Сегодня я хочу предложить вам интересную тему для обсуждения. И совершить маленькую интерактивную прогулку.
И клятвенно обещаю вам избегать политики.
Вам никогда не приходило в голову, что ранее человек обладал куда большими способами коммуникации, представляющих полноценные языки, чем сейчас? Быть может, некоторые скажут мне: "нет это не так. Появился Интернет, и это куда больший способ коммуникации, чем некие примитивные его формы.". Но тогда я вам возражу. Мол, интернет, безусловно, возьмет лидерство в передаче большего массива информации. Но мы же говорим о языке как способе передаче куда более тонких материй. Эмоций, ощущений, чувств. Когда одна нота, один мазок кисти или один рез домовой резьбы могут передать куда больше, не пользуясь языком в нашем понимании этого слова вообще. Понимаете? Это вопрос соотношений категорий "количество" и "качество".
Архитектура - это один из таких языков. Понятный, естественно, тем, в чьих народах есть практика развитой архитектуры и история, о которой она могла бы рассказать.
Неудивительно, что когда захватчики приходят на чужие земли, они в первую очередь пытаются разрушить какие-то знаковые или наиболее известные исторические, символические, имеющие особую ценность архитектурные памятники, с которыми связана история захватываемого народа. Церкви или памятники. Разрушить или деформировать его содержание, приспособив для своих собственных нужд. Лишить прежнего смыслового предназначения.
Так был уничтожен захватчиками Бахтияра Хилджи университетский комплекс в Наланде. Библиотека Дунфан Тушугуань была уничтожена японской армией, а испанцы стремились к уничтожению всех кодексов Майя. Национальная Библиотека Сербии была уничтожена бомбардировками немецких Люфтваффе по личному приказанию фюрера. Более 500 000 тысяч уникальных изданий сгорело в пожаре. Так Софийский Собор стал мечетью волею турков-огузов и перестал существовать. Боевики Исламского Государства уничтожили визитную карточку Сирии, взорвав храмовый комплекс античной Пальмиры, а талибы взорвали знаменитые Бамианские статуи Будды.
Логика подобных поступков хорошо осязаема. Когда-то Альфред Розенберг говорил: «Достаточно уничтожить памятники культуры народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как самостоятельная нация. Не оставлять без внимания ни один мало-мальски приметный музей, архив, собор, церковь. Всё ценное описать, собрать, вывезти».
Или уничтожить.
Иногда подобным занимаются новые режимы, переписывая историю. И мы уже не знаем со временем, где правда, а где уже нет. Когда "победитель" пишет историю сам. Ведь это только у Булгакова - "Рукописи не горят". Горят. И хорошо горят. И переписываются как листы тетради Мао.
Архитектура - это прекрасная возможность посмотреть, каким был мир прошлого, каким он был, какими были люди той эпохи, как менялись его нравы, представление, менталитет. Язык, к сожалению, канувший в лету. Но который мы еще можем "читать" или хотя бы почувствовать.
Виктор Гюго правильно говорил: "Книга убила здание". Помните диалог Туранжо и отца Клода? Тонкие образы, которые способна передавать архитектура, все менее и менее востребованы. Здание в мире людей все более и более приобретает утилитарные формы. Язык его скудеет, выразительность гаснет. Помните цикл моих статей об энтропии? Развитие, эволюция - это всегда усложнение форм. Сложный язык архитектуры уступил более простому изобретению Иоанна Гутенберга. И зодчество начало угасать.
Мы даже не представляем, насколько архитектура сложила нас и как продолжает влиять на нас даже в современном её утилитарном, унифицированном качестве. Любая наша деятельность, так или иначе связана с преобразованием пространства. В нем осуществляются все известные нам виды взаимодействия: групповые, общественные, личные. Геометрия внутренних помещений с детства вырабатывает у нас представление о "личном пространстве", понятии комфортных и некомфортных объемов, геометрических стандартов для той или иной деятельности. Здесь и культура приема пищи, и культура сна, и представления о взаимоотношениях мужчины и женщины во многом формируется нами архитектурным пространством.
