В прошлой статье я рассказывала про выставку про выставку работ замечательной Людмилы Георгиевны Киселёвой:
В этом же музее, только на другом этаже расположилась ещё одна экспозиция - выставка работ мастера народного художественного промысла Жостово Михаила Лебедева. В этой статье я познакомлю с его творчеством.
На выставке представлено около 40 подносов - и новые работы, и более ранние (80-е годы например).
"Делать персональные выставки это очень ответственно. Когда-то много-много лет я не решался показывать свои работы. Есть заготовка, значит уже есть идея. Постоянно крутится в голове, что хотелось бы сделать" - рассказывает Михаил Викторович на открытии выставки.
Михаил Викторович родился в небольшом подмосковном городке Шатура в 1962 году. поступил в Федоскинское художественное училище на отделение "Жостовская роспись". Окончил Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской. После службы в армии, в 1984 году начинает работать художником на Жостовской фабрике.
С 1996 года занимается преподавательской деятельностью — доцент кафедры композиции МГОУ. Михаил Викторович Лебедев уже много лет является главным художником ООО «Жостовская фабрика».
Работы мастера, участника многих выставок, хранятся в музеях России и за рубежом. Награжден медалями, грамотами и дипломами. В своих работах Михаил Викторович использует сложные формы подносов, сочетая в декоре традиционную жостовскую роспись с оригинальными мотивами и техниками.
Не все знают, но у Жостовской росписи есть предшественник. Это Тагильская роспись — народный промысел по украшению металлических подносов.
Промысел зародился в этих краях в кругах старообрядцев более 250 лет назад. Датой его основания принято считать 1746 год. Именно им датируется самая древняя информация о металлических подносах, хранящаяся в архиве.
Тагильская роспись вышла за пределы города и добралась до деревни Жостово в 18 веке, который принято считать «золотым» для художников-лакировщиков. Мастера из Мытищинского уезда Московской губернии добились высоких результатов в промысле и даже разработали собственную методику нанесения изображения на различные предметы быта, в том числе подносы.
Жостовская роспись зародилась еще в 1825 году и очень быстро прижилась. Начало 19 века ознаменовалось возникновением мастерских, в которых создавали изделия из папье-маше с росписью, сразу в нескольких населенных пунктах помимо Жостово. Это были Осташково, Хлебниково, Троицкое и Сорокино.
Зарождение жостовских подносов связывают с братьями Вишняковыми. Их прейскурант содержал пункт «лакированные металлические подносы». Эти предметы быта обрели такую феноменальную популярность и начали пользоваться настолько высоким спросом, что вытеснили остальные когда-то востребованные изделия, например, сухарницы и табакерки.
Что касается мотивов изображений на изделиях, как правило, это:
- букеты из садовых и луговых цветов;
- вазоны, гирлянды;
- бытовые сцены;
- пейзажи;
- предметы быта;
- сцены празднования значимых дат;
- животные, птицы, насекомые.
Обратили внимание на разнообразие форм подносов?
Весьма разговорчивая сотрудница музея немного рассказала об авторе работ, об этапах изготовления одного подноса. Сейчас многие покупает такие подносы в качестве декора - вешают на стену или ставят на подставку и любуются. Испортить такую красоту было бы обидно.
Не все, но большинство работ вызвало восторг - особенно те, которые с птичками (нашли птичек?). Не перестаю восхищаться творческими людьми.
Выставка будет работать до 31 марта в Электростальском музее.
Спасибо Вам за то, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал ---> "Дневник велозависимой".