Найти в Дзене
Время Романовых

Осип Дерибас. Как испанец попал на русскую службу? Основание Одессы.

Иностранные дворяне нередко переходили на русскую службу в поисках легкого заработка, привилегий, чинов и званий или просто находя в России свой дом. Какая бы причина за этим не скрывалась, многие из них сумели оставить немалый след в истории Российской империи. Одним из «екатерининских орлов», то есть ведущих деятелей эпохи Екатерины II, был испанец Хосе де Рибас, но нам он более известен как Осип Михайлович Дерибас. В первую очередь его, конечно, помнят как человека, основавшего Одессу, но я сегодня хочу заглянуть глубже в его биографию. Чем же еще знаменит господин Дерибас?

Отец Хосе де Рибаса был представителем знатного каталонского рода и дослужился в Неаполитанском королевстве до звания маршала, а скончался, находясь уже 19 лет на должности директора Министерства Государственного управления и военных сил. О матери известно лишь то, что она происходила «из благородной ирландской фамилии Дункан».

Точно неизвестно, когда на свет появился Джузеппе (так его имя звучало на итальянском). И хоть в энциклопедиях можно встретить разные даты, все же современные историки сходятся на 13 сентября 1751 года. Именно в этот день, согласно семейным документам, отмечали праздник дома.

Само собой, живя в испанской дворянской семье, юноша получил отличное образование, знал шесть языков (а позже еще и выучил русский) и был зачислен в неаполитанскую армию в чине подпоручика. Он мог бы построить неплохую карьеру в родной стране, но жизнь уготовила ему другой путь.

В 1769 году молодой офицер отправился по семейным делам в Ирландию и по пути, остановившись в Ливорно, познакомился с Алексеем Орловым, на тот момент командующим российской экспедицией Балтийского флота. В Ливорно тот занимался комплектацией экипажей русских кораблей и предложил Дерибасу пойти к нему на службу. Он согласился стать волонтером, для чего, вероятнее всего увеличил свой реальный возраст (отсюда и возникли в дальнейшем вопросы с датой его рождения). Вместе с ним в Россию отправились и два его брата.

Уже в следующем году Дерибас стал участником Чесменского сражения. Он выполнял курьерские и дипломатические поручения, исходившие непосредственно от Орлова, и помогал в налаживании связей с Неаполитанским королевством, за что получил звание майора неаполитанских войск. Одно из поручений привело Дерибаса в Петербург, откуда он отправился уже с приказом от Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова - нужно было вернуть в Россию из Лейпцига сына императрицы Алексея Бобринского. За время, что десятилетний бастард провел в компании с испанцем, они успели подружиться, что в дальнейшем повлияло на карьеру второго.

В 1774 году Дерибас был официально принят на российскую службу в звании капитана (так как по тем правилам иностранцев брали с понижением на один чин). С этого момента его стали звать Осип (или Иосиф) Михайлович. Он имел неплохие рекомендательные письма от Алексея Орлова, но они уже не обладали большой значимости, так как государыня отдалила от себя Орловых и переключила внимание на нового фаворита - Григория Потемкина.

-2

Дерибас был отправлен в гущу русско-турецкой войны, участвовал в сражениях при Козлуджи, у Енки-Базара и Буланика. После этого он побывал в отпуске у себя на родине, где вновь встретился с Алексеем Орловым, занимавшимся тогда поисками княжны Таракановой. Дерибас помогал в этом деле бывшему начальнику, побывал во многих городах, но большого успеха не достиг - женщину привезли в Петербург без него. Однако есть версия, что именно выступил в роли священника, когда аферистку поймали на корабле.

Самого Осипа Михайловича тоже вызвали в столицу Российской империи, но уже по другому, не менее деликатному вопросу. Ему предстояло выступить воспитателем Алексея Бобринского в Шляхетском кадетском корпусе. Распространяться лишний раз о происхождении этого ребенка не хотели, поэтому и взяли того, кто уже был с ним знаком, к тому же успел наладить приятельские отношения с мальчиком. Но Бобринский был своим прежним другом разочарован. В дневниках он писал, что Дерибас сам ведет разгульный образ жизни, а от кадетов требует высокой нравственности.

Осип Михайлович же успел завести новое важное знакомство - с Иваном Бецким, президентом Академии художеств и попечителем всех учебных заведений империи. Дерибас уже не был так привязан к Бобринскому и стал строить карьеру другими путями. Ему пожаловали чин майора в 1776 году, он стал все чаще приглашаться ко двору. Тогда же он женился на Анастасии Соколовой, камер-фрейлине императрицы и, что еще важнее, внебрачной дочери Бецкого. На свадебной церемонии среди гостей были Екатерина II, Григорий Потемкин и наследник престола Павел Петрович. Нельзя сказать, что брак этот был идеальным. Вскоре у Дерибаса родился внебрачный сын Иосиф Сабир («Рибас» наоборот), мать которого неизвестна (по слухам, ею была сама государыня), чуть позже еще дочь (уже законная) Софья.

Вместе с этим Дерибас сблизился с масонами и рыцарями Мальтийского ордена и сам вступил в него. Он также способствовал поступлению на русскую службу многих неаполитанцев. Осип Михайлович еще разработал проект моста через Неву, но он не был одобрен Академией наук.

В 1779 году Екатерина II наградила Дерибаса Мальтийским орденом (еще до официального введения этой награды в России), а затем пожаловала чин подполковника. Вторую дочь Осип Михайлович назвал в честь государыни, которая даже принимала участие в родах в качестве повивальной бабки.

С окончанием учебы Бобринского закончился и надзор за ним со стороны Дерибаса. Испанец вновь поехал на родину, затем еще некоторое время провел в европейских поездках, но все же вернулся в Россию. Существует версия, что путешествие это было непростым - якобы Дерибас выполнял тайное поручение Екатерины II и следил за перемещениями отправившегося тогда за границу наследника престола с супругой. Насколько это правда, судить сложно, но маршрут его полностью совпадал с передвижениями Павла Петровича.

-3

В 1783 году он по собственному желанию отправился в расположение Григория Потемкина, захватив с собой собственный план реформы Черноморского флота. Он говорил, что «гибнет от желания что-либо совершить». Потемкин тогда находился на юге страны и, порадовавшись приезду столь деятельного офицера, решил оставить его при себе. Дерибас стал выполнять личные поручения графа, а также принимал участие в присоединении Крыма и подготовке знаменитого путешествия Екатерины II в новые территории. Однако сохранились записи революционера Франциско де Миранда, находившегося тогда в России и общавшегося с Дерибасом: «…мы с Рибасом совершили прогулку по саду, во время которой он убеждал меня, что русские — незрелая нация, наподобие плодов, коим приходится дозревать в оранжерее».

Дерибас был назначен командиром только что образованного Мариупольского легкоконного полка, а высшим его командиром стал Александр Суворов. При этом испанец продолжал оставаться при Потемкине, а не в своем военном формировании. С Суворовым же у него сложились прекрасные отношения и между ними установилась переписка.

В начавшейся в 1787 году Дерибас командовал маленькой флотилией канонерских лодок. Во время сражений в Днепровском лимане у Осипа Михайловича начался приступ ревматической лихорадки, но он продолжил руководить вверенным ему подразделением. По итогу турецкий флот был разгромлен, а Дерибас получил Орден Святого Владимира 3-го класса. Проявил Осип Михайлович и отличную смекалку, когда предложил поднимать со дна турецкие корабли, многие из которых оставались там еще с прошлых кампаний. Потемкин эту идею одобрил, и российский флот пополнялся «новыми» кораблями с большой скоростью.

Также он со своими канонерскими лодками поспособствовал блокаде Очакова, что позволило ему приехать в Петербург среди «покорителей» на подготовленные пышные торжества, после которых Дерибаса произвели в генерал-майоры. Он продолжал участвовать в морских сражений вплоть до самого окончания этой войны, командовал уже целым авангардом, брал города, гавани и крепости и, конечно, получал новые награды. Не все турецкие опорные пункты Дерибас уничтожал: из их части он забирал пушки и прочее военное снаряжение, а также продовольствие. Все это шло на пользу русским войскам.

План штурма крепости Измаил тоже был составлен Дерибасом. Он же выступил в нем начальником самой большой десантной колонны. Без его помощи, по отзывам современников, крепость могла еще долго держаться. Попав внутрь укрепления, Дерибас пытался договориться с укрывавшими в домах турками и призывал их сдаться. В конечном итоге ему довелось принять капитуляцию от губернатора паши Мемеда. Суворов окрестил Дерибаса «дунайским героем», а Екатерина II наградила его шпагой с бриллиантами и имением с 800 крепостными в Могилевской губернии.

Дерибас был одним из трех российский представителей, подписавших Ясский мирный договор. На тот момент он уже дослужился до контр-адмирала. После он увел свою флотилию в Николаев, но город этот ему не нравился из-за строгих военных порядков. К тому же у него были постоянные конфликты с командующим Черноморского флота Мордвиновым.

-4

Тогда Дерибас занялся поиском нового пристанища. Он предложил Потемкину построить на месте крепости Гаджибей портовый город. Он сам построил первые чертежи и хотел перенести туда руководство флотом. Но Мордвинов выступил против и Потемкин с ним согласился. Дерибасу же поручили составить план завоевания Константинополя. Суворов отзывался о нем крайне благосклонно: говорил, что для него с Дерибасом нет ничего невозможного.

Но, несмотря на заключенный мир, Турция продолжала восстанавливать крепости и быстро отстраивала новый флот. Дерибасовская флотилия, как отлично себя показавшая, должна была быть в постоянной готовности и заниматься охраной созданной Днестровской оборонительной линии. Нужно было только определиться с местом базирования флота. Дерибас предположил, что самым удобным пунктом стоянки будет Хаджибейский залив. Он отправил соотвествующий доклад, но вновь столкнулся с противоборствующим мнением Мордвинова, считавшего, что для этих целей стоит укрепить Очаков. Дерибас прибыл в Петербург, чтобы лично заниматься продвижением своего проекта, и, заручившись поддержкой фаворита Зубова, ему удалось убедить в этом императрицу. На строительство за 5 лет ему было выделено 2 миллиона рублей.

Задача была непростой - на совершенно пустом месте предстояло возвести город с 3 гаванями и заселить его. Строительство проводилось под надзором Суворова, графа Зубова и при содействии архитектора Франца де Волана. Была учреждена особая Экспедиция строения города. Все работы старались поручать русским подрядчикам, не призывая иностранцев.

В 1795 году порт Хаджибей был переименован в Одессу (название выбрала Екатерина II в честь древнегреческого поселения Одессос), а Дерибас стал вице-адмиралом и главным устроителем порта. В город стали прибывать полки, начальником над которыми также был назначен Осип Михайлович. 22 августа 1794 года состоялось торжество по случаю основания нового города, заладились фундаменты главных зданий. К концу 1795 года многие важные работы были окончены. В Одессе стала вестись международная торговля. Екатерина II в своих благодарностях отмечала: «…особливо Вице-Адмиралу де Рибасу, на попечении которого лежит главная часть тамошних крепостных и порта Одесского строений и который, усердием своим к службе Нашей, наиболее способствует к успешному течению оных…».

Переселенцев в Одессу Дерибас завлекал различными выгодами: десятилетние льготы на платежи податей и постоя, казенные ссуды на постройку домов, выделял больше мест для их строительства и т.д. А самое главное - на территории Одессы не действовало крепостное право. Основатель следил за тем, чтобы город наполнился как торговцами и промышленниками, так и простыми обывателями. Для привлечении торговцев солью строили большие магазины и склады. При гавани могли селиться только флотские служащие. Привлекались также народы, находившиеся под гнетом турок, в большей степени греки. Им выдавались пособия деньгами, хлебом, лесом и пр.

В город везли товары из Италии, Константинополя, Анатолии, Греции. Таможня ежегодно приносила казне сотни тысяч рублей.

Главная улица в Одессе получила имя Дерибасовская в честь ее основателя. Там же находился его дом, в котором в дальнейшем поселился его брат Феликс. Он в 1806 году подарил городу участок земли, ставший первым городским садом. В 5 верстах от Одессы Дерибасом были построены дачи.

