Основные новшества грядущей вузовской приёмной кампании коснутся целевого обучения, заявляет Минобрнауки РФ. Увеличится количество студентов, которые уже при поступлении на первый курс знают, где будут работать, по крайней мере, первые 3-5 лет. Школы движутся примерно в том же направлении – чтобы каждый ученик к девятому классу понимал, какая ему нужна профессия. В Москве, например, главным образовательным приоритетом на 2024 год объявлено увеличение количества специализированных классов, хотя они уже существуют в 70% столичных школ.
Тема не нова. Во времена Российской империи гимназии были разделены на два принципиально разных типа – классические и реальные (позже их переименовали в училища). Первые давали право поступать в университеты. Вторые – в специализированные, как правило, технические институты.
Положение 1918 года о единой трудовой школе сохранило образовательную дифференциацию только для старшеклассников. Выделялись классы трёх направлений: гуманитарного, естественно-математического и технического. С 1934 по 1957 год школьные учебные планы стали едиными для всех, но, в конце концов, отраслевые вузы добились возврата профильных классов. На этот раз по 4-м направлениям: физмат, биомед, гуманитарное и социально-экономическое. Примерно в таком виде школьная система вошла в 21-й век.
В 2002 году Российская академия образования определила перечень базовых и профильных предметов, которые соответствующие классы изучают углублённо. На первые отвела 50% учебного времени, вторым – 30%, и ещё 20% на селективные курсы (дополнительные, но обязательные к посещению). Школам предоставили право самостоятельно выбрать профили для специализированных классов (технологический, социально-экономический, естественнонаучный, гуманитарный) или учить всех детей одинаково.
Вскоре пришло понимание: «нельзя объять необъятное». Ученики начали перенапрягаться, выгорать и впадать в неврозы. Нагрузку пришлось снижать. В классах технологического профиля пожертвовали географией и биологией. Будущие экономисты остались в старших классах без физики и химии.
«Именно этот факт является самым волнующим для родителей, им привычнее, когда в аттестате представлены все предметы, а такая возможность есть только в универсальном профиле» - сказано в докладе педсовета одной из элитных школ Петербурга.
Вот и пришлось далеко не рядовому учебному заведению переводить детей на универсальное образование с возможностью посещать спецкурсы по предметам, которые придется сдавать на ЕГЭ.
К сожалению, в стране пока не особенно прижилось такое новшество федерального стандарта общего образования 2012 года, как профильное обучение старшеклассников через индивидуальный исследовательский проект. Это длительная, рассчитанная на 1-2 года, работа под руководством наставника. Проект может затрагивать учебный материал одного или нескольких предметов.
Участие в реальных научных экспериментах после многочасовых теоретических занятий – дело увлекательное. Позволяет переключиться, развивает любознательность и исследовательский азарт. Это уже нечто большее, чем просто учёба – «Понедельник начинается в субботу», как в известной повести Стругацких.
К счастью примеры подобного подхода в современной российской школе существуют. В петербургской школе №334 при поддержке Санкт-Петербургского горного университета и компании «Ленэнерго» создан энергокласс. Один из его учеников, например, сконструировал робота для очистки солнечных батарей. Уже известно, что разработка будет внедрена на практике.