Найти тему
Алексей Бакуменко

Три женщины и три эпохи старинного Ярославля

Оглавление

На календаре – 8 марта, и этот день прекрасно подходит, чтобы поговорить о женщинах, оставивших след в ярославской истории.

XIII век. Властолюбивая княгиня

Знаете ли вы, что был в истории ярославского княжества период, когда оно находилось под женским правлением? Дело в том, что в 1249 году во Владимире скончался второй ярославский князь Василий Всеволодович. Тело на родину привезли его двоюродные братья Борис и Глеб Ростовские, а также Александр Невский. Скорее всего, незадолго до своей смерти Василий на княжеском съезде во Владимире сумел договориться с другими Рюриковичами, что Ярославль останется за его дочерью Анастасией. А когда дочка подрастёт и выйдет замуж, то передаст княжество мужу. По крайней мере, никто из многочисленных дядьёв и кузенов ярославского князя после его смерти не попытался прибрать этот удел. Но кроме Анастасии в Ярославле находились ещё две княгини – её мать Ксения, вдова Василия, и её бабка Мария, мать Василия. Мария была дочерью князя Олега Курского и вдовой первого ярославского князя Всеволода Константиновича, погибшего в 1238 году в битве с монголо-татарами на реке Сити. О Сицком сражении мы говорим в 21-м эпизоде нашего подкаста – «Последняя битва князя Юрия». Кстати, у нашего собеседника – рыбинского краеведа Леонида Иванова есть очень убедительная версия, где искать место битвы.

Но вернёмся в Ярославское княжество, которое на тот момент превратилось в настоящее бабье царство – княжна Анастасия, её мать Ксения и бабка Мария. Похоже, правил триумвират трёх княгинь неплохо, пользовался поддержкой у подданных. По крайней мере, несколько лет спустя ярославцы поддержали своих княгинь в одном династическом конфликте.

В начале 1260-х годов подросшая Анастасия вышла замуж за своего шестиюродного брата - княжича Фёдора Ростиславича Чёрного, младшего представителя династии смоленских Рюриковичей. У пары родилось трое детей: две дочери и сын Михаил. Семейное счастье было не очень долгим. Фёдор уехал в Орду, в ставку хана и задержался там на несколько лет. А Анастасия Васильевна тем временем скончалась. Если верить житию, когда Фёдор решил вернуться в Ярославль на правах князя, то тёща – княгиня Ксения отказалась пустить его в город. Мол, не нужен ты нам, править будет твой сын Михаил, природный ярославский князь, а ты, зятёк, проваливай! И ярославцы решение своей старой княгини поддержали, не открыв ворота Фёдору. Этот момент даже отражён на иконе, посвящённой жизни Фёдора Чёрного. Её можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике. Пришлось князю уезжать обратно в Орду, где Фёдор женился второй раз – на дочери хана.

Икона святых Фёдора, Давида и Константина с житием. В верхнем ряду клейм, на четвёртом слева как раз изображено изгнание князя из Ярославля.
Икона святых Фёдора, Давида и Константина с житием. В верхнем ряду клейм, на четвёртом слева как раз изображено изгнание князя из Ярославля.

И только после смерти Михаила его отец сумел с ханским ярлыком вокняжиться в Ярославле. И стал одним из самых известных ярославских князей. А вот судьба его тёщи нам неизвестна. Но, вероятно, властолюбивая Ксения, сделавшая ставку на внука и изгнавшая из города зятя, испытала в конце жизни горькое разочарование, когда её карта оказалась бита, а любимый город пришлось уступить нелюбимому Фёдору и его новой татарской жене.

XVII век. Купчиха-храмоздательница

О женщинах ярославского средневековья мы практически ничего не знаем. Даже имена княгинь нам далеко не всегда известны. Но в XVII веке ярославны начинают пробиваться к нам сквозь пелену неизвестности. В первую очередь, это героини сказаний о святых и чудесах исцеления. А также те, кто приносил в храмы и монастыри ценные дары или делал поминальные вклады, чтобы молиться за своих родных.

