Найти тему
NewMan

"Под гуд гитары, под бас гитары" -Part IV

Оглавление

Думал, стоит ли статью публиковать сегодня в связи со вчерашними трагическими событиями. Но потом решил, что всё-таки стоит, потому что жизнь продолжается, а музыка - вечна.

Выражаю глубокие соболезнования всем причастным. Погибшим - вечная память, а пострадавшим желаю скорейшего выздоровления.

Был у меня в статье юмор. Но так как сегодня день траура, поэтому я юмор в срочном порядке убрал. Оставил только информацию и музыку.

Вот уже четвертая статья этого басового - бесового - бедового - бредового цикла, а свет в конце этого бесячьего туннеля просматривается очень слабо. 😪

Первые три статьи можно почитать вот здесь 👇

Ну тогда, пожалуй, начнём помолясь!

Распорядок дня будет такой.

Шуточек и мемчиков не будет, от стишков я вас тоже пока избавлю.

Сначала будет для некоторых интересная и полезная информация, потом сразу же выдающиеся басовые партии. Кто "за"? Хотя можете руки и не тянуть, всё равно я ваших рук не вижу, так что буду считать, что единогласно.

Итак... Погнали с места в карьер!

В качестве разминки, чтобы не превращать статью в сплошной просмотр youtube и дать ещё дополнительную информацию по теме басов, хочу сделать короткий обзор самых необычных бас-гитар.

Именные экзотические бас-гитары

1) Именной бас Sean Yseult Signature Casket Bass

Вот такой бас в форме гроба Шона Рейнолдс разработала для тура с группой White Zombie еще в 1994 году. Гитара в форме гроба отлично вписалась в общую тематику группы и ее звучание, хотя это решение было, наверное, самым очевидным судя из названия группы. С октября 2012 года фирма Schecter запустила в серийное производство именной бас Sean Yseult Signature Casket Bass.

-2

2) Gene Simmons Axe Bass

В 1978 Джин Симмонс искал новый бас который должен был гармонировать с его ярким, кричащим и эпатажным сценическим образом. Этот бас должен был стать и своего рода торговой маркой и демонстрировать его философию о том, как нужно держать бас — как оружие.

Подзаработав деньжат в очередном туре с KISS, Джин отправился к знаменитому мастеру Стиву Карру с которым они разработали первый прототип «Топора», а затем и окончательную версию инструмента. С тех пор бас в форме топора стал визитной карточкой басиста Кисс.

-3

3) Bootsy Collins и его Space Bass

Думаю что любой, кто видел выступление Bootsy и слышал его игру, согласится, что он отличный шоумен. Наверное один из лучших среди басистов. Поэтому, абсолютно не удивительно, что у него первого среди коллег по цеху появилась гитара с очень узнаваемой формой. Яркий сценический костюм, очки в форме звезд и Spase Bass сразу же выделили его среди множества групп на фанковой сцене того времени.

-4

Сам бас словно кричит: «Я — собственность Бутси!!!». Это равносильно тому, если бы он прикрепил табличку со своими контактными данными вместо пикгарда. Тем не менее, это не уберегло его первый Space Bass от кражи, который через какое-то время «всплыл» в одном из ломбардов штата Огайо и был возвращен законному владельцу.

Интересно, что за идиот украл настолько узнаваемый бас?

-5

4) Legend XII Yves Carbonne Signature

Вот такой монстр! Больше я ни у кого таких не видел.

-6

12-струнная бас гитара Legend XII Yves Carbonne Signature

Бас изготовлен мастером Jerzy Drozd по заказу французского басиста Ива Карбона. За основу взята модель Legend, которая была переработана в соответствии с его уникальным видением бас гитары с расширенным диапазоном (ERB — Extended Range Bass). После дизайнерских и технических доработок на свет появился этот 12-струнный полуаккустический безладовый суб-бас.

На этом басу можно играть на одну октаву ниже чем на обычном. Широченный гриф прикручен к полуаккустическому корпусу всего 5 (!!!) болтами и сделан из цельного куска дерева .

Специальный комплект из 12 струн от фирмы La Bella. Строй B E A D G C F Bb Eb Ab Db Gb.

А вот так он звучит.👇

5)  «Xavier Padilla’s Torzal Custom Electric Bass»

-7

Этот бас изготовил Джером Литл (Jerome Little) из Little Guitar Works. Это потрясающий пример эргономичного дизайна с изогнутым грифом, который помогает уменьшить напряжение в запястьях при игре на первых ладах. Благодаря вырезу для ноги в нижней части корпуса на этом басу можно играть в классической сидячей позиции, что было одним из важных условий для музыканта.

Вот как он звучит 👇

Отличная опора под правую руку и подставка для большого пальца от бриджа до грифа, все это элементы которые помогают расслабиться при игре и чувствовать себя более комфортно.

6) «Lemmy Kilmister Minarik Prototype Bass»

-8

Невозможно не упомянуть бас-гитару одного из культовых и, к сожалению, уже ушедшего от нас музыканта Лемми Килмистера. Этот инструмент Лемми был завершён незадолго до его смерти, и сам музыкант был им очень восхищён, жаль только, поиграть ему на нём удалось недолго.

Его изготовил Марк Минарик из Minarik Guitars. Как говорит сам Марк, Лемми принимал непосредственное участие в разработке дизайна и звука данного инструмента и каждая часть этой гитары одобрена им лично.

 Инструмент был впервые продемонстрирован на выставке NAMM 2016 и вскоре появился в продаже на официальном сайте Minarik Guitars.

Да у Лемми все инструменты были очень крутыми. Вот это тоже его именная басуха

-9

И даже такая у него была!!! Вааще огонь!! 🔥🔥

-10

7) Jermaine Jackson “J” Bass

В переводе с английского signature bass означает именной бас. Но слово «signature» также означает «подпись». Именно это значение легло в основу дизайна баса для Джермейна Джексона (Jermaine Jackson) — бывшего вокалиста и басиста знаменитой группы Jackson 5, в которой играл Миша Джексон в ту пору, когда он ещё "был маленький с кудрявой головой, но он не бегал в валенках по горке ледяной, а с потом зарабатывал свой доллар трудовой".

Такую богатую гитарку родственничек себе уже потом прикупил, когда на Мишкином творчестве нарубил бабла. А во времена маленького Миши гитарка у него была поскромнее.

Форма корпуса полностью повторяет написание Джермейном заглавной буквы «J» в его подписи, а накладка грифа из черного дерева инкрустирована перламутровыми буквами «ermanie». Это больше чем просто мастеровая бас гитара. Это — произведение искусства!

-11

(При написании текста были использованы некоторые материалы ресурса bassguitarpro.ru, за что им большой спасибос)

Выдающиеся басовые партии

Chic - Good Times

-12

Не нужно относиться с презрением ни к каким жанрам. Это чистой воды снобизм! Плохих жанров не существует, есть только плохие музыканты. Это моё глубокое убеждение. В жанре диско Chic - великолепная группа!

Было бы наивно предполагать, что Good Times представляет собой лучшую игру Бернарда Эдвардса, поскольку в его карьере было полно гениальных моментов, подобных этому.

Но бесподобная басовая партия в этой песне, пожалуй, самая известная его работа, многие басисты извлекли из нее уроки и невозможно не включить ее в высшие эшелоны басовых соло. Какой- то мудрый сказал, что вся басовая мощь познается не в блюзовом клубе, а на дискотеке. Потому что эта мощь и приводит людей в движение.

James Brown - Sex Machine

-13

(Тоже с Бутси. ☝Гляньте, как держится, на сцене Джеймс Браун. Это просто что-то с чем-то!! )

Полное название этой песни - Get Up (I Feel Like Be A) Sex Machine, но под этим названием она неизвестна почти никому. Велика эта песня игрой Бутси Коллинза и его брата Кэтфиша, чья гитарная партия аккомпанирует басу.

Песня, конечно, принадлежит Брауну, но без яркой, настойчивой линии Бутси Sex Machine (ну очень провокационное название пятьдесят с лишним лет назад ) была бы наполовину тем чудом, которым она остается сегодня. Поистине, никто не играет на басу так, как играл великий Бутси…

Stanley Clarke - School Days

-14

Легендарная композиция Стэнли Кларка School Days отличается сверхбыстрым пиццикато, острыми, как бритва, сильными изгибами струн и его обычным пренебрежением к условностям.

