Найти тему
Minsknews.by

Водитель по имени Жанна. Как женщина таксист пересела за руль столичного троллейбуса

Они возят нас по улицам шумного города, незаметно помогая решать важные и неотложные дела, оказаться в точке А или Б. О непростой судьбе водителя общественного транспорта корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала Жанна Трояновская, более 40 лет посвятившая любимому делу.

-2

Жанна Владимировна по специальности — художник-оформитель, но в 1982 году, когда поняла, что заработать на этой профессии не получится, решила попробовать себя в качестве водителя троллейбуса. Минской прописки у нее не было, а водителям предоставлялось еще и общежитие.

Позже появились дети. Ей приходилось очень рано вставать, чтобы успеть приготовить завтрак, обед и ужин. Когда старшая дочь подросла, помогала присматривать за младшими.

Проработала Ж. Трояновская на троллейбусе 16 лет, а потом решила сменить профессию. Для себя выбрала вовсе не женскую специальность, как тогда считалось, но с «баранкой» не рассталась — стала водителем такси.

Было ли ей страшно? Нет, скорее, очень интересно. Люди попадались разные, всегда было с кем поговорить. А когда пассажиры узнавали, что женщина в одиночку растит троих детей, то могли угостить фруктами и сладостями, что зачастую помогало семье.

Работала она в основном в ночную смену, именно на ней можно было заработать нужную для семейного бюджета сумму. Однако спустя два года ей запретили выезжать в столь позднее время, поскольку участились случаи убийств водителей. Друг (и по совместительству коллега) тогда спросил:

Жанна, неужели ты не боишься? Это очень страшно, могут ведь убить!

А через несколько дней его не стало — погиб на работе.

Без ночных смен денег вновь стало недостаточно, поэтому женщина вернулась в троллейбусный парк, где и трудится по сей день.

Несколько раз Ж. Трояновская ездила в Москву на заработки и там управляла троллейбусом. Безусловно, в те времена зарплата водителей была действительно выше, чем в белорусской столице, но и работать приходилось больше. Смена начиналась в 5 утра и заканчивалась только в 12 вечера. Конечно, есть перерывы на обед, но из-за московских пробок маршруты могли быть очень долгими. Говорит, что деньги, которые она получала, не стоили того, да и работать вдали от семьи невероятно сложно.

В 2018 году в одном из троллейбусных парков контракт продлевать не захотели, сказали, что уже пора на пенсию. Она перешла в другой парк, где работает до сих пор. Оглядываясь назад, понимает: пока молодой и есть здоровье, то и работать интереснее, но после пятидесяти становится тяжелее не только женщинам, но и мужчинам.

Ну а сравнивая службу в такси, Жанна Владимировна признается, что раньше приходилось внимательно изучать бумажную карту города. Телефоны и навигаторы заменили эту функцию. К тому же дома нынче нумеруют большими цифрами, как и указатели улиц.

— Плохо, что подняли пенсионный возраст, ведь не у всех есть здоровье и возможность работать, — признается женщина. Она считает, что у каждого человека должен быть выбор и право решать, особенно, когда тебе уже за 60 лет.

Подготовила Диана Высоцкая, фото автора