В последней категории особняком стоит имя Улиты Макаровны Скрипиной, чья история тесно связана с одним из самых известных ярославских храмов – церковью Ильи Пророка. Она была построена радением Аникея и Вонифатия Скрипиных. Эти два богатейших ярославских купца успешно закупали в Сибири пушнину и жемчуг, а в Архангельске - «немецкие товары». Известны имена 26 торговых агентов этого семейства. Также Скрипины делали пожертвования на Рождественскую церковь и Казанский монастырь. Кстати, они возводили храмы не только в Ярославле. В далёкой Мангазее – столице сибирского пушного промысла – Скрипины построили Успенскую церковь. О торговли ярославских купцов с Сибирью и даже Китаем мы рассказывали в 12-м эпизоде нашего подкаста вместе с Алексеем Зубатенко, старшим научным сотрудником Ярославского музея-заповедника, если ещё не слушали – милости просим!

Настоящая жемчужина Ярославля - церковь Ильи Пророка. Здесь обрела своё последнее пристанище семья Скрипиных.
Настоящая жемчужина Ярославля - церковь Ильи Пророка. Здесь обрела своё последнее пристанище семья Скрипиных.

Так вот, Улита была женой Вонифатия Скрипина. Точнее, вдовой. Первые сведения о ней мы получаем только в 1661 году - год смерти мужа. Уже через три месяца после его кончины Улита, выполняя волю Вонифатия Иваныча, передала в церковь Ильи Пророка столовое серебро для иконных окладов. Общий вес ложек, тарелок, чарок, стаканов, кубков потянул на 16 фунтов, то есть больше 6 кило!

В последующие 20 лет Улита Макарова стала настоящей попечительницей храма. Будучи главной наследницей братьев Скрипиных, она не жалела денег на сохранение памяти о них – памяти, воплощённой в камне. Улита Скрипина украшала ценными окладами иконы, приобретала для церкви драгоценную утварь, например, в 1677 году «построила», как сказано в документах, серебряное блюдо для освящения хлебов. А годом ранее при ней отлили новый колокол, известный как большой ильинский. Вес его составил 154 пуда, это почти две с половиной тонны. Чтобы поднять гиганта на колокольню, строителям даже пришлось растёсывать её арки.

В 1680 году, уже на закате жизни, Улита Макаровна решила украсить стены Ильинской церкви фресками. И пригласила не абы кого, а знаменитого костромского иконописца, или как их ещё тогда называли, изографа Гурия Никитина и его артель. За всю историю средневекового Ярославля – это единственный известный случай, когда заказчиком стенописных работ выступила женщина.

Гурий Никитин, он же Гурий Никитич Кинешемцев, был жалованным иконописцем, то есть, получал оплату из казны. И привлекался к росписям Архангельского собора в Московском кремле, Данилова монастыря в Переславле-Залесском и Успенского собора в Ростове, а также писал иконы для самого царя Алексея Михайловича. Но Улите Скрипиной удалось заполучить этого мастера в Ярославль. Никитину помогали другие известные иконописцы Сила Савин и Дмитрий Семёнов, а также ярославские мастера.

Фрески церкви Ильи Пророка стали настоящим шедевром. И если при создании святых образов Гурий Никитин строго придерживался канона, то при создании жанровых сцен охотно использовал гравюры из Библии Пискатора, переосмысляя их в русском стиле. На западной стене храма иконописцы оставили храмозданную надпись, которая сообщает, что росписи выполнены по «по обещанию Улиты Макровны Скрипиной в поминовение души своей и прочих своих сродников».

Знаменитая "Жатва" - фреска Гурия Никитина из церкви Ильи Пророка.
Знаменитая "Жатва" - фреска Гурия Никитина из церкви Ильи Пророка.

Написал изограф и несколько икон для церкви, в том числе образ «Мученик Вонифатий» и икону святых Кирика и Улиты, посвящённые небесных покровителям храмоздателей. Так мастер ещё раз увековечил имя создателей храма и росписей.

Расписал Никитин и семейную усыпальницу Скрипиных, расположенную в подклете храма, где уже покоились останки восьми представителей этого рода. А в 1682 году туда же положили и тело Иулиты Макаровны Скрипиной, скончавшейся 8 июля.

Через год после смерти Улиты в церковь поступил ещё один её дар – малая водосвятная чаша. Разрыв в год между смертью дарительницы и датой вклада можно объяснить либо долгой работой мастера над чашей либо тем, что изготовлена она уже была по завещанию купчихи Скрипиной.

Пример Улиты Скрипиной – яркое свидетельство того, что женщины из посадской среды тоже вносили вклад в русскую культуру. И он вполне сопоставим с деятельностью их мужей, чьими стараниями Ярославль расцвёл в XVII веке.

XIX век. Бизнес-леди с большим сердцем

В 18-19 веках благотворительность в купеческой среде становится распространённым явлением. Ярославские, рыбинские, угличские, ростовские купцы и их жёны дали много прекрасных образцов, когда приобретённый капитал служит на благо общества. Но пример Анны Друженковой стоит выделить особо. Кстати, на днях я узнал от историка Нины Обнорской, что правильно говорить «Дружёнкова». Что ж, постараюсь придерживаться этой нормы, несмотря на то, что во всех публикациях эта фамилия пишется через Е.

Итак, Анна Николаевна родилась в 1850 году, в купеческой семье Гарцовых. Её отец торговал мукой и сукном, владел мельницами и магазином суконных товаров. А мать принадлежала к ещё более известной купеческой семье Матвеевских, чьи представители неоднократно становились во главе городской думы Ярославля. Им принадлежал большой дом на Плац-парадной площади. А Гарцовы жили в доме на Сретенской улице (ныне Депутатская, 7).

А. Н. Друженкова
А. Н. Друженкова

В 1869 году Анна Николаевна вышла замуж за Дмитрия Алексеевича Дружёнкова, купца 2-й гильдии и компаньона её брата Ивана. Поселились они в усадьбе на Духовской улице. Сейчас адрес этого дома - Республиканская, 56. И здесь расположена детская школа искусств имени Леонида Собинова.

Супруги Дружёнковы прожили вместе более 30 лет, но одно омрачало их семейное счастье – отсутствие детей. И тогда они решили посвятить остаток жизни заботе о чужих детях, оставшихся без родителей. И в 1900 году в своей усадьбе на Духовской Дружёнковы основали приют для девочек, в который принимались сирОты и дети из неблагополучных семей. Причём на сословие и происхождение внимания не обращалось. Девочки получали начальное образование и профессиональные навыки. А после выпуска из Сиротского дома они определялись в ученицы к портнихам и белошвейкам, чтобы обеспечить своё существование.

Бывшая усадьба Дружёнковых на Духовской улице.
Бывшая усадьба Дружёнковых на Духовской улице.

Дмитрий Дружёнков недолго был попечителем сирот, он скончался уже в 1901 году. На Сиротский дом он завещал огромную сумму – 400.000 рублей, а остальное состояние унаследовала его вдова. Анна Николаевна могла бы жить на проценты и вести спокойную жизнь рантье, шефствуя над Сиротским домом. Но Дружёнкова решила продолжить торговое дело мужа. Сначала она вела торговлю вместе с братом, а затем по­дала прошение «о зачислении её в самостоятельное купечество». И это на шестом десятке лет! Возможно, были в Ярославле и другие бизнес-леди, говоря современным языком, но я таких примеров не знаю. Разве что Мария Кашина, которая после смерти мужа управляла целым пароходством и стала прототипом горьковской Вассы Железновой. Правда, Кашина хоть родом и из рыбинских крестьянок, но трудилась в Нижнем Новгороде, где и базировалось её пароходство. Так что, чувствую, нижегородские краеведы уже сделали стойку, чтобы сказать «ата-та, ярославцы! Не присваивайте нашу пароходчицу Кашину». Но если, дорогие слушатели, у вас ещё найдутся примеры того, как ярославские купчихи успешно управляли предприятием вместо мужа или отца, милости просим в комментарии к этому эпизоду в группе нашего подкаста ВКонтакте, Дзене или Телеграм-канале.

Но вернёмся к Дружёнковой. Насколько успешно Анна Николаевна вела дела – вопрос малоизученный, но судя по всему, денег на благотворительность ей хватало. В последующие годы она пожертвовала Сиротскому дому ещё 9.000 рублей. Причём 5 тысяч были положены в банк, а с процентов выплачивались пенсии и пособия заболевшим или ушедшим на покой сотрудникам Сиротского дома.

