И вот история сделала круг. Закончились 70 лет СССР. Почти три расчетных поколения. И здания, построенные в еще в Российской Империи, с изумлением увидели новую элиту, рождающуюся на обгоревшем остове некогда великого Союза. Они видели рождение нового поколения архитектуры. "Здравствуй племя, младое, незнакомое.". Однако это вовсе не было погружением в прошлое. Это не было ни "на круги своя", ни, как писал А.С. Пушкин, "но здесь опять, минувшее меня объемлет живо.".
Это был другой мир.
И другие люди. Природа людей стала другой.
Здания помнили своих создателей, которые строили их для людей
Новые люди, наверное, ни в одном городе новой России не походили на тех, кого помнили старые здания.
Это были уже совсем другие люди.
Все изменилось. Вот, например, известный каждому самарцу Петр Алабин. Участвовал в походе в Венгрию (1849 год), в Дунайской кампании и в Крымской войне в 1854-1856 году. Участник обороны Севастополя, инициатор антитурецкого интернационального движения в поддержку славянских народов против турецкой оккупации Балкан.
Посмотрите на это старое фото внимательно.
Вам не кажется знакомым типаж? Никого не напоминает? А если я подскажу?
"Я мзды не беру. Мне за державу обидно". Похож?
Но другие теперь пришли люди.
Такие:
Или такие:
Кстати, что Шихобаловы, что Австрийский предприниматель Альфред фон Вакано жертвовали приличные суммы для армии и семей воюющих в русско-японской войне граждан. М. В. Сурошников получил личную благодарность от Александра II за пожертвования на нужды раненых воинов при форсировании Дуная во время русско-турецкой войны. И это были очень приличные суммы.
Мой намёк на современность вам понятен?
Новые люди были иными. Они жили по иным ценностям. Заработать здесь, чтобы жить там. Нувориши. Ворье, скупавшее на залоговых аукционах то, что создали после гибели СССР её народ. Алчные, бесфамильные эгоисты, порожденные хаосом и распадом страны.
Это была огромная разница. В Российской Империи богатые люди жертвовали огромные суммы для того, чтобы сделать город удобным, красивым, современным. Богатые предприниматели нарождающегося класса русских промышленников, все более и более отодвигали на задний план дворянское сословие, являя совершенно иной слой деятельной русской элиты. Они были патриотами своей страны.
В 90-х пришли совершенно другие люди. Они не озабочивались думами о городе, строя себе особняки на "просеках", не ремонтировали дорог, собираясь элитарным кругом владельцев "Ламборгини" "Феррари" и "Лотус" из чиновников, депутатов и местной элиты, и "жгли резину" на ВАЗовских испытательных полигонах Тольятти. Где тогда, на автомобилях с таким просветом было ездить в городе?
Внимательное изучение происхождения этих замечательных людей прошлой эпохи приводит нас к осознанию того факта, что подавляющее большинство их, по сути, выходцы из самых низших слоев населения. Это не некая часть от русского народа (кровопийцы и угнетатели), а собственно сам народ и есть. И государственная и социальная система страны имела возможность роста по иерархической лестнице. Критериями, обуславливающими этот рост, была работоспособность, вовлеченность в жизнь своего народа, готовность давать, а не брать, работать на благо Родины.
С чего начинали Шихобаловы? С сального бизнеса. Это была просто семья трудолюбивых крестьян. Обосновавшись в Самаре в 1833 году, он проявил себя как талантливый предприниматель, бравшись за проекты, которые многими считались неподъемными. А уже в 1837-м году на средства И.А. Шихобалова была воздвигнута Троицкая церковь рядом с нынешним сквером Высоцкого.
Он никогда не копил деньги и постоянно вкладывал. Уже 1881-м Шихобалов стал одним из партнеров Готхарда Бенке, основавшего механический завод, ставший впоследствии Средневолжским станкостроительным.
Подавляющее большинство самарских купцов были бывшими крестьянами. Начинали они с маслобоек, крупорушек, мощных винокуренных предприятий, салотопенных заводов.
Глава рода Челышевых, (известного Вам по прежним статьям) Дмитрий Ермилович был крепостным крестьянином Владимирской губернии и старообрядцем. В конце 1870-х в надежде на выгодные заказы Челышёв с женой и сыновьями подался в Самару, где продолжал заниматься строительными и малярными работами. Там они и поднялись. Понимаете? Крепостной! Кто был никем и так мог подняться.
