Эксперты по авторынку уже года полтора предупреждают автовладельцев о рисках «параллельных» иномарок. Поскольку их таможат по заниженным ставкам, очевидно, что Федеральная таможенная служба рано или поздно захочет взыскать недостачу. И уже хочет: осенью прошлого года начали требовать недоимки по утильсбору, а сейчас, видимо, займутся остальными компонентами: пошлинами, НДС, акцизом. Для электромобилей тема особенно актуальна, потому что разница между «белым» и «серым» ввозом велика.
Суть проблемы
Россия и ещё четыре страны входят в ЕАЭС, где товары могут беспошлинно курсировать между границами. Де-юре все ввезённые в ЕАЭС машину нужно таможить по так называемому ЕТТ (единый таможенный тариф), что и даёт право на «безграничное» перемещение. Только это дорого: в Zeekr 001 сидит 2,6 млн рублей пошлин, НДС, акцизов и утильсборов, если платить «по белому».
Но в Киргизии и Казахстане есть таможенные схемы «для внутреннего пользования». Например, в Киргизии пошлина на электромобили составляет 15%, а НДС и акцизов нет. Дополнительный плюс — возможность занизить таможенную стоимость, поскольку в странах ЕАЭС на это смотрят сквозь пальцы. Формально такие машины не должны покидать территорию Киргизии и Казахстана, но национальным правительствам следить за этим невыгодно (это же кэш). Поэтому они не следят, а россияне делают вывод, что «киргизские» тарифы актуальны для России.
Когда проснулась ФТС
России, очухавшись от шоков последних лет, наконец обратила внимание на эту проблему. С 1 апреля начинает действовать новая схема растаможки, при которой все недостачи по таможенным платежам включат в утилизационный сбор. То есть если вы сэкономили за счёт киргизской схемы миллион рублей, ваш утильсбор будет, грубо, не 3,4 тысячи рублей, а 1,0034 млн рублей (ссылка на подробности в конце).
Я спросил юристов, имеет ли этот закон обратную силу, то есть могут ли накрутить утильсбор для уже стоящих на учёте машин? Они говорят: нет, не могут. И вроде бы можно вздохнуть с облегчением, но проблема в том, что, по словам юристов, ФТС ничто не мешает взыскивать разницу и сейчас самым лобовым образом.
Делается это достаточно просто: по базе данных проверяются ввезённые автомобили, точнее, их декларируемая стоимость и совокупный таможенный платёж. Если есть заметная разница с нашими тарифами, импортёру направляется уведомление о необходимости оплатить разницу (подчеркну, что владелец об этом может не узнать сразу, если он не вёз машину лично). В случае игнорирования требования ФТС обращается в суд и добивается приостановки регистрации автомобиля, превращая его в красивый дизайнерский балласт. Срок исковой давности составляет 3 года, и опрошенные мной юристы считают, что практику рано или поздно поставят на конвейер.
Вряд ли будут шерстить всех подряд: в 2023 году в Россию въехало 160 тысяч новых «параллельных» машин, плюс есть ещё вторичный рынок. Предположу, что ФТС или устроит показательные порки, или использует какой-то принцип отбора, скажем, дорогие автомобили, ввезённые через Киргизию. В общем, паниковать пока рано: надо поглядеть на реальную практику. Главный вывод — риски есть.
Почему важен НДС
Что касается электромобилей, с ними есть ещё один важный нюанс — это НДС. Многие знают, что при ввозе физлицом автомобилей НДС не платится, но при ввозе электромобилей и последовательных гибридов он нужен. Перекупщики спорят с этим тезисом, но во всех серьёзных источниках фигурирует именно такая схема. Я попросил юристов специально проверить этот вопрос, и ответ был таким же.
НДС — это доминирующая статья расходов при белом ввозе «электричек». Например, для Zeekr 001 из 2,6 млн рублей совокупного таможенного платежа на НДС приходится 1 млн, почти столько же — на акциз, а пошлина составляет чуть более 600 тысяч. Утильсбор же для частников 3,4 тысячи, для юриков — 32 тысячи. Предположу, что сказочные цены на Zeekr достигались как раз за счёт «киргизских схем», так что, по моим прикидкам, заплатить попросят что-то в районе 2 млн рублей. Конечно, если попросят: повторю, что пока устойчивой практики мы не видим.
А с 1 апреля начинают действовать новые правила растаможки, и это признак того, что правительство РФ всерьёз озабочено недостачами при параллельном импорте.