Сфера бизнеса: крафтовое пивоварение
Год старта, страна: 2007, Великобритания
Возраст, когда начинали: до 25 лет
Как начинали: арендовали здание, взяли кредит в банке
Стартовый капитал: $ 65 000
Любопытный факт: Пивоварню назвали BrewDog просто потому, что у одного из партнёров была собака-лабрадор
Мартин Дики и Джеймс Уотт – друзья детства из маленькой рыбацкой деревушки в Шотландии. Еще в подростковом возрасте они экспериментировал с варкой пива, а в университете изучали винокурение; после выпуска Мартин работал на пивоварне, а Уотт был рыболовом. Когда Уотт приезжал к Мартину в гости, они варили пиво по собственным рецептам.
В один прекрасный день друзья решили, что мир устал от обычного светлого пива, и надо бы его (мир) хорошенько встряхнуть: в то время крупные пивоваренные компании Великобритании варили сотни разных сортов пива, но они мало отличались друг от друга.
Мартин и Джеймс решили создать авторское пиво с провокационным названием и необычным горьким вкусом, по собственной рецептуре.
Задача-минимум – вывести на рынок новый сорт пива и вернуть кредит ($ 26 000).
Мартин и Джеймс вложили в своё начинание не только заёмные средства, но и все собственные сбережения ($ 39 000). Они не имели представления о маркетинге и не знали, как именно собираются донести достоинства своего продукта до массового покупателя.
В качестве пивоварни выступал древний арендованный сарай, вместо резервуаров использовались пластиковые баки для воды.
Пиво, получившее название «Punk IPA», разливали вручную.
Впереди был всемирный финансовый кризис 2008 года…
Долгий путь во тьме
Друзья надеялись, что первые же партии пива разлетятся на «сарафане» сами собой, однако реальность сказала: «Нет, с чего бы?». Мало кого заинтересовало крафтовое пиво от неизвестной марки. Бары не хотели брать его в продажу.
Грянул финансовый кризис 2008 года, покупательская способность рухнула, рынок сжался. Теперь у друзей даже не было больше денег, чтобы снимать собственное жильё. Они продолжали варить пиво, продавать на фермерских рынках несколько бутылок в неделю и спать на мешках солода в своей «пивоварне» – арендованном у муниципалитета сарае.
Когда стало очевидно, что сам собой успех не придёт, друзья стали искать новый способ заявить о себе рынку, и этот способ нашёлся: подать пиво BrewDog на конкурс британского продуктового гиганта Tesco.
И в один из дней 2008 года два панка от пивоварения, что называется, проснулись знаменитыми, заняв сразу с первого по четвертое места на конкурсе и получив контракт на поставку 2 000 ящиков в неделю.
Дальше была уже совсем другая история про расширение бизнеса: заказов оказалось больше, чем могло обеспечить производство, пришлось брать новые кредиты, но результатом стал скачкообразный рост продаж, расширение BrewDog и несколько контрактов с зарубежными покупателями.
Что сегодня?
С первого дня и по сей день создатели пивоварни нарушают правила. Они адресуют свой продукт людям, в которых жив бунтарский дух, и имеют армию фанатов по всему миру.
BrewDog производит пиво, эль и лагер, имеет ряд подбрендов, является самым продаваемым крафтовым пивом Великобритании.
В 2009 BrewDog купил первый бар. В 2024 компания и её франчайзи имели уже сотню баров по всему миру.
В 2011 году компания инициировала принятие новых пивных стандартов в Великобритании.
Результат: BrewDog – компания стоимостью около $2 мрлд
Цель достигнута и перевыполнена: кредит погашен, производство кратно выросло
Затраты: первичные – $65 000
Приобретения на данный момент: четыре пивоварни и сотня баров по всему миру. А ещё винокуренный завод, стриминговый сервис с видео о напитках, отель и чартерная авиалиния.
Ваши мысли и чувства от этого кейса? Как бы вы организовали маркетинг крафтовой пивоварни?
Не планируете ли сами заняться крафтовым пивоварением? Насколько конкурентен этот рынок в вашем регионе, есть ли франшизы, кому по плечу затраты на открытие такого бизнеса?
Скоро опубликуем новые интересные кейсы! Читать их дайджесты можно у нас в телеграм-канале «Успешный провал».