными стилями. Он мог записать рекламный ролик утром, провести рок-сессию днем ​​и оркестровать струнную аранжировку вечером.

Это означало, что Джонс не был готов быть просто басистом в группе. Он был готов внести равный вклад в музыку, будь то написание песен самостоятельно или просто добавление необходимых строк, которые возвышали композиции над чисто блюзовыми задачами, которые в то время решали сотни других групп. Джонс на самом деле особо и не нуждался в Led Zeppelin – одной из его последних сессий перед тем, как присоединиться к Zeppelin, была аранжировка струнных для песни The Rolling Stones «She's a Rainbow», и трудно добиться более престижного успеха, чем это. Однако стало очевидно, что Led Zeppelin явно был нужен Джон Пол Джонс. Может быть, даже больше, чем они ему.

Несмотря на все его оркестровое мастерство, увлечение развивающимися музыкальными технологиями и способностью излагать сложную музыкальную теорию, давайте не будем забывать самое главное: Джонс мог зажигать. Джонс сыграл важнейшую роль в том, чтобы сделать силу Led Zeppelin такой впечатляющей. Несмотря на то, что он и Бонэм выступали в качестве кувалд для некоторых самых тяжелых рок-риффов всех времен, они также могли играть с легкостью музыки R&B, которую оба обожали. Именно это сочетание мощных хитов и легкости сделало Led Zeppelin одной из величайших групп всех времен.

Даже в самые последние дни существования группы Джонс никогда не переставал стремиться к музыкальному совершенству, а его басовые партии удивительно последовательны и абсолютно гармонично сформированы от самой первой песни группы до самой её последней записи. 

Даю дюжину его басовых линий,

которые я решил выбрать по данному случаю из огромного числа других его гениальных линий, что стоило мне массы мыслительных усилий и еще пары тысяч седых волос в и без того седой бороде

‘Good Times Bad Times’ (1969)

С самых первых нот своей самой первой песни своего самого первого альбома Led Zeppelin показали, кто они такие и чего они стоят на этой грешной земле.  Громовая мощь «Good Times Bad Times» дает каждому участнику группы возможность продемонстрировать то, что они привнесли в игру – невероятно профессиональные тройки бас-барабанов Джона Бонэма, безумная гитара Джимми Пейджа, расцветающая в умопомрачительное соло, и сокрушительный блюз Роберта Планта.

Но в конце каждого припева кто вносит вставки, которые всех настраивают? Правильно – Джон Пол Джонс! Дублирование основного риффа им и Пейджем настолько плотное, насколько это возможно в музыкальной химии, но когда у Джонса появляется возможность немного поработать сольно, вы можете услышать с каким душой настроением и энтузиазмом он это делает. Именно его творческий потенциал и музыкальный ум сразу же привлекают внимание в «Good Times Bad Times».

'Heartbreaker' (1969)

Одна из моих любимейших басовых партий.

Здесь бас Джонса не солирует, но является мотором всей композиции. Именно на этот мощный ритмический каркас она и опирается. Мне эта басовая линия особенно дорога тем, что она была первой, из числа вещей LZ, которые я разучивал и играл. Бас Джонса сначала задает темп всей песни, а потом после виртуозного сола Пейджа ускоряется и начинает выписывать всякие ритмические узоры.

«Heartbreaker» — одна из двух песен (наряду с «Communication Breakdown» с первого альбома), исполнявшихся Led Zeppelin на концертах на протяжении всей своей карьеры — с 1969 по 1980 год. В 1971—1972 годах группа начинала свои выступления с «Immigrant Song», которая без паузы переходила в «Heartbreaker». Впоследствии ею группа завершала концерты.

Концертная версия песни 1973 года представлена в кинофильме «The Song Remains the Same»; более ранние версии — на сборниках.

Так как бас в этой композиции играет практически в унисон с гитарой Джимми и непосвященным его даже трудно выделить, специально - даю изолированную партию бас-гитары Джон Пол Джонса. Можете послушать сами и оценить.

Группа Nirvana играла кавер «Heartbreaker» на одном из своих концертов. Данный кавер был выпущен на сборнике неизданных треков Sliver the Best of the Box.

Вот здесь можете послушать кавер Нирваны, хотя и качество концертной записи оставляет желать лучшего, да и мастерство сильно отстаёт от LZ.

‘How Many More Times’ (1969)

В Led Zeppelin I есть замечательная басовая партия и некоторые могут не согласиться с тем фактом, что это даже и не легендарная басовая партия Джонса в «Dazed and Confused». Хоть и почти каждый более или менее стоящий басист может сыграть этот нисходящий рифф, но не с тем мастерством, которое демонстрирует Джонс.

