Найти тему
Это Краснов

Дешёвые схемы импорта электромобилей запретили. Конец «электрификации»?

Мы этого ожидали, и оно случилось: с 1 апреля 2024 года правительство запретило любые мутные схемы ввоза автомобилей, что особенно чувствительно для дорогих электромобилей и гибридов, которые тащили напрямую из Китая через Киргизию.

Постановление правительства РФ №1291 от 13.02.2024 года вносит очень хитрые изменения в правила взимания утилизационных сборов: вместе с ним придётся доплатить разницу в пошлинах, акцизах и НДС, которую удалось получить при ввозе через страны ЕАЭС.

Сейчас поток параллельного импорта идёт через Киргизию, Казахстан и Белоруссию. Эти страны входят в ЕАЭС, что допускает свободный переток товаров в Россию. У этих стран есть собственные схемы растаможки машин для внутреннего пользования, и формально такие машины должны оставаться внутри конкретной страны, но это никто не контролирует. Отсюда и привлекательность «киргизских схем».

Благодаря киргизской схеме Zeekr 001 стал электрическим бестселлером в прошлом году
Благодаря киргизской схеме Zeekr 001 стал электрическим бестселлером в прошлом году

Я уже рассказывал, что при ввозе Zeekr 001 ME (544 л.с., 4WD) должен платиться совокупный таможенный сбор в районе 2,65 млн рублей, что увеличивает китайскую цену более чем в полтора раза. Причем 2 млн из общей суммы — это НДС и акциз, а пошлина составляет 15% или порядка 600 тысяч рублей. В Киргизии пошлина такая же, но нет ряда других платежей, а потому удаётся сэкономить примерно 2 млн, а если ещё занизить декларативную стоимость... Короче, именно поэтому Zeekr 001 стоит у нас от 5,5 млн рублей против примерно 7,5 млн рублей, которые получаются, если таможить его в лоб.

Я поговорил с разными экспертами, включая Антона Шапарина, и они склоняются к мысли, что правительство попытается сшибить разницу и с тех, кто уже пользуется автомобилями, растаможенными по обходным схемам. Само постановление обратной силы не имеет, но оно показывает серьёзность намерений правительства, а в остальном юридических препятствий для взыскивания разницы в пошлинах нет и сейчас.

Evolute i-Pro — самый доступный электромобиль в России, но большим спросом не пользуется: Zeekr 001 уложил его на лопатки
Evolute i-Pro — самый доступный электромобиль в России, но большим спросом не пользуется: Zeekr 001 уложил его на лопатки

Для рынка новых электромобилей это удар. В прошлом году Россия установила личный рекорд по продажам «электричек», и в топе — Zeekr, Evolute, Volkswagen, Tesla и Voyah. При этом Evolute выпускается в России, Voyah поставляется официально, а три остальные марки везли исключительно серым импортом, зачастую — с занижением таможенных сборов. