Продолжаем наш разговор по поводу бас-гитары и бас-гитаристов. Первая часть разговора-вот здесь.👇
Повестка дня сегодня будет вот такая:
— Сначала покидаем определений и немножко погрузимся в историю. Высокой и низкой поэзии ради разнообразия сегодня не будет, побережём этот жанр для следующей статьи. А статья...хочу немножко испугать и сильно расстроить публику... несомненно будет. Поэзии про бас-гитаристов мало, а статей будет много. Поэтому будем поэзию беречь. Хотя для меня совсем неудивительно, что мало стихов про басистов...вот такая неуважаемая в среде сермяжных обывателей музыкальная профессия. Причины неуважения тоже пообсуждаем. А вот про гитаристов и вокалистов - стихов шквал - сотни и тысячи. Как повезло им и как не повезло нам. 😪
— Потом по распорядку дня - шуточки различной степени тупости и плоскости про бас-гитаристов.
— Затем - непосредственно сами выдающиеся басовые линии.
— И, наконец, лёгкий ужин, личная гигиена, водные процедуры и здоровый сон без кошмаров.
Проголосуем за повестку дня. Кто за? (Лес рук). Против? Воздержались? (Никого). Чего и следовало ожидать.
Итак... Погнали!!
Определения
Басист (на музыкальном сленге - басизд, басмен, бассота, бастурбатор, бассивный гитараст, басюк, басарба) — это, строго говоря, вообще не гитарист.
Многие считают что басист — это еще один подвид гитараста. На самом деле, сходство в инструментах только внешнее, которое объясняется схожими условиями применения. Грамотные (ну, в смысле - те, кто в теме) люди вообще не говорят "бас-гитара", вместо этого говорят просто "бас". Но я буду использовать и слово "бас" и привычное читателям "бас-гитара".
История вопроса
Исторически бас произошел от контрабаса, а тот — от контрабасовой виолы (4-струнной; со всеми вытекающими сложностями зажатия струн и т. д.). Контрабас, как инструмент впервые был упомянут в 1566 году. Как я уже сказал, предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, который был впервые применён в оркестре в 1699 году
А вот гитара произошла от лютни (шести - дофига-струнной).
Техника игры на басу и на гитаре абсолютно разная, инструменты разные, ноты пишутся в разных ключах (скрипичный и басовый). Старый добрый контрабас всех бы вполне устраивал, если бы не создавал столько проблем, а именно: сложно подключить к усилительной аппаратуре, занимает много места, боится перепадов температуры и влажности, хрупкий сам по себе (в отличие от цельнокорпусного баса). Справедливости ради, отмечу, что уже достаточно давно существуют и «электрические» контрабасы, весьма неплохо к этой самой аппаратуре подключающиеся и места занимают в разы меньше. За отсутствием ладов на грифе играть на контрабасе щипками сложнее, чем на бас-гитаре, а игра смычком — вообще отдельная наука, да и сами струны у контрабаса натянуты сильнее и стоят довольно высоко. Все это значит, что музыкант на контрабасе будет требовать больше денег, особенно при том, что сам инструмент стоит немало. Поэтому контрабас пришлось спрессовать в форму, близкую к электрогитаре, и приделать к нему лады. Но не нужно думать, что бас-гитара, а тем более электроконтрабас, вытеснили традиционный инструмент. Появление современных стилей, таких, как как соул, фьюжн, фанк, блюз и рок способствовало значительному росту технических возможностей инструмента, так как контрабасисты очень любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые. Поэтому контрабас находит очень широкое применение не только в классической музыке и в джазе, но и в вышеперечисленных музыкальных стилях. Достаточно вспомнить мою любимую питерскую группу - Billy’s Band.
Шуточки про басистов
Существует огромное количество шуточек и мемасиков про басистов. Очень многие из них совсем не добрые. Ни про какую музыкальную профессию я не слышал столько много шуток и анекдотов, как про басистов. Причины этого мне понятны..
Тупыми болванами Некоторыми людьми считается, что бас гитара - это для тех, кто не смог осилить обычную гитару. Ну там же 4 струны всего и играть надо какой-то невнятный бубнеж на заднем плане. Отсюда и пошло поверье, что басисты тупые.
Потому что в современной популярной музыке (будь то какая-то рок-музыка, поп-музыка с живым аккомпанементом или что-то ещё) роль басиста в звучании группы для непосвященного зрителя наименее заметна, а партии оного в такой музыке как правило довольно просты с, опять же, тупой обывательской точки зрения ("нот мало и их не слышно - зачем ж ты нужен?").
Есть довольно много шуток про "басиста не слышно", которые пошли от альбома Metallica — And Justice for All (AJFA), где из-за конфликтов внутри группы (на этом видео из серии роликов "Рок жив!"
Александр Пушной говорит о них подробней), при сведении басу понизили громкость до -6 Дб, благодаря чему его там действительно не слышно
________
Пальцы толстые и неповоротливые, ни слуха, ни голоса? Не беда, будешь на басу играть!
..
— Как заставить басиста играть тише?
— Положите перед ним нотный лист.
— А еще тише?
— Напишите на нем ноты.
..
Из газеты: «В автомобильной катастрофе погибли четыре музыканта и басист»
..
Умный басист, трезвый басист — реален вполне, если он гитарист
..
Сын бас-гитариста подходит к папе (папа рубит на басухе) и спрашивает:
— Пап, а ты когда вырастешь, кем станешь?
..
И было у отца три сына: два умных, а третий басист…
..
Отец подарил сыну на 14-летие бас-гитару. Довольное чадо возвращается после первого урока и заявляет родителю:
- Сегодня я выучил первые пять нот на струне G!
После второго урока:
- Сегодня - первые пять нот на струне D!
Третье занятие:
- Первые пять нот на струне A!
Четвертое:
- Первые пять нот на струне Е!
Отец его и спрашивает:
- Сынок, а как же школьные задания?
В ответ:
- Па, мне некогда. Завтра концерт.
..
Жена бас-гитариста возвращается из магазина домой и, поднимаясь по лестнице, слышит дикий шум, ругань и детские крики..
Она влетает в квартиру, а там муж с утюгом в руке бегает вокруг стола за ребенком, тот уворачивается и визжит.
— ???!!! Ты чего?!
— Да представляешь, поганец, колок на басу повернул, и не говорит, какой!
..
Приходит гитарист (Г) к врачу (В). Происходит диалог:
Г. Я вот соло-гитарист. Душа коллектива. На мне все держится. Да вот что-то с головой стало: не могу ничего придумать нового. Что посоветуете?
В. А вы в постель мочитесь?
Г. Нет.
В. А курите много?
Г. Пачка в день.
В. Нормально. Может пьете немеряно?
Г. Да что вы? Пара стаканов в день, не больше.
В. Тоже ничего. А знаете что? Давайте мы вам трепанацию сделаем — посмотрим, что же с мозгами приключилось.
На том и порешили. Открывает врач черепную коробку пациента. И видит, что мозг подмок. Предлагает он тогда гитаристу оставить мозг — подсушиться. А самому пойти погулять пока. И зайти за мозгом через несколько дней. Гитарист уходит. Проходит неделя, другая, а пациент не возвращается. Обеспокоенный врач звонит гитаристу:
В. Да вы бы, батенька, за мозгами своими зашли бы.
Г. А мне не сильно надо. Я на басухе пока…
..
Открывается новый уникальный супермаркет, в котором, по слухам, самый необычный ассортимент. Местная рок-группа решает посетить данное чудесное место.
Подходят к витрине — на ней ценники:
— мозг гитариста 1 кг. — 100 руб.
— мозг вокалиста 1 кг. — 140 руб.
— мозг барабанщика 1 кг. — 200 руб.
— мозг басиста 1 кг. — 2500 руб.
Музыканты интересуются у милой девушки за прилавком — почему такое значительное различие в ценах? Почему у басистов такие дорогие мозги?
— А вы сами попробуйте килограмм-то наковырять
..
Идет концерт.
Вокалист думает: "Вот, я сейчас такое верхнее "ми" возьму - все прозреют ! Вау !
Гитарист думает: "Вот, я сейчас такой сольник заверну, все заколбасятся ! Йо !"
Барабанщик думает: "Вот, я сейчас сбивочку тактов на 16 зафигачу, все обалдеют !"
Басист думает: "Соль. До. Соль. До. Соль. Ми. Ре..."
..
Крутые басовые партии
__________________________
The Beastie Boys. "Sabotage"
Сегодня по вежливой просьбе под угрозой мордобоя мусье Жоры Невзначая - я, абсолютно невзначай, даже не прося себе на чай (хотя, конечно, и мог бы за такой крутой босяцкий подгон), поставлю суперизвестную и очень крутую басовую партию из песни Sabotage группы The Beastie Boys, которую сыграл покойный великий Адам Яух.
Саботаж имеет скорость около 86 ударов в минуту и играется с использованием "грабельного" рисунка игры рукой. Эту технику широко использовали такие музыканты, как Лес Клейпул из Primus, и она придает басу ощущение, почти напоминающее ритм-гитару.
Если кому-то интересно творчество этой группы, то рекомендую глянуть вот этот фильмец.
Не знаю, где его сейчас можно посмотреть, я его когда-то смотрел на Нетфликс.
