Хёга как-то хочется читать глубокой зимой. Когда светает поздно, вечера длинные, а в окна норовит заглянуть Снежная королева. После прочтения [завораживающе великолепного романа] "Смиллы и ее чувства снега" Питер Хёг у меня однозначно ассоциируется с зимой.
Однако роман Хёга "Дети смотрителей слонов" (2010, русский перевод 2012) совершенно не похож на "Смиллу".
Он весенний. Он детский. Он, не побоюсь этого слова, - весёлый. Искрометный юмор, выплескивающаяся через края страниц ирония генерируют позитив вайбрэйшонз в сумеречном сердце читателя.
Повествование ведётся от лица 14-летнего подростка, который не просто жжёт, а невозмутимо отжигает. Собственно даже не столько он, сколько его 15-летняя сестра Тильте. Ну да, плюс ещё их 18-летний брат Ханс. И пёс Баскер Третий. В общем, перед нами предстает счастливая многодетная датская семья. Никакой тру-элоун фру Ясперсен, отчаявшихся гренландских детей, экзистенциалистичных клоунов, слышащих музыку тонких миров...
Некоторым образом, это... как Фёдор Достоевский бы написал сценарий к сериалу Stranger Things.
"Мы выходим на террасу "Большой горы". На солнышке сидят пациенты в купальных шапочках с проводами, и мы киваем им и улыбаемся - мы слишком хорошо воспитаны, чтобы обращать внимание на тот факт, что в такой шапочке ты выглядишь так, как будто у тебя в голове, скорее всего, вообще нечего измерять."
😁
Папа - священник, мама - органист, дети - просто вино из одуванчиков. Милая жизнь на острове Финё. Но мама и папа таинственно исчезают, а дети становятся "детьми шпионов". Расследование начинается.
На что похоже?! Ну конечно, - на "33 несчастья"! Старик Лемони почти наверняка повлиял на слишком серьезного Хёга, прогнав все его треморы и безысходные кошмары. Прочь.
В итоге получилась прекрасно написанная история путешествия детей в Копенгаген. Который в очередной раз становится одним из главных героев книги Питера Хёга.
"За окнами жизнь идет своим чередом. Туристы пытаются понять, как это в апреле Копенгаген может делать вид, что он весь солнечный и весенний, время от времени пробирая их до костей ледяным северным ветром, и никак не могут решить, что надевать на экскурсию по городу: бикини или пуховик."
Если резюмировать, то роман П. Хёга "Дети смотрителей слонов" так же лёгок и весенен, как тяжелы и морозны его же "Смилла" и "Тишина".
Так бывает.
И напоследок хёговское фирменное. В каждом его романе есть авторские кулинарные рецепты. Как варил кофе главный герой "Снежного чувства Смиллы"! Просто - уммуа! Ну а тут - сэндвич с тунцом:
"Я приподнимаю крышку - верхнюю часть батона и заглядываю в святая святых: сначала она положила толстый слой масла, отрезав его сырорезкой. Потом идёт слой майонеза, который пахнет чесноком, лимоном и тропическими пряностями... Потом следуют разные листья салата - пурпурные, терпкие, кудрявые, нежные, и ломтики свежего тунца из Северного моря - такого, как ловят у берегов Финё, слегка подкопчёного, а в тех местах, где кусочки рыбы надломились, видна розовая сердцевинка. Над тунцом кружочки красного лука толщиной с бумагу и крупные каперсы, и хоть убейте меня, клянусь, они основательно полежали в оливковом масле с пряностями. Поверх всего этого великолепия лежит лососевая икра - большие оранжевые рыбьи яйца, которые поочередно лопаются во рту, оставляя вкус Моря Возможностей.
Много кто из поваров и буфетчиц на этом бы этапе и остановился, потому что еды тут и так уже 10 см, но у поющей антилопы хватило сил на последний рывок: на внутренней стороне верхней части булки ещё один слой карибского майонеза, а в нём она утопила маленькие кусочки маслин без косточек и такие же кусочки красного и зелёного перца."
Спасибо, что дочитали до конца. Буду благодарен за лайки, подписки и комментарии!
О Хёге писал неоднократно: