Найти в Дзене
В АРХИВЕ

Я прочёл 3 романа Вальтера Скотта, и он неоднозначен...

Оглавление

Вальтер Скотт писал в жанре исторического романтизма, его романы полны ярких подробностей, соответствующих времени им описываемом. При этом всё действо пропитано самыми яркими чертами тех времён, воспеваемых поэтами, писателями, летописцами.

В романах Вальтера Скотта нет места пошлости, подлости, низости. Всё, что мне довелось прочесть, оставляет после себя крайне интересное, неоднозначное послевкусие. С одной стороны, это прекрасные романы с нотками глубокого эскапизма, потому что мы прекрасно знаем, что в реальности подобное ежели и случалось, то не было нормой. Описываемые им времена как раз таки пестрили бесчестьем, ненавистью, кровожадностью, несправедливостью. С другой стороны, романы всегда немного затянуты и недостаточно динамичны.

Иллюстрация к роману Вальтера Скотта "Уэверли"
Иллюстрация к роману Вальтера Скотта "Уэверли"

Ниже я перескажу свои впечатления о трёх романах, которые я прочёл, а именно: Квентин Дорвард, Айвенго и Уэверли. К сожалению до знаменитого Роба Роя и прочих пока руки не дошли, но как прочту, обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями.

1. Квентин Дорвард

Действие романа разворачивается уже во времена, когда вовсю использовали порох. Поэтому, если вы как и я начинали знакомство с Айвенго, то для вас конечно антураж и правила мира, который показан в Квентине Дорварде будут слегка непривычными.

Тем не менее, я остался под приятным впечатлением, как и в других своих произведениях, здесь Вальтер Скотт уделяет крайне много внимания незначительным деталям, характеризующим время. Он описывает одежды людей, он ловкими мазками пишет антураж, а также хорошо разбирается в нравах, перенося самые разные ситуации на страницы книги, используя их для того, чтобы качественно отразить эпоху.

Квентин Дорвард, как и многие персонажи его книг - это молодой парень, не нюхавший пороху, но под завязку набитый энтузиазмом, желанием жить, а самое главное служить королю. Вообще фигура короля и служение ей в те времена всегда было чем-то сродни религиозному поклонению. Сущность короля, его личность, его решения не могли оспариваться, а его доблесть, добродетель, честь, всегда возводились в абсолют. По крайней мере складывается такое впечатление из романов Вальтера Скотта.

Единственным разочарованием, пожалуй, оказалось то, что нас очень долго подводили к столкновению главного героя с одним из злодеев. И действительно, битва состоялась, но увы не так, как нам это представлялось, а вполне по обыденному. Вальтер Скотт здесь никогда не гнался за излишней театральностью, он описывал битвы скупо, точно, ёмко, кратко. Он мог готовить выход героя на арену всю книгу, а затем в буквальном смысле "обломать" читателя и не провести эту битву. В итоге имеем, что имеем.

Тем не менее, книга замечательная, крайне рекомендую к прочтению.

2. Айвенго

Сложно придумать что-то более классичное, чем Айвенго, здесь кажется собраны все легенды, все мифы, которые встречались в английском фольклоре.

Локсли - навеянный образом Робин Гуда, наследный принц короля Ричарда, Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров, осада крепости короля, попойка в шервудском лесу с местным монахом, большой рыцарский турнир и вообще всё, всё, всё! Роман наполнен бесконечными интригами, перипетиями, действиями.

Но как и водится у господина Скотта, персонаж, в честь которого названо произведение, фигурирует в самом произведении лишь в начале и в конце. Поэтому будьте готовы, что читая "Айвенго", самого Айвенго там будет крайне мало. Тем не менее, в романе столько колоритных персонажей, столько судеб сплетено, что если бы мы впитывали действие лишь от лица Айвенго, то это было бы не так прекрасно, эпично и завораживающе.

3. Уэверли

Прочитав Квентина Дорварда и Айвенго, я ожидал от Уэверли чего угодно, только не тягучей практически бытовой истории на фоне войны Англии и Шотландии.

Уэверли довольно сложно читается, это был первый роман автора и он очевидно желал, чтобы повествование было максимально всеобъемлющим, точным и детализированным. Поэтому большая часть книги - это бытовые сценки, посвящённые тому, как главный герой - восторженный короной молодой человек, знающий и чтящий собственный долг, сталкивается с противоположной стороной конфликта незадолго до восстания якобитов в 1745-м году.

Он впитывает в себя культуру горной Шотландии, сталкивается с местными красавицами, одна из которых не даёт ему покоя до самого конца книги. Молодой человек проходит через трудный путь принятия того, что военные конфликты - это всегда столкновение интересов, в котором никогда нет отдельно правых и отдельно виноватых. Правы и виноваты все одновременно.

Особенно впечатляет концовка книги, когда уже конфликт заканчивается и герою приходится переосмыслить всю свою жизнь, все свои убеждения, столкнуться со вселенской несправедливостью, сделать выводы уже не юноши, но мужчины...

Прекрасный роман, я бы обязательно рекомендовал его молодым людям в возрасте от 14-ти лет и старше, ибо здесь мы видим настоящую поучительную историю о том, что такое жизнь и какие повороты в жизни могут происходить. К сожалению, единственный минус произведения - его излишняя затянутость из-за любви автора к описанию деталей быта, деталей антуража. Его стремление оставить романтизированный слепок эпохи сделал произведение тягучим, но после прочтения уже совершенно неважно сколько в романе страниц, ведь эмоции захлёстывают и не отпускают ещё долгое время...