Ритм «How Many More Times» просто превосходен. Объединяя джаз, блюз и хард-рок, Джонс является тем клеем, который скрепляет этот обширный и экспериментальный трек. Даже когда он просто нагоняет жуткой атмосферы, Джонс удерживает дикие пассажи Бонэма и безумную смычковую гитару Пейджа от того, чтобы они не выходили за рамки звучания. Его нисходящий бег прямо перед частью "Oh, Rosie, oh, girl, oh, Rosie, oh, yeah" - следует преподавать на каждом музыкальном уроке до скончания веков!

‘The Lemon Song’ (1969)

Джонсу очень редко удавалось по-настоящему расслабиться на записи Zeppelin. Пейдж и Бонэм были просто счастливы, что кому-то пришлось поддерживать композиции на должном уровне. Если бы все исполняли соло одновременно, это больше походило бы на The Grateful Dead, чем на Led Zeppelin. Но время от времени Джонс брал на себя инициативу.

В «The Lemon Song» на 100% доминируют басовые партии Джонса и после трех минут блюз-рока остальная часть группы просто "уходит покурить" и позволяет Джонсу растянуться по всей последовательности аккордов. Импровизируя в одних из самых умопомрачительных двух минутах в истории рока, Джонс находится в великолепной творческой форме и все это звучит очень легко и непринуждённо. Вы никогда не услышите, чтобы Джонс потел и напрягался – он всегда контролировал ситуацию. Ну, естественно, в музыкальном, творческом смысле. В физическом смысле вполне допускаю, что он потел. ;)

‘Ramble On’ (1969)

Если говорить о мелодичных басовых партиях Джонса, то невозможно не упомянуть его невероятно творческие басовые линии, дополняющие композицию "Ramble On". Пока Пейдж играет аккорды, а Плант продолжает основную мелодию, Джонс вводит контрапунктом басовую партию, которая цепляет слух не меньше, чем все остальное в песне.

Обратите внимание, как он добавил фразу из трех нот после первой строчки припева (после «Ramble on!»), что, в свою очередь, создает такт, в котором он выполняет очень быстрые молоточковые удары, делая бас центром внимания музыкальной строки, когда там уже много всего происходит - главным образом жалобный стон Планта, который (стон) по словам Некрасова - "у нас песней зовется" 😊

Самым захватывающим элементом музыкального мастерства Джонса является то, как он способен объединить разрозненные стили в фирменное звучание: в композициях Джонса «Ramble On» можно услышать классику, фанк, R&B, блюз и даже фолк. Любой другой на его месте устроил бы настоящий творческий беспорядок и музыкальное безобразие. Но только не этот! Каждая нота, которую играет Джонс, идеально расположена и воспроизводится просто безупречно.

Про Ramble On у меня была целая статья.👇

Вот как с помощью Ramble On меня приветствовал мой родной любимый младший сынок 👇

'Dazed and Confused' (1969)

Ну, это, пожалуй, один из самых известных басовых риффов Джонса.

Вся изюминка этой великой темы - нисходящая хроматическая басовая партия.

Песня-настоящий психоделический водоворот, с пьянящими и атмосферными гитарными пассажами Пейджа, с его педалью "Вау Вау", которая очень поспособствовала всей этой психоделике, с воплями, стонами и страданиями Планта. Но для меня настоящей магией является именно басовая линия Джонса. Она реально гипнотическая и действует на меня примерно так, как дудочка факира на кобру, а вернее, как удав на кролика, который так и хочет запрыгнуть в пасть этой змеюке. Впрочем, кролик (то есть я) давно уже запрыгнул в пасть этой змеюке (то есть этому чёртовому - ненаглядному Led Zeppelin- у)

В этой песне присутствует эпическое взаимодействие ритм-секции. «Я действительно хотел, чтобы барабаны и бас были одним целым – это то, что двигало группой вперед. Это не два инструмента, играющие отдельно, это одна ритм-секция» - говорил Джонс.

‘The Immigrant Song’ (1970)

Ну а вот вам и оглушительный гром, который сделал Led Zeppelin одной из первых хэви-металлических групп. Если Джонса обычно считают тихим, оркестровым человеком, основанным на мелодии, что он собирается делать с песней, которая требует от него молниеносных риффов?

Он будет молниеносно риффовать, черт возьми! Вот что он будет делать! Обратите внимание на скорость и виртуозность, которые Джонс демонстрирует в припевах песни. 

'Black Dog' (Led Zeppelin IV, 1971)

Именно Джонс, а не Пейдж, написал основной рифф Black Dog , хотя группе пришлось его несколько упростить, прежде чем они получили тот результат, который нам всем известен. Потому, что вариант Джонса оказался им не по силам.

