Я посмотрел претендентов на Оскар и готов поделиться своим ценным мнением :)
Самые вкусные (ну, те, которые мне вот прямо от души зашли) оставлю на сладкое, а сначала про то, что не айс, по моему мнению. С печалью скажу, что в категорию "не айс" попала большая часть фильмов. Но есть один мой безусловный фаворит и три довольно неплохих.
Два нынешних претендента на престижную премию "Оппенгеймер" и "Маэстро" - фильмы про очень разных людей. Первый - про ученого, второй - про музыканта. Люди разные, а подход к сценарию был одинаковым - на первый план выходит личная жизнь.
Конечно, если писать/снимать про знаменитостей, то и про личное вроде как надо, но почему меня не отпускает ощущение, что нынче байопики только ради этой самой личной (точнее - интимной) и снимаются?
В мои школьные годы, изучая биографии великих, мы не делали акцент на личном практически вообще. И это было плохо - не потому, что хотелось жареной клубнички, а потому, что характер человека и его частная жизнь накладывают отпечаток и на его творчество, в чем бы оно ни выражалось, но искать истоки творчества только под одеялом - это как-то уже перебор.
"Маэстро" /Maestro (США, 2023), режиссёр Брэдли Купер, он же снялся в главной роли
Леонард Бернстайн - знаменитый американский дирижер и композитор. Музыкальной карьере Леонарда в сюжете фильма место тоже нашлось, но на первый план выведена его личная жизнь.
И, как вы понимаете, суть там в повесточке: будучи человеком весьма вольных нравов, Бернстайн таки женился - на актрисе Фелиции Монтеалегре (Кэри Маллиган). И у них даже родилось трое детей. По молодости Фелиция закрывала глаза на левые похождения мужа, но с годами как-то это всё стало её напрягать.
Честно говоря, я так и не понял - почему она изменила отношение к увлечениям мужа.
Но вот о чем подумал после фильма "Маэстро" - мне он наверняка был бы интересен, если бы авторы картины убрали всю музыку на десятый план, оставив семейную драму действительной основой сюжета. Я бы сделал так:
Подающий надежды творческий молодой человек вольных нравов женится на красивой женщине. Тоже творческой. У них нет любви - они восхищаются талантами друг друга и славно дружат на этой почве.
Кроме того, обоим хочется семью и детей. Но семью не в классическом смысле, а вот такую, дружескую и свободную, когда у каждого есть свои сердечные интересы на стороне.
Именно что у каждого - она-то тоже не готова посвятить себя одному мужчине, она ведь актриса, она красавица, а с красивой женщиной, вращающейся в артистической среде, сами понимаете - всякое может случиться (и случается).
Но договорились, что дети у неё четко будут только от мужа, и детей они родят запланированных. Так всё и вышло.
Но время идет. У него всё так же есть сердечные "интересы", а у неё с возрастом любовная жизнь закисает. И ей теперь обидно, что она - одна, а у мужа молодость продолжается. Она раздражается, но старается держать себя в руках - ведь у них был договор.
А тут еще и дети подрастают. Старшая дочь впервые отправляется в самостоятельную поездку - в тот город, где отец провёл молодость.
И внезапно там узнает много интересного об отце. Девушка в шоке - она и представить себе не могла, что у её любимых и, казалось бы, любящих родителей столько грязных тайн.
Не, она так-то современная девушка, у неё, вроде как, нет предубеждений, но... это к посторонним нет. А свои родители для любого юного максималиста должны быть безупречными же.
Дома отец уверяет, что все это - сплетни. Потому что люди бывают завистливыми, вот и наговаривают. Девушка с облегчением верит, вот только дальнейшая жизнь показывает - совсем это не сплетни...
Нет, я почти ничего не придумал, основа этого всего есть и в фильме, но повествование рваное, регулярно перемежается "музыкальными" вставками и сюжетами о творческих муках.
В результате плохо и поверхностно раскрыта как семейно-личностная драма, так и творческая жизнь. Пусть тогда лучше бы осталась только психологическая драма - и не про конкретных исторических личностей, а про отвлечённых людей.
И еще... Меломаны могут доставать скалки и сковородки :)
Когда я слушаю, например, Моцарта, у меня не возникает вопросов - а правда ли он гений. Когда я слышал музыка Бернстайна, звучащую в фильме, я спрашивал себя "И чо?".
Я понимаю, что, наверное, он талантливый - уже потому, что писал музыку, и это музыка, а не невнятная какофония, но я не проникся абсолютно. Как по мне, то похожего и малоотличимого от этого - полно. Может, просто не лучшие фрагменты подобрали.
А вот фрагменты из мюзиклов, музыку к которым писал Бернстайн... вообще ни о чем. И бесконечно странно, что этим унылом действом персонажи восхищаются так, будто звучит Моцарт или кто-то в этом роде...
Рейтинг КиноПоиска 6.3, IMDb: 6.6, моя оценка 4
Любопытное совпадение - Брэдли Купер был режиссёром на последнем (2018 года) ремейке "Звезда родилась". Аккурат про эту серию ремейков я сейчас пишу, если вы заглядываете в блог, то видели.
Так вот, исходно сценарий "Маэстро" рассматривал для постановки Стивен Спилберг, а главную роль планировалось отдать Куперу уже тогда. Но, посмотрев версию "Звезды..." от Купера, Спилберг решил, что с постановкой лучше справится сам Брэдли. Ну а сам Стивен занял место продюсера.
На Оскар "Маэстро" номинировали в категориях:
- Лучший фильм
- Лучшая мужская роль (Брэдли Купер)
- Лучшая женская роль (Кэри Маллиган)
- Лучший сценарий
- Лучшая работа оператора
И... нет. Вангую - не достанется ни в одной из них. Не потому, что мне не понравился, а по объективным причинам - в каждой из этих номинаций есть более вероятные претенденты.
А вот гримёров я бы лично выделил и наградил. Посмотрите на кадры, я специально выбрал такие, чтоб герой на них был и молодым, и средних лет, и пожилым.
Причем, обратите внимание - какой реалистичный грим на последнем кадре!!
Смотреть... наверное, не рекомендую, исключение - поклонники творчества Бернстайна.