4 декабря 1864 г. произошло ещё одно подзабытое событие, прославившее русское оружие на весь мир. В этот день 160 лет назад произошел русский аналог битвы 300 спартанцев - бой казачей сотни есаула Серова против десятитысячной Кокандской армии Алимкула. Как же так вышло и что вообще делала эта казачья сотня в диких степях современного Казахстана? Давайте разберемся.
Немного предыстории: всю вторую половину XIX века Россия вела тяжёлые бои в Центральной Азии с Кокандским ханством и Бухарским эмиратом. Бои проходили с переменным успехом, но в целом Россия непрестанно двигалась вперед, словно паровой каток "укатывая" многочисленных противников. Впрочем, современный читатель может задать себе справедливый вопрос: А зачем это было нужно? Что мы там вообще забыли? В целом, причин для такой экспансии была масса, однако главными, на мой скромный взгляд, являются эти три:
1. Пресечение работорговли и набегов кочевников
Не секрет, что долгие годы некоторые сопредельные с Россией государства выстраивали буквально всю экономику вокруг грабительских набегов и захвата рабов с целью их дальнейшей перепродажи на рынках Каффы, Константинополя и других торговых центров. С наступлением XIX в. нравы жителей Кокандского и Бухарского эмирата изменились не очень сильно и они регулярно пробирались через слабо защищенную протяженную русскую границу и грабили города и села и уводили их жителей "в полон" (от их набегов, впрочем, страдала не только Россия. Доставалось также и Персии, подданных которых русские часто освобождали наравне со своими, пусть и невольно). Было очевидно, что России следует положить конец этому балагану и защитить своих жителей от жадных взоров степняков.
2. Торговые интересы русского бизнеса и необходимость в хлопке для текстильной промышленности
Средняя Азия - суровый, но чрезвычайно богатый регион, в котором находится как огромное количество полезных ресурсов, так и важные торговые пути, контроль которых был в интересах русского правительства и бизнеса. Одним из таких ресурсов был хлопок, широко используемый в легкой промышленности.
3. Противостояние с Англией за контроль над Азией - «Большая Игра»
Не секрет, что между Россией и Англией в те годы велась настоящая необъявленная война (а незадолго до описываемых событий была и "горячая война"). Англия видела в гигантской России серьезную угрозу своим интересам как в Европе, так и во всем мире. В продвижении же России в Среднюю Азию, Англия узрела потенциальную угрозу "жемчужине Британской короны" - Индии. Угроза была, пожалуй, неиллюзорной: русские императоры давно посматривали если не в сторону Индии, то хотя бы в сторону выхода к Индийскому океану. Таким образом, интересы обоих держав естественным образом столкнулись в Средней Азии.
В 1864 году русские войска под командованием туркестанского военного губернатора М.Г. Черняева победоносно продвигались вглубь Центральной Азии. Были взяты города-крепости Туркестан, Чимкент (Шымкент), Аулие-Ата (Тараз) и создана сплошная граница России по хребту Каратау. Русские нацелились на город Ташкент. Осознавая необходимость не дать противнику опомниться, Черняев попытался сходу взять Ташкент, но эта попытка не удалась из-за огромного численного превосходства азиатов.
Генерал отступил в полевой лагерь, а в это время его талантливый противник, военачальник и фактический правитель Кокандского ханства Алимкул задумал хитрый манёвр: он создал впечатление будто ушёл на юг страны подавлять бунт, а сам собрал большое 10-тысячное войско, усиленное артиллерией, двинулся брать крепость Чимкент. Он планировал прорваться в русский тыл, закрепиться там, поймать войска Черняева в "котел", отрезав их от большой земли и затем уничтожить. Казалось, что хитрый ход удался и Алимкул вот-вот возьмёт Чимкент и закрепится в тылу у русских, но один казачий есаул имел на этот счёт иное мнение.
Комендант крепости Туркестан полковник Жемчужников прознал о каких-то бродячих шайках кокандцев на подведомственной территории и отправил на разведку сотню есаула Серова всего с одной пушкой и малым количеством провизии. Серов узнал от встреченных киргизов, что враг занял село Икан (20 вёрст от Туркестана), но он и представить себе не мог, что ему противостоит целая армия. Алимкул планировал скрытно подойти к Туркестану, но тут его встретил Серов со своей сотней и завязался бой.
Отмечу, что русским было привычно воевать в Азии против многократно превосходящих их в количестве врагов (к примеру, когда Черняев таки взял Ташкент, его 1300 воинам с 10 орудиями противостояло порядка 30 тысяч защитников и 63 орудия), но здесь все было ну очень жестко. Сотне русских с одной пушкой противостояла армия из порядка 10 тысяч "халатников" (русские так называли среднеазиатов из-за характерной одежды) и большого количества артиллерии.
04 декабря русские, едва успев занять позиции в канаве и развьючив верблюдов, приняли бой. В виду того, что казаков было мало и шли они налегке, им приходилось экономить патроны и снаряды. С укрытиями было тоже все не очень хорошо, поэтому казаки импровизировали, используя для этого тела убитых врагов и лошадей. Кокандцы предпринимали многочисленные атаки на сотню Серова, но опытные казаки, многие из которых были ветеранами Крымской войны всякий раз отбрасывали противника, нанося ему тяжелый урон редким, но метким огнем из винтовок и единственной пушки. Алимкул, поняв, что русские просто так не сдадутся (а в его планы долгий бой непонятно где с горсткой упрямых казаков не входил), решил действовать путем дипломатии. Несколько раз он высылал парламентеров к казакам, используя как щедрые посулы, так и изощренные ругательства и угрозы, но Серов и его команда остались непреклонными.
Комендант Туркестана, поняв, что с сотней Серова приключилась беда, выслал ему на подмогу ещё одну сотню, но та наткнулась на огромные силы Алимкула, едва сама не угодила в окружение и с трудом пробилась обратно в Туркестан. Утром 06 декабря казаки, поняв, что помощи ждать неоткуда, решили прорываться. Разломав орудия и ненужные винтовки они ринулись на врага. Прорыв стоил огромных потерь - всего из сотни выжило 57 человек и все были ранены как минимум по разу. По словам выживших казаков, кокандцы добивали нетранспортабельных раненых и отрезали им головы с тем, чтобы в дальнейшем затребовать свою долю награды, доказав свою доблесть таким незатейливым способом. Впрочем, многие кокандцы делали то же самое и с уже умершими русскими - ну а кто проверит-то? И так сойдет!
Все же, казаки добрались до своих и Алимкул был вынужден отступить. Казаки не одержали победы, но эта ничья дорого стоила Алимкулу. Он уже не мог рассчитывать на фактор внезапности, так как вся округа и все русские гарнизоны и разъезды были уже в курсе того, что под Иканом стоит целая армия кокандцев. Поэтому он и был вынужден отступить на свою территорию, не добившись целей похода. Вскоре он был убит в одном из боев, так и не прогнав русских с подконтрольных земель.
Участники же «дела под Иканом» были награждены, а есаул Серов (также награждён) впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта. В память о сражении в 1884 году на месте боя был воздвигнут памятник (снесён большевиками), а одна улица взятого впоследствии Ташкента была названа Иканской.
P.S. Одним из участников боя, А.П. Хорошхиным, была сложена песня «В степи широкой под Иканом» в память об этих событиях. Можете послушать ее ниже.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.