Пиццикато - это когда большой палец кладется на струну, а указательный или безымянный извлекают звуки с помощью щипка. Таким образом, звучание получается тихим, прерывистым и приглушённым

Песня остается наглядным уроком для всех, кто интересуется внутренней работой фьюжн-баса и тем, что всегда есть чему поучиться у великих.

The Stranglers - Peaches

-15

Жак Бюрнель добился тут просто ошеломительного тона с большим количеством высоких и средних частот. Очень неприятного для уха обычного человека, но просто ласкающего слух панков. Настоящее панк-звучание.

Для басистов из-за этого вступления эта тема - знаковая из-за звучания, для панков, старых и новых - из-за идеального сочетания звука и насмешки против истеблишмента; для музыковедов, потому что оно охватывает очень много жанров, в том числе и барабанный бой в стиле регги.

Pink Floyd - Money

-16

Роджер Уотерс, который никогда не был техником в классическом смысле этого слова, когда дело касалось баса в песне собственного сочинения, был просто Гигант, Титан и все прочие эпитеты из разряда водонагревателей на дровах!! Басовая партия, мирового класса! Написана в основном в размере 7/4, за исключением части с гитарным соло, когда можно расслабиться, потому что это в 4/4.

Чрезвычайная ясность линии – и адская какофония кассовых аппаратов, на фоне которой она появляется – делают культовой вещью для всех, кто любит прог!

Queen - Another One Bites The Dust

-17

Вроде бы все элементарно?

A-G-E, E, E, правильно? Затем E-E, E, G, E, A… и повторяем. Вот как можно сыграть одну из самых узнаваемых бас-партий всех времен. Ну не тут-то было!! (Для тех, кто не в теме нотной грамоты - по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C , РЕ – D , МИ – E, ФА – F, СОЛЬ – G , ЛЯ – A, СИ – H)

«Another One Bites The Dust» (или «Duster», как ее на самом деле поет Фредди Меркьюри) был больше похож на фанк-мелодию. С точки зрения простоты и величия эта красивая теплая, чистая линия не имеет себе равных. Кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в меня каменюку! Джон Дикон тут реально велик!

The Beatles - Come Together

-18

У Миши тоже басовая линия Паши звучит просто замечательно!!

Думаю, что эта песня - вершина бас-гитары Пола Маккартни!!

Вроде бы опять все просто? Вступление песни из всего парочки басовых хаммеронов, студийного эха и деревянной перкуссии? Но всё не так, как кажется на первый взгляд.

(Маленькая справочка -

Hammer-on обеспечивает переход от одной ноты к другой - более высокой ноте. Он исполняется следующим образом: пальцем левой руки зажимается нота, потом делается щипок струны, затем другим пальцем левой руки ударом струна прижимается к более высокому ладу, таким образом извлекается вторая. Так как Пол был левшой, то тут с точки зрения рук все ровно наоборот, хотя смысл тот же)

К 1969 году Пол Маккартни довел свое мастерство игры на бас-гитаре до уровня, которого большинство людей никогда не смогли бы достичь, и в основном он потом сосредоточился на написании песен и не слишком парился о том, правильно ли звучит его бас.

При этом он добился того, что его басовые партии звучали просто идеально. Хоть (чисто на мой взгляд) Маккартни и не принадлежал к числу супер-пупер виртуозов басистов, да ему этого и не надо с высоты величия его пьедестала.

Yes - Roundabout

-19

-20

Одна из моих любимейших групп и одна из моих любимейших басовых линий!

Крис Сквайр сделал больше для искусства басовой партии прогрессивного рока, чем любой другой басист, за исключением Тони Левина, и в Roundabout он достиг пика.

Стремительная партия Сквайра, в сочетании с головокружительными клавишными Вэйкмана и вокальной акробатикой Андерсона, является высшим достижением раннего прогрессивного рока.

Jaco Pastorius - Come On Come Over

-21

И снова Пасториус! Возвращаюсь к нему, по моему, уже в третий раз. Но ничего с собой поделать не могу. Реально - бог баса.

Если кому интересно - вот тут его часовой концерт. Можете потом внимательно послушать.

Когда Жако написал свой первый сольный альбом, он принял бескорыстное решение писать настоящие песни всей группы, а не просто записывать несколько басовых соло – и после ошеломляющей вступительной части  Донны Ли вы посчитаете эту песню простеньким и непринужденным фанком, в которой его басовая партия заметна, но не подавляет. Так тоже нужно уметь делать, не выпячивая свое величие.