"История Бисти Бойс" - документальная лента оскароносного Спайка Джонса о группе Beastie Boys. О Адаме Яухе, MCA, в большей степени и ведётся рассказ. Яух скончался в 2012 и без него группа перестала существовать. Именно ему принадлежит басовая линия «Sabotage», он оказывал на своих партнёров большое влияние, придумывал идеи для клипов, на которые залипали зрители MTV. MCA был буддистом, организовывал благотворительный концерт под эгидой «Освободим Тибет», ему и посвящён этот фильм.
И снова по предложению геноссен Жоры, от которого нельзя отказаться —
Роб Трухильо. "Violent And Funky"
Жестокие фанковые заразительные грувы!!
Роб Трухильо хорошо известен как басист Metallica, но некоторые из его величайших басовых работ можно услышать с его предыдущими группами Suicidal Tendencies и Infective Grooves.
В песне ‘Violent And Funky’ мы слышим фирменную технику подбора тремя пальцами Роба, которую он с большим эффектом использовал при удвоении быстрых гитарных риффов Metallica.
И опять по слёзному требованию сеньора Невзначая!
(Он меня уже в усмерть загонял)
Poptones - Public Image Ltd. (сокр. PiL)
Джа Уоббл.
Джа Уоббл — это музыкант, которого очень приятно вспоминать. Внешне брутальный британский джентльмен, немного внешне смахивающий на банковского коррупционера или Ганнибала Лектера в его душевной фазе. Бывший басист Public Image Ltd. и супергерой даба!
Цитирую дона Жору (он просто жжёт музыкальными определениями и развёрнутым анализом) -"Послушайте, кто не слышал, вещицу "Poptones"! Джа там выписывает невероятные чудесные узоры на своей басухе!". Спасибо, Жора, мне ничего даже и выдумывать не пришлось. 0,00001% от моей Нобелевской премии по литературе и музыке - уже твои! Работай дальше. "Ещё десять тысяч вёдер, сеньор, и золотой ключик у тебя в кармане".
Джако Пасториус
Хотя я и даю в этом обзоре только по одной теме для каждого бас-гитариста, но некоторые достойны исключений. И таковым, безусловно, является Джако Пасториус. В первой статье этой серии я уже давал его вещь, но дам и еще парочку. Вполне заслужил!
Басисты и музыканты многих жанров почитают Жако Пасториуса как музыкального бога. Для непосвященных: виртуозные басовые партии и техника Жако Пасториуса превратили звучание и возможности того, что раньше считалось фоновым инструментом, в полностью независимую сольную особенность любого ансамбля. Его грандиозная, работа с Weather Report и Джони Митчелл принесла ему всемирную известность.
К сожалению, после пика карьеры в конце семидесятых, в 1982 году ему поставили диагноз биполярное расстройство, и вскоре он пристрастился к бухлу и наркотикам. К 1987 году он стал практически бездомным и умер после драки с вышибалой на шоу , когда он пробрался на сцену, прежде чем его выгнали и в конце концов забили до смерти.
Трагический конец для человека, которого в возрасте около тридцати лет называли «вероятно, самым влиятельным и новаторским электробасистом в истории».
Джони Митчелл — "Coyote"
1976 год. Музыкальному вундеркинду было всего 24. Джони Митчелл - альбом Hejira- сейчас считается одной из вершин десятилетия. Пасториус появился только в половине песен. Тем не менее, вступительный Coyote установил новый тип звучания Джони Митчелл, в котором ее композиции свободной формы были наполнены дыханием его баса.
Jaco Pastorius - "Donna Lee"
Эта кавер Майлза Дэвиса с сольного дебютного альбома Пасториуса, Просто великолепная демонстрация его единственного в своем роде неповторимого таланта.
«Поразительно то, что он был сыгран с фразировкой, ранее неизвестной на бас-гитаре – не говоря уже о том, что это чуть ли не самое модное вступление к дебютному альбому в истории записанной музыки», – прокомментировал Пэт Метени. А Пат Метени зря языком болтать не станет. Он музыкант авторитетный.
Cream - Crossroads
Взяв старую блюзовую песню Роберта Джонсона Cross Road Blues , усовершенствовав ее и переименовав просто Crossroads , Cream создали легендарную запись в каноне британского авангардного блюза.
Конечно, Эрик Клэптон находится в превосходной форме на протяжении всей этой отличной песни, особенно в ее оригинальной концертной форме, но от начала до конца - это успех Джека Брюса.
Применив свою знаменитую ловкость и мелодичность к блюзовым аккордам, Брюс показал нам всем, что бас может доминировать в композиции, причем сделал это очень точно и тонко и что называется "не переусердствовал"
Чарльз Райт и The Watts 103rd Street Rhythm Band - "Express Yourself"
Басист Melvin Dunlap, вероятно, никогда не думал, что спустя десятилетия после того, как он записал знаменитую цепляющую басовую партию для оригинальной песни Express Yourself , эта линия станет основой гимна гангста-рэпа.