Вот что говорил он сам по этому поводу. -

«Я написал этот рифф на обороте билета на поезд, возвращаясь с репетиции в доме Джимми Пейджа. Нам пришлось сгладить это, чтобы сделать это понятным. Когда я впервые сыграл ее для Бонзо, выражение его лица было просто картинкой!» 

Хотя на этом этапе своей карьеры Джонс преимущественно играл пальцами, но он также хорошо владел и медиатором, что он с блеском и доказал на Black Dog. Потому что именно такое жёсткое звучание там и требовалось.

'No Quarter' (Houses of the Holy, 1973)

Абсолютно волшебная психоделическая композиция. На этом диске, который многие по какому-то недоразумению считают эклектичным и даже неудачным, LZ попробовали для себя такой волшебный плывущий - магический - психоделический звук, который привёл бы их в совершенно неизведанные таинственные туманные дали, если бы они продолжили двигаться в таком же направлении и дальше!! (Мистер Цалер! Привет! Я тоже умею изъясняться подобным романтическим языком 😊)

Джон Пол Джонс был прекрасным басистом на бас-педалях клавиатуры Moog Taurus. 

No Quarter представляла собой величественную музыкальную композицию, основанную на клавишной партии Джонса. С низкими тонами педали в куплетах басовая фигура переходит к тяжелому пентатоническому риффу мелодии. 

(Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять)

‘The Wanton Song’ (1975)

Уж не знаю, по какой иронии они назвали эту вещь "Бессмысленная песня".

Лично для меня смысл в ней есть и смысл просто огромный. Это глубочайшее понимание и тончайшая химия между участниками ритм секции - басистом и барабанщиком. Бас Джонса почти сверхъестественным образом сливается с бас-барабаном Бонэма, создавая между ними притяжение, которое звучит так, как будто эти двое постоянно пытаются произвести впечатление и превзойти друг друга. Это отдельный дуэт, но если добавить его к Пейджу и Планту, то и получится та неуловимая, неопределяемая музыкальными терминами потусторонняя вещь, известная как Led Zeppelin.

'Achilles Last Stand' (Presence, 1976)

Записанный в трудных обстоятельствах после серьезной автомобильной аварии Роберта Планта в августе 1975 года, седьмой студийный альбом группы Presence по умолчанию показал, насколько важен был Джонс для великолепия пластинки Led Zeppelin. Achilles Last Stand использовал удивительную мощь ритм-секции Бонэма и Джонса, прокладывая себе путь через почти 10 минут яростного рока и мощных брейков 5/4. «В «Ахиллесе» тайминг было очень интересным из-за размера 5/4. Когда Пейдж выпустил первый рифф, он сказал: «Что мы будем делать с остальным?» Я сказал: «8-струнный бас!» Оно идеально подошло».

Теперь относительно восьмиструнного баса.

Гитары Gibson, Fender, Manson и Alembic имелись в арсенале Джона Пола Джонса. Он также был одним из первых басистов, экспериментировавших с 8-струнной бас-гитарой. «Мне пришлось заполнить широкий частотный диапазон – просто низкий бас с барабанами не помог бы, а вот 8-струнная очень хорошо перекрывает бас и средние частоты. Когда Джимми Пейдж впервые увидел мою 8-струнную установку, он сказал: «Я на ней не играю!» Но, конечно же, он это делал. Это была просто огромная бандура, которая занимала большой кусок сцены и много места в студии.

'Rock And Roll' (Celebration Day, 2007)

После смерти Джона Бонэма в 1980 году Джонс всего дважды выступал с оставшимися в живых товарищами по группе Джимми Пейджем и Робертом Плантом: на Live Aid в 1985 году (с Филом Коллинзом на барабанах) и на юбилейном концерте Atlantic Records в 1988 году (с сыном Джона Бонэма Джейсоном) на барабанах). Все изменилось, когда группа собралась на полномасштабное воссоединение в 2007 году на лондонской 02 Arena. Выйдя на сцену впервые за двадцать лет, Led Zep после всего лишь нескольких взрывных номеров доказали, что они не утратили своей потрясающей мощи.

____________________

Ну а теперь, как и обещал, ставлю одну абсолютно не выдающуюся басовую линию одного никому не известного, совсем не великого (хочется надеяться, что "пока"), но самого моего любимого басиста. Имею я право на личные предпочтения? Думаю, что имею! 😊

Ну , а насчет того, что величие пока не достигнуто... Ну так не все сразу. Главное работать и верить в себя и тогда всё обязательно будет!

Ибо👇

-4

Tower of Power - 'So I got to groove' (1997)

На этом цикл о басистах пока заканчиваю.

В дальнейшем о басе писать планирую, но, видимо, не такими объёмными циклами. Хотя... кто знает...

Рад был, если вам рассказал вам что-нибудь ранее неизвестное и дал послушать и посмотреть что-нибудь для вас интересное.

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

-5