Найти тему

Алхимия и «Код да Винчи» Дэна Брауна: Эпизод 1. Пролог

Париж, музей Лувра, пирамида под звездным небом. Фото Marc Babin
Париж, музей Лувра, пирамида под звездным небом. Фото Marc Babin

Как сказал автор одного недовольного отзыва про книгу одного мидиевиста: слава Дэна Брауна никому покоя не дает.

Мне слава Дэна Брауна покоя не давала — с тех пор, как вышел роман «Код да Винчи» в 2003, и чуть позже одноименный фильм — воплощение уникального сочетания арт-детектива, экшена, тайных религиозных обществ, головоломок и, конечно, католической церкви. Двадцать лет тому назад я еще ничего не смыслила ни в алхимии, ни в герметике, ни в теологии, ни в писательстве — но рецепт уже тогда усвоился надежно.

Мне однажды сказали, что все поэты – лжецы… Я задумалась.
— Стелла Фракта, Невероятный шпионский детектив

Как мы знаем, великое делание — дело небыстрое, на всю жизнь, в терпении и учении… Я мечтала когда-нибудь писать так же — только со строгостью формулировок Томаса Манна и чувством стиля Василия Ардаматского.

После выхода моей книги «Невероятный шпионский детектив», первого из серии шпионских романов про алхимиков, поэтов и лжецов, меня сравнивали с Дэном Брауном — а я еще зачем-то обиделась — и это было зря. Я просто завидовала его успеху и досадовала, что мои объемные труды с исследованиями (как, впрочем, и у него) не оценили; что ни один факт я не выдумала, и вообще алхимия это серьезно, а мою книгу восприняли (как, впрочем, и у него) как развлечение, спекуляцию и очередную конспирологическую выдумку про тайные общества.

И сегодня я, алхимик, герметик, герменевт, писатель, философ и сбоку бантик, решаюсь рассказать вам о книге, о которой, кажется, каждый уже рассказал, кроме меня — и показать, что в романе «Код да Винчи» Дэна Брауна, действительно, есть и алхимия, и герметика, и много сладкой мякоти лжи с зерном истины внутри — чтобы передать знание, то самое философское золото, дальше.

Алхимики в прологе — с порога

Предисловие-дисклеймер с перечислением фактов включает утверждение:

В 1975 году в Парижской национальной библиотеке обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье», где раскрывались имена многих членов Приората Сиона, в их числе сэр Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи.

Доподлинно известно, что Исаак Ньютон увлекался работами алхимика Николя Фламеля. Кто следит за судьбой романа «Неизбежность Хроноса» знает, как создавалась история Фламеля, и как много герметического наследия на фасадах готических зданий было оставлено в Париже, как мало уцелело от средневекового свидетельства алхимиков сейчас. Более того, Виктор Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери», неспроста создал Клода Фролло именно герметиком, единственным из всех способным читать каменные книги, не передавшим наследие алхимиков дальше, прервав золотую цепь Гомера, показав трагедию и гибель Средневековья, если утрачена вера.

Боттичелли и да Винчи не раз упоминаются в нескольких моих романах — как и Возрождение с обращением к античности противопоставляется христианскому символизму Средневековья. Спекуляции на тайных посланиях в работах мастеров Ренессанса естественное следствие – потому что они этого и добивались, создавая привлекательное загадочное наследие, вызывающее вопросы, ибо Поэты не только алхимики, но и лжецы. То, что Приорат Сиона по мнению Википедии – вымышленное тайное общество, созданное в середине 20-го века, особенно ничего не меняет: легенда о нем «приготовлена» по определенному рецепту, по всем правилам создания алхимической мистификации, а герметический символизм и традиции передачи знаний видны невооруженным глазом – даже если бы известные имена известных творцов Средневековья, Возрождения и более поздних эпох не использовались в качестве членов.

Далее первыми кадрами пролога нам показывают, как куратор музея Лувра роняет на пол картину Караваджо. Неспроста Караваджо! Без тени нет человеку места в материальном мире… Конечно же под рукой мог оказаться кто-то другой, но архитектор-писатель дал Караваджо сослужить службу своему другу.

Соньер разглядывал стены своей роскошной темницы. Их украшала коллекция знаменитых на весь мир полотен, казалось, они смотрят на него сверху вниз, улыбаясь, как старые друзья.

Не «как» — а они и есть его старые друзья. Поэты (алхимики) связаны через пространство и время и объединены общей великой работой, они передают эстафету из поколения в поколение, общаются через свое творчество с последователями, хранят тайну, рассказанную на особом, знакомом лишь только им, языке.

Правду!.. Куратор мгновенно уловил страшный смысл этого слова, весь ужас ситуации стал ему ясен. Если я умру, правды уже никто никогда не узнает.

Вот тут у меня было сперва удивление: потому что учитель это сеятель, он всегда передает знание ученику, а создание творения, которое нерушимо и выглядит как плод, привлекательный снаружи, горький внутри — основная его задача.

Я должен передать тайну.

Что ж ты, старый, натворил! Если алхимик не передаст знание — будет как в «Соборе Парижской Богоматери»!

Неразрывная цепь знаний.

Ну вот и я про что: всегда должен быть тот, кто посвящен, для резерва. А у Соньера убили троих его sénéchaux, и без материального воплощения — гаранта нетленности, передающего агента — идея алхимика уйдет в небытие.

Ведь истинная личность куратора и личности трех его sénéchaux были столь священны и неприкосновенны, как и древняя тайна, которую они хранили. Но тут Соньер догадался: трое его sénéchaux, верные долгу, рассказали перед смертью ту же легенду, что и он. То была часть замысла.

Лжецы, плетущие гобелен неотличимой от реальности мистификации — чтобы передать и сохранить истину. Такова задумка.

И куратор заговорил, тщательно подбирая слова. Эту ложь он репетировал множество раз и всякий раз молился о том, чтобы к ней не пришлось прибегнуть.

Однако как же они были наивны и беспечны, что никакой (спойлер) монах-альбинос за ними не придет!

И вот теперь, несмотря на все меры предосторожности… несмотря на все ухищрения, он, Жак Соньер, остался единственным звеном этой цепи, единственным хранителем тайны.

Но как мы знаем, алхимики везучие и смекалистые, и в самой бесперспективной ситуации найдут выход.

Больше про алхимиков, поэтов и лжецов — в подборке. А продолжение — почему краеугольный камень и замковый камень это Иисус, а Чаша Грааля это метафора, — в следующей серии.

-------

Все статьи из серии Алхимия и «Код да Винчи» Дэна Брауна:

Хотите продолжения — пишите комментарий : )

Дэн Браун
833 интересуются