Или, например, храмовые сооружения. Это же целый мир, где все: барельефы, декор, организация пространственных элементов все имеет значение. Роспись, скульптурный и художественный фон. Структура внутреннего пространства представляет собою определенный язык, с помощью которого человек может комфортно вести свой внутренний диалог. Расположение капелл и нефов, уровни полов основного помещения и клира - все имело значение. А уж многообразие визуальных образов...
Но мы с Вами будем говорить о современности. О наших простых "поволжских Палестинах" попытаемся уловить этот прекрасный угасающий язык. В одной из своих прошлых статей ("Тайные желания, или почему никуда не приводят мечты.") я писала, что каждая архитектурная эпоха несла в своей основе некую глобальную идею, комплекс основных взглядов на мир, политику, свое место в обществе. И смена архитектурных стилей (ампир, классицизм, конструктивизм) - все это реакция на социальные перемены.
Особенно интересно понаблюдать соседство подобных зданий в современном городе. Наш город дает такие возможности. Долгие годы жизни без градостроительного плана и порочная практика точечной застройки позволяет нам видеть такое смешение стилей и эпох, что можно на практике изучать историю архитектуры, не сходя с одной улицы.
На этом снимке мы видим странное смешение эпох. Маленький дореволюционный особняк слева и фундаментальное здание эпохи побед социализма справа. Между ними - постперестроечный модерн. Революция принесла новую архитектуру: сталинский ампир, конструктивизм, рационализм. С крушением социализма наметился интерес к прерванной истории страны, результатом которой стал этот 9 квартирный дом в стиле когда-то списанного с архитектурной карты города модерна. Здание получило название "Дом Мухи", от имени чешского живописца и декоратора, работавшего в Ар-нуво, Альфонса Мухи, чьё творчество стало эталоном стиля модерн. Он стал вдохновителем для проекта самарского архитектора Леонида Кудерова.
В Самаре, на границе эпох, вообще любили модерн. Классическим образцом такого здания было здание Крестьянского Поземельного банка, спроектированное Санкт-Петербургским архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. Ризалиты и эркеры, множество лепных элементов делает его очень интересным. Здание всефасадное (большинство зданий имеет бедную отделку обращенных во внутренние дворы стен) и ассиметричное. Поземельный банк имел большое значение в политике тех лет. Именно на него возлагалась функция выкупа помещичьих земель, а с 15 ноября 1906 года на него была возложена задача кредитования крестьян в соответствии с аграрной реформой Петра Аркадьевича Столыпина.
Сегодня в этом здании расположен учебный корпус Химико-технологического факультета Самарского политеха.
Каждое здание - это отдельный мир. Даже сегодня, выполняя работы по проектированию интерьеров, я стараюсь ближе познакомится с Заказчиком, "почувствовать" его. Чем человек живет, как мыслит. Каждый человек - это отдельный мир. Так и здания тех эпох было отражением людей, которые строили их для себя. Гуляя по тесным улицам, ты будто идешь через тени давно ушедших в небытие людей и слышишь их шёпот. Людей, которые жили, мечтали, ставили какие-то цели, добивались, испытывали гордость за свою страну и переживали ее потерям. Несли в мир что-то своё. Вот, например, мы проходим мимо особняка Клодтов. Приехав в Самару в 1882 году из Казанской губернии с 20-ю рублями в кармане, Карл Клодт открыл магазинчик по продаже, смазочных масел и некоторой простой механики.
Он буквально жил в магазине и работал там же. Дела шли хорошо и очень скоро он переманил брата Ивана, они начали поставлять различную технику, оборудование, стали заниматься асфальтом, электрическим оборудованием.
Благодаря предприимчивости и работоспособности, постоянному поиску чего-то нового, Карл Клодт был принят в купеческую 2-ю гильдию. Дом, который он хотел построить, был отражением его взглядов на мир.
Дела шли неплохо, но вскоре разразилась Первая мировая война, и Клодты покинули страну, опасаясь за свою безопасность. Они обосновались в Годенсберге, вблизи Бонна. Семья очень переживала свой отъезд. Умирая, Карл завещал похоронить себя с указанием на могиле русскими буквами: «Самарский купец Карл Андреевич Клодт».
Однако сын Карла, Леонид не смог жить без России. Очень скоро он бросает учебу в Гейдельбергском университете и возвращается в Россию, охваченную Революцией и гражданской войной. Он вступает в Красную Армию, становится командиром, после работает на оборонных заводах Чапаевска и и Пензы, становится журналистом. В 1941 -году вся семья Леонида Клодта, благодаря своей "неблагонадежной" национальности, попадает в лагеря Казахстана, а сам Леонид Карлович будет приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение.
Единственный выживший из советской ветви Клодтов - это сын Леонида Лев. Спустя время он добьется реабилитации своей семьи, вернется в Самару, будет строить ВАЗ и Куйбышевскую ГЭС. Таковы судьбы.
Очень интересное и редкое здание нас ждет на улице Степана Разина. Будто мы находимся не в Самаре, а где-то на Востоке. Посмотрите на это, безусловно, красивейшее здание.
Когда я впервые увидела это здание, первая моя мысль была о том, что Российская империя и Османская империя - это, конечно, небо и земля. Века османской оккупации, порабощенным народам запрещались любые украшательства зданий, декоры и краски. Любое твое здание (если ты не мусульманин) должно выглядеть нарочито убого, бедно, подчеркивая твой статус райа, даже если ты имеешь возможность строить красиво.
Здесь же какой-то купец, вероятно, из восточных стран (Волга веками была транспортной артерией, связывающей Восток и Русь), видимо, решил построить себе торговую резиденцию. Такое обилие мавританских элементов - округлых, треугольных, арочных сводов, орнаментов - не похоже ни на что из местного. Никаких запретов и ограничений. Культурная страна.
Однако в данном случае причины другие. Проект такого дома заказала известному самарскому архитектору А.Щербачеву Ольга Ивановна Юрина, урожденная Кириллова. Женщина она была увлекающейся и, безусловно креативной. Родившаяся в семье известной купеческой семьи, ее фамилия была хорошо известна в городе. Ее брат, Николай Иванович в это время как раз заканчивал строительство для города на свои средства бесплатного ночлежного дома, переданного по окончанию строительства городу под условие, что этот дом на 700 мест, который он укомплектовал также и всем необходимым внутри, будет бесплатен. Такие были они, "угнетатели трудового народа" ненавистные революционерам. Это здание также существует, и мы можем с удовольствием его лицезреть, стараясь, впрочем, не привлекать к себе лишнего внимания, не зевать и фотографировать быстро и оперативно (сейчас там полиция Самарского района).
Но что, Ольга Ивановна? После смерти мужа она выходит замуж второй раз и становится Серебренниковой. Первоначально дом был одноэтажный, но с новым мужем они перестраивают его, сохраняя ту же стилистику. В 1915-м они продают дом. Революцию встречают в Самаре. 18 октября 1918 года Владимира Серебренникова арестовывают и через полторы недели расстреливают, якобы за связь с белочехами. К сожалению, это нередкий конец для многих достойных людей того времени.
Кстати, дядя Ольги Ивановны Юриной-Серебренниковой - Давид Кириллов также известен как меценат. Впрочем, более запомнилась его жена Евдокия Ивановна Кириллова, которая передала городской управе место и 40 тысяч рублей (это очень большая сумма для тех лет), под строительство ремесленного училища. Оно было построено к 1895-му году. Здание существует и сейчас. Там находится Самарский речной техникум.