-5

Дерибас проводил в Одессе лето, а на зиму возвращался в Петербург, где его ждала семья. Он стал входить в число ближайших деятелей при Екатерине II, часто был приглашен к ее столу, но при этом росло и количество его недоброжелателей. Тот же Мордвинов вместе с Федором Ростопчиным стал распускать слухи о невероятных кражах средств, которые забирал себе Дерибас:«То, что крадёт один только де Рибас, превышает 500 000 рублей в год». Как отмечала в воспоминаниях дочь Мордвинова, тот собирался добиться ссылки Дерибаса в Сибирь. Сам вице-адмирал все время жаловался на стесненность в финансах, но явных доказательств его воровства не было. Обвинений по этому делу все же не последовало.

Разрешено это дело было по-другому. После смерти Екатерины II ее сын Павел стал наводить свои порядки. Как мы знаем, он отстранил многих ставленников императрицы, в число которых попал и Дерибас. Он был уволен с должности, а комиссию по строительству Одессы упразднил. Назначенный на его место Павел Пустошкин отправлял рапорты о деградации флота и малый прогресс в строительстве. Дерибас прибыл в Петербург, но, вопреки ожиданиям, не попал в опалу, а был зачислен в Адмиралтейств-коллегию. В Одессу он больше не возвращался.

На новом месте он занимался сокращением расходов на закупку провианта, закупая продовольствие напрямую у помещиков в регионах. Павел I был им доволен и назначил управляющим лесным департаментом, тогда Дерибас стал путешествовать по местам лесозаготовок и велел по берегам рек высаживать дубовые рощи для нужд адмиралтейства. Он лично являлся с докладами к императору и смог получить его расположение.

Несмотря на то, что в Одессу приехать Дерибасу больше не довелось, он всегда испытывал к этому месту теплые чувства и очень переживал, что Павел I остановил работы по ее расширению. Сохранилась история, по которой Дерибас как-то попросил доставить в Петербург три тысячи апельсинов, которые так любил государь. Довольный Павел в знак милости выделил 250 тысяч рублей на городские нужды Одессы.

Но 1 марта 1800 года его неожиданно отстранили от службы. Причиной назвали финансовые злоупотребления. Однако уже в конце октября его восстановили и поручили составить план укреплений Кронштадта. И все же Дерибас уже не был уверен в действиях Павла I. Говорили, что он был в числе заговорщиков против императора, даже рекомендовал прибегнуть к ««традиционным итальянским средствам — к яду и кинжалу», а также предлагал перевернуть лодку с арестованным царем. Прочие участвовавшие в заговоре опасались, что Осип Михайлович после восстановления на посту может вновь расположиться к императору и выдать их. Дерибас резко заболел. Существует версия, что он был отравлен, а граф Пален, находившийся у его постели, следил за тем, чтобы больной в беспамятстве не выдал их планы.

2 декабря 1800 года Дерибас скончался. Его захоронили на Смоленском кладбище. В 1989 году эта могила была осквернена ворами, искавшими ценности, но ее быстро восстановили в прежнем виде. В 2005 году одесские власти вели переговоры о переносе могилы Дерибаса в основанный им город, но не получили на это согласие.

-6

-7

В 1900 году Дерибас был увековечен на памятнике Екатерине II, открытом в Одессе. Императрица на нем стояла в окружении четырех своих сподвижников, стараниями которых город и возник. Екатерининская площадь на Всемирной выставке в Париже была признана тогда самой красивой в Европе. В 1920 году на первом проходившем в Одессе Первомае изваяние было уничтожено, однако фигуры эти сохранились и хранились в историко-краеведческом музее. В 2007 году памятник восстановили. Его современную историю вы наверняка знаете.

В 1994 году Дерибасу был установлен еще один памятник в Одессе, в самом начале Дерибасовской улицы. На нем он стоит с лопатой в одной руке и планом города в другой.

-8

P.S. Прекрасно осознаю, в какое время пишется эта статья, но очень хочу, чтобы она не призывала к очередным конфликтам в комментариях на тему, совсем не относящуюся к повествованию. Здесь я хотела лишь поделиться биографией, без сомнений, важного деятеля екатерининской эпохи. Ни в коем случае не хочу задеть чьи-то чувства и вывести на негативные эмоции. Благодарю за внимание.