Учитель, все четверо подтвердили существование clef de voûte… легендарного краеугольного камня.
— Дэн Браун, Код да Винчи
О том, как слава Дэна Брауна мне покоя не дает — в предыдущей серии алхимического анализа пролога романа «Код да Винчи», а сегодня — о смысловом значении краеугольного камня.
Замковый камень — камень, венчающий, замыкающий арку в вершине. Краеугольный камень — первый камень, который кладут в основание здания. Часто их отождествляют, часто путают — однако есть разница! В оригинале он зовется keystone — замковый камень, в русскоязычном переводе — краеугольный.
Я намеренно не настаиваю на том, что перевод неверный — и намерена показать, что на самом деле он и альфа, и омега, приводит к одному и тому же значению/выводу в нашем символьном языке.
С некоторых пор меня угораздило попасть в компанию теологов, католиков и мидиевистов, и потому шутки про то, что герметики изобрели христианство, давно уже перестали быть шутками. На всякий герметический вопрос есть ответ в христианском символизме, и наоборот — формулы и реальности, ими выражаемые, веры во Христа дают однозначные и верные интерпретации символизму алхимическому и науке Гермеса.
Согласно легенде, братство создало карту clef de voûte, или краеугольного камня. Она представляла собой каменную пластину с выгравированными на ней знаками, описывавшими, где хранится величайший секрет братства… Эта информация обладала такой взрывной силой, что защита ее стала смыслом существования самого братства.
Во-первых, камни и здания это книги, в которых зодчество до появления книг бумажных и отдельных независимых видов искусства высказывалось, алхимики тоже не отличились — и парижские барельефы Николя Фламеля и Гийома Овернского тому подтверждение; во-вторых, величайший секрет братства, являющийся смыслом существования, как Святой Дух — источник и первопричина, — и настолько же важна система передачи знания — ремесло мастера-каменщика — а не только сама тайная тайна.
В-третьих, богословская традиция дает нам ответ, что такое краеугольный и замковый камень: это Иисус.
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
— Книга пророка Исаии, 28:16
Христос в роли краеугольного камня, в основании церкви, построенной апостолом Петром, основании веры, на который все опирается.
Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
— Первое послание Петра, 2:6-8
Сын Божий как камень, который отвергли строители — замковый камень, ставший и в вершину.
Здесь уместен отрывок из проповеди Папы Римского Иоанна Павла II — полный перевод которой с французского включен в мой роман «Неизбежность Хроноса» очень даже неслучайно:
Христос есть краеугольный камень, на котором, несмотря на всю человеческую слабость, может вырасти – в нем, в Петре – то здание, которое обретет форму любви. Через все обстоятельства и все испытания, до конца. Вот почему однажды в своем письме, которое мы прочли, он напишет текст об Иисусе Христе, краеугольном камне, на котором и вы призваны стать, как живые камни, для созидания духовного здания, для святого священства, чтобы приносить духовные жертвы, угодные Богу через Иисуса Христа.
— Папа Римский Иоанн Павел II, Проповедь в Соборе Парижской Богоматери, Париж, 30 мая 1980
Хочется спросить, как такое возможно, что лидеры католической общины Opus Dei не признали в загадках преследуемого ими Приората Сиона явные ссылки на Христа — и восприняли буквально признание Соньера перед смертью?
И каждый говорил Сайласу одно и то же: что краеугольный камень весьма хитроумно запрятан в укромном месте, в одной из древнейших церквей Парижа – Эглиз де Сен-Сюльпис.
– В стенах дома Господня! – воскликнул Учитель. – Да как они только посмели насмехаться над нами?!
– Они занимаются этим вот уже несколько веков.
Ананке догматов, консерватизм и категоричность, утратившая пространство для воображения, чтобы понимать метафоры — и мыслить шире. По той же причине Клод Фролло — на которого так часто ссылается Клод Фламан из «Неизбежности Хроноса» — не распознал изумрудного льва (Эсмеральду), поглощающего Солнце (Феба) и прочие символы для продолжения своей алхимической работы.
Горькая ирония в том, что великое делание по сей день обывателем воспринимается буквально. А оно всего лишь формулы, выражающие некие реальности. В этом, к слову, надежная защита от недобрых рук и недобрых умов, не способных постигнуть философию утопии взошедшего алого солнца.
Не спойлеров ради замечу, что Учитель прекрасно знал, кого с кем стравливает — и как важна в искусстве алхимика не только грамотная работа с невежественностью, но и мистификация. Очень напоминает сэра Ли МакКеллена из романов «Невероятный шпионский детектив» и «Безымянная скрипка».
Чтобы не опережать события и оставить самое интересное на следующий выпуск про Opus Dei, раскрою лишь главный — действительно, взрывной силы, от которой горит под читателем-герметиком кресло — секрет: и Приорат Сиона, и Opus Dei боролись за веру в настоящесть Христа. Если для Приората Сиона настоящестью было доказательство человечности Иисуса и наличия его земной во всех смыслах жизни, близости к человечеству, то для Opus Dei — равно как и для всякого христианина — важна божественная природа Сына Божьего — чтобы в этой божественности отличить его от нас, указать нам пример и настоять на необходимости веры в рационально необъяснимое — ибо она необходимое и достаточное условие для чуда и спасения.
Доказательство человеческого воплощения Христа воспринималось как угроза для церкви и всего христианства. При этом те, кто жизнь отдавали за эту тайну, были преисполнены не меньшей верой… Только представьте масштаб абсурда! И те, и другие хотят верить в Христа — и поддерживают доказательства и символ веры два с лишним тысячелетия!
Напоминает сказку, где муж с женой, в браке прожившие много лет без единого конфликта, поругались в споре про серых и черных дроздов — которые были не дроздами вовсе. Как мы по опыту знаем, порой побеждает не дружба, а та идея, которая имеет основание, неисчерпаемое и непреходящее.
Знаешь, когда я поняла, что у тебя ничего не получится? Когда ты сказал, что иногда, чтобы делать, не нужен смысл. Настоящий алхимик так бы никогда не сказал. Смысл нужен всегда, он основание, он то самое начало, откуда мы черпаем суть.
— Стелла Фракта «Кошки не пьют вино»
Продолжение — в следующей серии. Подробнее об алхимиках, поэтах и лжецах — в подборке.
-------
Все статьи из серии Алхимия и «Код да Винчи» Дэна Брауна:
Хотите продолжения — пишите комментарий : )