Найти в Дзене

Бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты. Чтобы их купить, пришлось занять у мужа целое состояние

Спрятанные во время Французской революции, ослепительные драгоценности чудесным образом остались нетронутыми. Их не переплавили, как другие украшения несчастной королевы. Два столетия они были скрыты от посторонних глаз в частной коллекции. В январе 1791 года, когда Мария-Антуанетта была заключена во дворце Тюильри в Париже, она тайно завернула свои лучшие драгоценности в тряпицу и спрятала их в деревянном сундуке. Позже его отправили из Франции на хранение бывшему австрийскому послу графу Мерси-Аржанто в Брюссель, который тогда находился под властью Австрии. Верный друг семьи, Мерси-Аржанто, хранил сундук нетронутым и запечатанным в надежде однажды вернуть его молодой французской королеве. Его чаяния не сбылись, 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта была казнена на гильотине. Четыре месяца спустя император Священной Римской империи Франциск II, племянник покойной королевы, приказал открыть сундук и провести инвентаризацию его содержимого. Внутри, под слоем набивных подушечек, находило

Спрятанные во время Французской революции, ослепительные драгоценности чудесным образом остались нетронутыми. Их не переплавили, как другие украшения несчастной королевы. Два столетия они были скрыты от посторонних глаз в частной коллекции.

В январе 1791 года, когда Мария-Антуанетта была заключена во дворце Тюильри в Париже, она тайно завернула свои лучшие драгоценности в тряпицу и спрятала их в деревянном сундуке. Позже его отправили из Франции на хранение бывшему австрийскому послу графу Мерси-Аржанто в Брюссель, который тогда находился под властью Австрии.

Верный друг семьи, Мерси-Аржанто, хранил сундук нетронутым и запечатанным в надежде однажды вернуть его молодой французской королеве. Его чаяния не сбылись, 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта была казнена на гильотине.

Четыре месяца спустя император Священной Римской империи Франциск II, племянник покойной королевы, приказал открыть сундук и провести инвентаризацию его содержимого. Внутри, под слоем набивных подушечек, находилось самое ценное имущество Марии-Антуанетты, в том числе пара трехниточных бриллиантовых браслетов.

К ним относится номер шесть в подробном описи, хранящейся сейчас в Австрийском национальном архиве. На нем написано: «Пара браслетов, в которых три бриллианта, самый крупный из которых находится посередине, образуют две заколки; две заколки служат застежками, каждая из которых состоит из четырех и 96 бриллиантов».

Опись драгоценностей Марии-Антуанетты, включая бриллиантовые браслеты. Хранится в Австрийском государственном архиве.
Опись драгоценностей Марии-Антуанетты, включая бриллиантовые браслеты. Хранится в Австрийском государственном архиве.

После документирования содержимое сундука было отправлено из Брюсселя в императорскую казну в Вене, где хранилось для единственной выжившей наследницы Марии-Антуанетты, Марии-Терезы Шарлотты Французской, мадам Рояль, впоследствии герцогини Ангулемской (1778-1851).

Мадам Рояль потребовала браслеты по прибытии в Австрию в 1796 году, как записано в письмах, которые она отправила своему кузену, императору Франциску II.

«Чудесно то, что они сохранились в паре и были нетронуты, хотя их можно было легко разобрать, как многие другие драгоценности королевского происхождения», — говорит Жан-Марк Люнель, старший международный специалист ювелирного отдела Christie 's в Женеве.

Адольф Ульрик Вертмюллер (1751-1811), королева Франции Мария-Антуанетта и двое ее детей, гуляющие в парке Трианон,  1785 год. Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Фото: Эрик Корнелиус / Национальный музей
Адольф Ульрик Вертмюллер (1751-1811), королева Франции Мария-Антуанетта и двое ее детей, гуляющие в парке Трианон, 1785 год. Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Фото: Эрик Корнелиус / Национальный музей

Симметрия и элегантный дизайн браслетов типичны для работ Шарля Огюста Бемера, личного ювелира Марии-Антуанетты.

«Они настолько легкие и так качественно сделаны, что просто струятся по запястью, как ткань», — говорят эксперты. «Несовершенная старинная огранка бриллиантов придает уникальное очарование, которое нельзя найти в бриллиантах современной огранки».

Бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты.
Бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты.

По словам историка, писателя и специалиста по ювелирным украшениям Винсента Мейлана, который провел обширное исследование истории и происхождения браслетов для своей будущей книги о бриллиантах Марии-Антуанетты, драгоценности были куплены у Бемера за 250 000 ливров — сумму, которая оценивается примерно в 4,6 миллиона долларов в сегодняшних деньгах. (Французский ливр стоил примерно столько же, сколько фунт серебра.)

Даже мать Марии-Антуанетты, императрица Мария Терезия Австрийская (1717–1780), упрекала дочь за расточительность. В письме от 2 сентября 1776 года она писала: «Вести из Парижа сообщают мне, что вы только что совершили покупку браслетов на 250 000 ливров и тем самым расстроили свои финансы».

Бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты.
Бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты.

Новость была правдой. Чтобы заплатить за браслеты, Марии-Антуанетте пришлось продать некоторые из своих драгоценных камней по очень низкой цене, а также занять 29 000 ливров (около 533 000 долларов сегодня) у своего мужа, короля Людовика XVI, как записано в бухгалтерских книгах короля, хранящихся в Национальном архиве в Париже.

Несмотря на материнский выговор, королева наслаждалась своей покупкой. На портрете шведского художника Адольфа Ульрика Вертмюллера она изображена гордо носящей браслеты, соединенные вместе как шатлен, в садах Малого Трианона с двумя своими детьми, включая юную мадам Рояль.

Чуть более 30 лет спустя мадам Рояль будет изображена с этими же браслетами. На портрете Антуана-Жана Гро 1816 года на застежке трехниточного браслета на ее правой руке изображены четыре бриллианта, как описано в брюссельской описи 1794 года. (Хотя в общую композицию не было внесено никаких изменений, с тех пор застежка была модифицирована и теперь включает в себя дополнительный пятый бриллиант.)

Барон Антуан-Жан Гро (1771-1835), Мария-Тереза ​​Шарлотта Французская, Дофин Французская и герцогиня Ангулемская , 1816-1817. Замки Версаля и Трианона. Фото: © Château de Versailles, Dist. RMN-Grand Palais / Кристоф Фуэн.
Барон Антуан-Жан Гро (1771-1835), Мария-Тереза ​​Шарлотта Французская, Дофин Французская и герцогиня Ангулемская , 1816-1817. Замки Версаля и Трианона. Фото: © Château de Versailles, Dist. RMN-Grand Palais / Кристоф Фуэн.

Мадам Рояль умерла бездетной в 1851 году и оставила свои драгоценности племяннику и двум племянницами: графу Шамбору, графине Шамборской и герцогине Пармской. Герцогиня унаследовала браслеты и в свою очередь завещала их своему сыну Роберту, герцогу Пармскому (1848-1907). С тех пор они оставались в коллекции королевской семьи, пока не были проданы за 7 459 000 швейцарских франков 9 ноября 2021 года на аукционе Christie's в Женеве.

Надеюсь, вам было интересно, до новых встреч на моем канале!