Запоминающаяся, частично сыгранная в унисон с электроорганом, эта спиральная, быстрая басовая линия одновременно двиг и скрепляет всю песню.

Muse - Hysteria

-22

Изумительная точность пальцевой игры Криса Уолстенхолма на этой басовой линии, которая открывает и закрепляет Hysteria. Она состоит из множества хаммер-онов на высоком регистре. Просто превосходный басовый рифф!

Cream - Politician

-23

Далекий 68 год.

"Фьюжн" чистой воды.

Басовая партия Джека Брюса лениво (вот это именно то слово) проходит через весь этот четырехминутный трек, демонстрируя (как и все его партии), что высший класс никогда не требует особых усилий и что только дураки хвастаются своими мега-стараниями. Все очень легко и непринужденно.

The Who - My Generation

-24

Завершить на сегодня хочу вот этой величайшей басовой темой.

На этот не просто далёкий, а ну ооочень далёкий 1965 год.

Собственно говоря, она и положила начало такому понятию, как "басовое соло". Я когда-то рассказывал, как я, будучи совсем молодым, до лопнувших кровавых мозолей на неумелых пальцах, через боль, на жёстких советских струнах (фирменные струны тогда были в жутком дефиците и народ приспосабливался, кто как может, даже ставили струны от роялей, именно такие у меня тогда и стояли, если мне не изменяет память),  разучивал это самое соло. Надо мной ещё на канале МИОМ издевательски смеялся "великий гитарист" Колька Раевский. Мой и Еленки большой "друг и поклонник". Мол, так не бывает, чтобы до крови. Смеялся, ну и 🤬 с ним! Еще как бывает! А смех без причины - признак дурачины, как известно. А вы попробуйте поиграть на рояльных струнах. Врагу этого не пожелаю. Они были для этого вообще не предназначены и стирали пальцы до мяса, как наждак.

Сама эта песня - по факту - первая панк-песня, когда этого движения ещё не было и в помине.

После двух куплетов вы можете услышать это знаменитое соло на бас-гитаре. Это басовое эссе в четырех частях, исполненное на Fender Jazz Джоном Энтвистлом, потрясает и сейчас.

Самое примечтельное в этой истории то, что это вообще произошло в эпоху, когда бас-гитара рассматривалась исключительно как вспомогательный инструмент.

Мы многим обязаны покойному великому Энтвистлу, но главным образом тем, что он вывел бас из этой немного унизительной категории на первый план, где он по праву и должен находиться!

______________________

Вот на этой высокой жизнеутверждающей ноте и на этой великой (без всякого преувеличения) для истории бас-гитары музыкальной композиции, пожалуй, на сегодня и закончим.

Завершать именно так и нужно, ибо еще сам величайший бас-гитарист в истории третьего рейха - мой учитель- товарищ штандартенфюрер СС Штирлиц (в девичестве - Исаев) меня лично учил тому, что запоминается самое последнее. Писать сейчас что-то еще - это только портить статью.

-25

В очередной (надеюсь, последний) раз с глубоким прискорбием хочу сообщить, что, видимо, на этой статье этот неподъёмный цикл не заканчивается.

В следующей статье выдам что-нибудь из творчества столь близкого моему сердцу бас-гитариста и буду постепенно закругляться. А вот кого именно, пока не скажу. Если кто-нибудь уже успел изучить мои музыкальные предпочтения, тот должен сам догадаться, кого именно. Кто первым угадает - тот получит вкусную сладкую конфету в виде персонального на заказ освещения творчества того басиста, которого он пожелает (естественно, если я с этим творчеством знаком). Ну а если я не знаком, так честно об этом и скажу. Но есть вероятность, что если это действительно выдающийся басист, то я о нём должен был слышать в силу своей извращенной и противооестественной привязанности к этому куску деревяшки с четырьмя натянутыми кусками проволоки.

Всем спасибо за терпение и внимание!

-26

(* - Все фотографии в этой статье из открытых источников. Настолько открытых, что более открытых и не бывает, дальше открывать некуда и можно только закрывать)

Окончание этого цикла вот здесь 👇