В версии 1973 года басовая партия Данлэпа также исполнялась на гитаре, но когда лос-анджелесские рэперы NWA семплировали басовую партию и сделали ее центром новой песни, также называемой Express Yourself , они отказались от гитарной партии и усилили бас.
The Jam - "Town Called Malice"
Эта превосходная басовая партия, возможно, была вдохновлена хитами Motown (например, You Can't Hurry Love ), но она идеально подходит для этой пост-панковской унылой тоски
Песня забавна резким контрастом ее весёлой линии с ядовитостью текста о унылой британской жизни в эпоху Фолклендской войны.
(Блин... Они еще нашей жизни в эпоху войны не видели, интересно, что бы они тогда запели?)
Вот такой трюк провернули The Jam.
Red Hot Chili Peppers - Give It Away
Вдохновленные бородой Рика Рубина, Red Hot Chili Peppers записали просто суперский альбом Blood Sugar Sex Magik, который, по мнению многих, до сих пор остается их звездным часом.
Give It Away был просто монстром альбома с басовой партией Майкла «Фли» Бальзари, которая вела всю песню с ее знаменитым плавным слайд-мотивом и мастерскими ловкими вставками.
Конечно, поверх баса есть какая-то гитара и громоподобный ритм барабанов, не говоря уже о рэпе Энтони Кидиса о мутной толерастии толерантности и прочей модной байде, но эта песня - это песня Фли насквозь и ее успех целиком и полностью заслуга его!
Graham Central Station - "Hair"
Пять минут мощной, крутой басовой партии чувака, который изобрел стиль слэппинга, легли в основу дебютного альбома его группы, и сделали его очень горячим.
Ларри Грэм вполне определенно предлагает свой собственный стиль - свою смесь фанка и R&B.
Тот факт, что Ларри играл с лучшими фанк-исполнителями мира – Sly & The Family Stone и каким-то пижоном - выскочкой по имени Принс - многое говорит о его огромном влиянии, как на мир баса, так и на мир музыки в целом.
Rush - "Digital Man"
Гедди Ли - гигант, когда дело касается бас-гитары, и когда его группа Rush достигла своего творческого пика в конце 70-х - начале 80-х, их просто невозможно было остановить.
На альбоме Signals Гедди чередовал J-Bass и свой верный Rickenbacker 4001 , и в течение этих беспрецедентных шести минут его мастерство игры на инструменте достигло совершенства.
The Cure - "The Lovecats"
Отличный пример применения контрабаса в современной поп-музыке! Басовая линия продвигает The Lovecats, очень запоминающаяся, основанная на изящном трезвучии, и буквально источает звук дерева (пардон за пафосную поэтичность)
Согласен с тем, что вопящий, кошачий вокал Роберта Смита может немного может за**ать набить вам оскомину, но спорить с качеством этой фанковой басовой партии - абсолютно бессмысленно.
The Doors - "Riders On The Storm"
Ну куда уж без культовых героев поколения? Вот ими, пожалуй, и завершим.
Эта семиминутная песня или четырехминутная (сингл) ее версия
берет все лучшее, что было в The Doors – кислотную психоделию и тревожную ноту блюза и это все закрепляется мощной басовой партией.
Пульсирующий бас клавиатуры Рэя Манзарека состоит только из низких частот, без средних частот, что вызывает громоподобный эффект. Как известно, Манзарек играл басовые партии The Doors не на струнах, а на клавишах.
И в завершении
Посмотрел я сейчас со светлой грустью на всё, что я усердно наваял в этих двух статьях и понял, что нужно ещё будет писать, как минимум 2, а то и 3 подобных статьи. О чём и сообщаю с глубоким прискорбием. Так что готовьтесь.
Ещё раз хочу озвучить свою позицию относительно смысла этих статей. Даже и не пытаюсь охватить в них все выдающиеся бас-партии всех выдающихся басистов мира. Это было бы абсолютно безумным занятием, типа - "Лучшие песни за всю историю мира". Не ранжирую басовые линии по хронологии и степени величия. Всяческие рейтинги и хит-парады не люблю и не понимаю. Музыка - вещь вполне субъективная, а не спортивные соревнования. Просто сделал подборочку чисто по зову пламенного сердца и по велению бессмертной души. Старался подбирать характерные партии и из разных музыкальных жанров. Вполне допускаю и даже уверен, что у комментаторов много своих любимых партий. Даже больше скажу - если бы я попытался описать даже все свои любимые, то я бы только этим и занимался бы долгие и долгие месяцы. Тем более я не в силах описать любимые партии всех уважаемых комментаторов.
В связи с этим предлагаю уважаемым комментаторам давать свои предложения, желательно не просто в виде ссылки на youtube, но и хотя бы хоть с каким-нибудь описанием басистов и предлагаемой музыкальной темы.
Всем спасибо за терпение и внимание!
Следующая статья этого цикла - вот здесь 👇