Курлины пошли от казака Ивана Никитича Курлина, чьи дети Георгий, Константин и Александр служили в торговой депутации Уральского казачьего войска и получили опыты торговых дел. По сути, закупали товары для нужд войска. Снабженцы. Позже они применили полученные навыки.
Павел Головкин, как я писала ранее, из крестьян Нижегородкой губернии.
Егор Аннаев и вовсе был круглой сиротой с судьбой, схожей с историей Алеши Пешкова (М. Горький).
Юрины - мещане. Евдоким Осипович Юрин -известный нотариус Поволжья.
Кожевниковы - крестьяне.
Карл Клодт, - простой горожанин, приехавший с 20-ю рублями в кармане и открывший лавку по продаже смазочных масел и нехитрой механики.
Жуковы из простых подрядных строителей. Третье поколение их владели уже кирпичными заводами и были дилерами братьев Нобель. Строителями они, видимо, были хорошими. Судя по их дому.
Неклютины из государственных крестьян. Гавриил Михрютин (1810 - 1858) подавал заявление несколько изменить свою не очень благозвучную фамилию. Так появились Неклютины. Они занимались выращиванием и поставками в Самару зерна и гречихи. А К. Н. Неклютин был уже миллионером, гласным городской Думы.
Большевики обобрали его как липку. Они отобрали все. Будучи под угрозой расстрела, он эмигрировал в сначала в Манчжурию, потом в США. Русская трудоспособность и образованность помогла ему и там. Он работает на авиазаводе "Boeing" в Сиэтле и, пройдя ряд повышений, становится вице-президентом Ferguson Match. Company of Ferguson, Mo. Он проявил себя как классный инженер, изобретатель, запатентовавший множество изобретений, специалист в области электромеханики. Написал множество монографий.
Сегодня их недвижимость, долго стояв без внимания, начала реставрироваться.
Умер Константин Николаевич в 1978 году. Похоронен в городе Накинтош, Луизиана. Его архивы находятся в университетской библиотеке города.
Таковы судьбы.
Но мы же не хотим этого знать? Приказано - забыть.
Соколовы тоже аграрии. Начинали с торговли кожей, сала, зерна. Меценаты и благотворители. На содержание благотворительных учреждений они дали 800 тысяч рублей. Дикая по тем временам сумма. Естественно, все было отобрано большевиками решением Самарского комитета РСДРП (Валерианом Куйбышевым): "объявить все дачи Сурошникова, Субботина, Соколова и других, скрывшихся от обложения купцов, конфискованными»
Соколовская дача вошла в историю. Именно здесь в 1943 году проходил реабилитацию знаменитый летчик Алексей Мересьев, и учился здесь ходить на протезах. А после, сумел сбить еще несколько самолетов врага.
Работает он и сейчас.
Помните, я говорила, что здания тоже становятся солдатами, когда приходит враг. Вся земля становится войном.
Этих людей помнили здания тех лет. Но с крушением СССР мир не вернулся назад. Даже в его самую гротескную копию. Пришла новая формация перекрасившейся партноменклатуры и их детей. И это были совершенно другие люди. Ворье, мошенники, преступники, отжимавшее бизнес у слабых, махинаторы, получающие не принадлежавшее им на залоговых аукционах. Люди, кто за бесценок покупал уникальные предприятия и распродавал их по частям. Они не были похожи на тех, о ком я писала выше. Потому что они не привыкли создавать. Они умели только брать.
Селекция наоборот. Вот что произошло в стране за последние 100 лет. Терновник погубил смокву. Плевела задушили зерно. А когда настало время собирать урожай, пришло осознание, что сад погублен. И нет более посадочного материала. Все уничтожено.
И вы заметили, друзья, что богатые люди прошлого строили свои дома в городе! Там, где жили, где работали, где жертвовали большие суммы городу, строили за свой счет театры и училища, ночлежные дома и церкви, школы и сиротские приюты. Вспомните предыдущие части статьи. Они жили среди людей, общались с ними, ходили среди своих горожан, общались с ними, взаимодействовали. Их жизнь была на виду у всех. Они были народом.
А нынешние, казалось бы, дети и внуки того самого пролетариата, который "был никем и стал всем" огораживаются на "просеках" строятся в коттеджных поселках, где проезд по пропускам, охрана и посторонним вход воспрещен. Подальше от народа, от черни, от работяг...
А теперь мы не знаем даже тех, кто владеет нашими городами. Например, есть такое исторические здание -Дом виноторговца Иванова. Красивейшее здание. А балкон его даже называли Дом с "балконом Джульетты". Вот фото 90-х:
Ходили слухи, что в 90-х его приватизировала (хапнула) какой то бывший директор. И мэрия вроде бы и готова была выкупить здание, но она хотела просто дико много. И не продала. А теперь она ни то в США, ни то в Израиле.
А теперь дом тихо умирает затянутый бутафорской сеткой, защищающей людей от падающих частей фасада и рисующей благоприятные картинки города.
Любые попытки выяснить кто собственник оказались безуспешны. Но кто-то хорошо хапнул в 90-х. "Согласно выписки из ЕГРН площадь общая площадь здания литеры А, составляет 2199,5 кв.М. , доля муниципального образования в указанном объекте составляет 8,3 %; доля иных собственников составляет 91, 7%".
Кто они, "иные собственники"? Почему страна не должна знать своих "героев"? Их предшественники не скрывали своих фамилий.
Вы скажете: а что новая архитектура этого времени? Ведь архитектура - это тень менталитета социума. Все, что думается, что живет на подсознательном уровне обязательно находит выход в концептуальных идеях, пространственных формах, объёмных средствах выражения, стилистике...
Что мы видим в новой архитектуре 90-х?
Смотрите сами и размышляйте. Это фото зданий постройки 90-х. Как там в Священном Писании сказано? "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Евангелия от Матфея (6:21). К чему тянет людей подсознательно? К каким временам?
Где в итоге сердца людей?
Или этот:
Вот неплохой проект. Тоже из 90-х:
Или вот такой дом. Очень красивый на тихой улочке.
Даже торговый центр выдержан в духе архитектуры прошлого.
Но потом пришло другое время. В моду пришли здания из стали, стекла и бетона. Куски земли выкупались, взятки носились чемоданами, старые дома горели. Иногда земли приобретались законно.
Точечная застройка...
Есть одно место в Самаре, которое меня поражает. Я не знаю, кому в голову пришло сотворить этого Франкенштейна. Такое впечатление, будто кто-то хапнул земли в полном ощущении вседозволенности. Но потом выяснилось, что находящийся на этой земле дом - обьект культурного значения и с ним ничего нельзя сделать...
Я просто не могу иначе объяснить эту логику. Вмуровать старинный деревянный дом в тело высотки!
Кто может объяснить мне смысл этого? Это что за монстр?
И это совсем не напоминает нам экологические концепты от BAKarquitectos, навеянные идеей экологического объединения аутентичных миров, органично вписанных друг в друга.
Хотя архитектура и природа - вещи куда более трудно объединяемые.
Но так или иначе, пришло время, когда здания перестали говорить.
Инструментов у архитектурных компрачикосов было много: сайдинг, алюкобонд, профлист. Но главными орудиями палачей стали стекло и металл. Именно они обезличили архитектуру. То тут, то там начали расти новые монстры. Большие, удобные, комфортабельные.
Но безликие.
Прогресс убивает красоту.
Порою, городские кварталы в некоторых ракурсах являют странные сочетания:
И я согласна, что прогресс есть прогресс. И сопротивляться ему нет смысла. Да я и не ставлю себе этой цели. Просто мы с Вами говорим о том, что мы должны сохранить тот кусочек исторического прошлого, который умеет говорить. Мы говорим с вами о языке архитектуры. Даже те здания, что пришли на смену прекрасной архитектурной эпохи, заряженной идеей торжества коммунизма, окрашенные в цвета, напоминающие нам о неминуемости мировой революции, несли в своих фундаментах в разы больше, чем та архитектура, которую несет идеология глобализма и утилитаризма. Апофеозом которой стало это:
Так архитектура окончательно утратила язык . Но я надеюсь, что когда нибудь, она заговорит снова. Ведь если чьи-то уши будут жаждать Слова, кто-то когда-нибудь обязательно заговорит.
Я обещала Вам без политики. Как могла - старалась. Если не удалось, - все как обычно:
Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост.
График выхода статей - вторник и пятница. И может воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Предыдущие части.
Не прощаемся.
Ваша Алич.