Да, каждое здание имеет свой язык и может многое рассказать о своем владельце. Вот, например, вы знаете, как выглядит дом настоящего русского провинциального миллионера? Наверное, представили себе нечто фешенебельное и кричащее? "Труменообразное, ачисоновидное"? Нет. Вот так:
Павел Иванович Головкин был незаурядной личностью. Его родители переселились в Самарскую губернию из Нижегородской области. Его родители были из крестьян, и после раннего ухода из жизни отца на старшего сына Павла легла обязанность поднимать младших. Он начинал с того, что брал в местных хлебопекарнях пряники и булочки под реализацию. Денег на партию не было, но по-христиански люди шли навстречу смышленому мальчугану, понимая его обстоятельства. Он торговал с лотка, перемещаясь с улицы на улицу. Со временем у него появился стартовый капитал, и он уже смог заняться своим делом. Он очень много учился и читал, интересовался всем, что делается в мире. Он первый, кто начал возить в Самару бумажные обои и открыл магазины товаров для интерьера.
Его дело продолжил его сын Константин, унаследовавший цепкий ум и работоспособность. Сам Константин увлекался живописью и фотографией. Его магазин стал местом, где встречались увлеченные люди.
На фото - дом Головкиных. Сами они несмотря на большое состояние и успех жили очень скромно. Второй этаж - это их квартира, внизу -магазин.
С приходом революции Константин, не дожидаясь ареста, сам все отдал новой власти и уехал в долгую археологическую экспедицию на Дальний Восток. По приезду работал в городском архиве, формировал будущие экспозиции для краеведческого музея (многие экспонаты для него он привез из экспедиции сам). Репрессии его миновали, но жили они крайне бедно, в коммуналке, и, видимо, от ежеминутного ожидания возможного ареста ушел он рано.
Каждое здание имеет свой язык. Вот, например, в глубине двориков, на Фрунзе, 75а, спрятался необычный домик. Это совершенно не типичная архитектура Кто может себе построить такое? Наверное, какой-то голландец и немец?
Почти верно. Осип Григорьевич Гиршфельд. Йося Гиршфельд участвовал в смутах в Москве и, по сути, был выслан в Самару. Здесь поначалу баловался марксизмом, водил знакомство с Володей Ульяновым (последний часто бывал у него, когда он снимал квартиру у Прегера), но вскоре устал от шумных дискуссий, радикальных предложений, нищеты и риска иметь проблемы с законом. Он отходит от движения, концентрируется на работе, больше общается с земляками-немцами, участвует в выпуске газеты "Волжское слово", занимается адвокатской практикой, помогает землякам. В благодарность они ему строят этот дом. В немецком стиле.
А вот это здание говорит совершенно на другом языке. Это язык любви. Любви жаркой, светлой и, увы, немного трагичной.
Дом Курлиных.
Его называли "дом-бабочка", "дом женщина", "дом-вуаль". Помимо приятных внешних форм, разных оконных проемов, ажурных кованных элементов декора, прекрасной внутренней отделки, лепнины и изразцов, дом имел редкое тогда электрическое освещение и калориферное отопление. И большие подвальные помещения.
В 1893-м году в Успенской церкви сочетался браком Александр Георгиевич Курлин, молодой, 22-летний, образованный, красивый молодой человек, купец 1-й гильдии. Выпускник Московского университета, попечитель коммерческого училища, интерната для слепых детей, почетный гражданин города и гласный Городской думы. Его избранницей стала Александра Павловна Журавлева, первая красавица Самары, дочь купца Павла Михайловича Журавлева.
Через год у них рождается дочь Лидия, которой было суждено прожить лишь год. Потеря была сильным ударом для молодых. Особенно переживала Александра. Она замкнулась и все более отдалялась от мужа. Александр Григорьевич пытался сделать все чтобы отвлечь супругу от горестных размышлений. И в 1899 году он приобрел участок под строительство и заказал одному из лучших архитекторов города, Александру Устиновичу Зеленко, проект будущего особняка.
Это был его подарок своей любимой жене. И этот подарок должен был быть похож на нее. Такой же красивый, чарующий, воздушный...
Дом даже попал в классику. Все помнят роман "Хождение по мукам" Алексея Николаевича Толстого? "..В толпе воинственно проплывали золотые погоны. Это был символ всего старого, уютного, охраняемого. Решительным шагом прошел отряд офицеров, сопровождаемый кривляющимися мальчишками. Смеялись нарядные женщины. Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами особняка Курлиной."
Так вот, именно об этом доме нарочито пренебрежительно писал классик. Ну что уж тут сказать? Роман писался в 1921 году. Относится с пренебрежением к своему - это так знакомо. Отречемся от старого мира и все такое. Но я обещала без политики. Но повозмущаться то я имею право? Вот она зависть людская. Сама то усадьба Толстого в Самаре куда проще и беднее. Впрочем, и усадьба то (как я понимаю), не его, а его матери Александры Леонтьевны Бостром. Видно, хорошо давило земноводное писателя каждый раз, когда он оказывался на перекрестке. Вот что значит родится в семье либералов-народников (Алексея Аполлоновича Бострома) и иметь в себе кровь декабристов (Николая Тургенева).
А посмотрите внимательно на этот дом. Согласитесь, дом может многое рассказать о владельце. Что Вы думаете о человеке, который построил этот дом?
Это здание - Торговый дом Александры Николаевны Пермяковой, жены казанского купца Ефрема Андреевича, умершего в 1882 году. Все как обычно: Первый этаж - магазин, нижний этаж - склады, второй этаж - жилые помещения.
Дом купца Антона Николаевича Шихобалова, долго находящийся на реконструкции. Снимала буквально на днях.
Прямо пахнет петербургским классицизмом и ампиром. Само здание говорит о том, что Россия занимает прочное место в сердце этого человека. Это был настоящий русский предприниматель и меценат. Человек на которых веками держалась Россия. Это были люди, коими двигала не страсть к наживе, стяжательство, а любовь к стране, вера и труд. Шихобаловы - это очень интересная фамилия. Дед Антона Николаевича, Николай Иванович Шихобалов, до 1833 года был зажиточным крестьянином волостного села Наченалы (Архангельское) Ардатовского уезда Симбирской губернии. Это была очень религиозная семья с глубокими христианскими корнями.
В 1878 году доходная часть муниципального бюджета города Самары составляла 363 817 рублей. За всю свою жизнь Антон Николаевич потратил на благотворительность бешенную по тем временам сумму - 1,5 млн. руб. Это пять бюджетов города.
За его заслуги перед городом горожане Самары поставят ему памятник. После Революции большевики его могилу и склеп сравняют с землей и построят стадион. Так три поколения потомков будут играть в футбол на костях своих соплеменников.
Чего ожидать после этого от "Крыльев Советов"? Просто оставаться в первой лиге - уже за счастье. Ах да... Мы же материалисты.
Новые власти особенно ненавидели эту фамилию. И сделали все, чтобы город забыл о них. И лишь три года назад при прокладке коммуникаций была совершена археологическая сенсация. Было найдено фамильное захоронение Шихобаловых. Оказывается, его просто сровняли с землей. https://youtu.be/qrCmbOgoqKY
Но мы не говорим о политике. Я ведь обещала. Просто переворачиваем страницу и вступаем в следующей статье в новую эпоху, под звуки "интернационала" и первых послереволюционных строек. Ведь наша задача - попробовать уловить язык архитектуры. И просто получить эстетическое удовольствие от этого действительно искусства. А в эту эпоху есть поистине много интересного.
Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост.
График выхода статей - вторник и пятница. И может воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Не прощаемся.
Ваша Алич.