Кроме того, в 1904 году Дружёнкова открывает богадельню при Всехсвятской церкви – для помощи бедным и неспособным к труду. А в 1905-м на её средства на углу Борисоглебской и Петровской улиц возводится церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне перекрёсток СвердлОва и Толбухина). Один из её приделов был посвящён святым Дмитрию Солунскому и праведной Анне – небесным покровителям четы Дружёнковых. Рядом построили здание церковно-приходской школы, попечительницей которого тоже стала Анна Николаевна.

Интересный факт. На недавних Трефолевских чтениях кандидат исторических наук Глеб Карандашев немного коснулся истории Покровской церкви в своём докладе о публичных домах Ярославля. Оказывается, что по соседству от храма, на улице Борисоглебской, располагалось несколько публичных домов. И прихожане новой церкви добились от городских властей, чтобы бордели перенесли подальше от церкви. В итоге ночных бабочек переселили на Малую Угличскую. Во время Ярославского восстания церковь серьёзно пострадала от артиллерийского обстрела, который вела по городу Красная армия. А в 1930 году она была окончательно снесена. О её существовании напоминает только название Покровского сквера, где сейчас расположен памятник маршалу Толбухину.

Отложим в сторону историю церкви. Главным детищем Анны Николаевны по-прежнему оставался Сиротский дом. Она окружила его огромным фруктовым садом, где могли гулять и играть воспитанницы. А поскольку число воспитанниц разрасталось, Дружёнкова купила смежную с Сиротским домом усадьбу Малыгиных. А летом Анна Николаевна вывозила подопечных на загородную дачу, расположенную в сосновом бору возле станции Лютово.

На заседаниях Городской думы неоднократно отмечался вклад Анны Дружёнковой в сферу соцзащиты, а также прекрасное состояние Сиротского дома. И в 1908 году ей было присвоено звание почётной гражданки города Ярославля. Дружёнкова стала первой женщиной, удостоенной такой награды. В решении о присвоении звания отдельно отмечалось, что попечительница «не оставляет призреваемых в Доме своим вниманием и помощью и по выходу из Дома».

В 1915 году Анна Николаевна решила, что усадьба Дружёнковых уже не вмещает всех воспитанниц, а главное, находится в сыром месте. И приобрела у купца Бухарина роскошный особняк на углу Пробойной и Всехсвятской улиц – в самом центре Ярославля, куда и перевезла своих девочек. Сейчас в этом доме по адресу Советская, 7 расположено областное министерство образования. С натяжкой можно сказать, что профиль заведения сохранён.

Особняк Бухарина на Пробойной (ныне Советская,7), куда в 1915 году переехал Сиротский дом Друженковой.
Особняк Бухарина на Пробойной (ныне Советская,7), куда в 1915 году переехал Сиротский дом Друженковой.

Через два года грянула революция и всё имущество Дружёнковой было конфисковано. Ей оставили только одну комнату в бывшем доме её родителей на Депутатской улице. Остальные помещения были поделены на коммунальные квартиры. Тогда же новые власти внесли купчиху Дружёнкову в «Список буржуа, кулаков, деревенских пауков, торговцев» и других богатеев, которые облагались особым революционным налогом. Тут и выяснилось, что платить налог ей было не из чего. В своей комнатке на Сретенской-Депутатской Анна Николаевна дожила остаток жизни и скончалась в 1930 году. В свидетельстве о смерти, выданном 8 января, написано, что наследства после неё не осталось. В том же году была снесена и построенная Дружёнковой церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Так что ныне память известной ярославской благотворительницы хранится только в публикациях историка Марины Беловой, старшего научного сотрудника Музея истории города.

Дом на Депутатской, 7, где Анна Гарцова-Дружёнкова появилась на свет и где отошла в мир иной.
Дом на Депутатской, 7, где Анна Гарцова-Дружёнкова появилась на свет и где отошла в мир иной.

Кстати, в одном из следующих выпусков мы коснёмся и других историй из купеческой жизни Ярославля в 18-19 веках. А нашим экспертом выступит кандидат исторических наук Нина Обнорская. Как говорится, следите за эфиром! И, конечно же, ещё раз поздравляем с праздником наших милых дам!