Найти тему
Анастасия Богачёва

Куда делась литература?

С таким же успехом можно спросить "Куда делась живопись" и "Куда делась музыка". У меня библиотека в три тысячи томов, а среди современной литератуты читать нечего. Ну только если в туалете, да и то, лучше новости.

Я думала, это у меня с головой что-то не то. Может, своих проблем много, не до чужих стало, может, еще чего. А потом, когда издала собственную первую книгу, поняла. Вопрос в том, что у автора в голове. Если он пишет потому, что не может не писать - тогда рождаются шедевры. А если он пишет, постоянно фоном думая, "зайдет или не зайдет" его целевой аудитории - получается шлак. Как только я сама задумалась, примет или нет издательство рукопись вот в таких формулировках - творчество просто колом встало.

Моя библиотека (примерно половина, вторая в кадр не влезла)
Моя библиотека (примерно половина, вторая в кадр не влезла)

Так что ответ на вопрос в заголовке очень простой. Литература/музыка/кино ушли в коммерцию. Душа и коммерция - это взаимоисключающие вещи. "Ничего личного, только бизнес" можно понимать и буквально: ничего для души, все только для денег".

Во все века были творческие люди, которые творили исключительно для денег. Поэтому мы их и особо не знаем. Например, салонная живопись Семирадского, фривольные стишки Баркова. В конце концов, и у Пушкина с Достоевским были договоры с издательствами, которые платили им деньги.

Видимо, вопрос в том, что у человека в приоритете - деньги или самовыражение. Помните дивную фразу Бестужева в первых "Гардемаринах"? "Лесток служит себе, а потом России, а я служу России... а потом себе".

Кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"
Кадр из фильма "Гардемарины, вперед!"

Что с этим делать? Ну, видимо, перестать тащить за уши. Чтобы не как с Клавой Кокой - занесла кому надо, и сразу тебе реклама изо всех утюгов, - а всем, условно, одни и те же стартовые права. Как класс прекратить "вкладывать в проект". Слово-то какое. Проект, а не кино. Проект, а не музыкальный альбом. Сразу понятно, что душа там не на первом месте и вообще не факт, что на втором.

Но это ж рухнут заработки у всех, кто привык на этом кормиться. У них же тоже ничего личного, только бизнес. А бизнес на см**рти вообще самый прибыльный. И после нас хоть потоп... Значит, нужно одновременно с другой стороны заходить. Я училась в Полиграфическом институте, на факультете книжной торговли, так меня на госэкзамене спросили: чем книга как товар отличается от любого другого товара? Ответ: в книге есть идеология. А в любом другом товаре ее нет (тогда про видеодиски еще не знали, но на них это правило тоже распространяется)

А вот с идеологией (не путать с пропагандой) у нас как-то не очень...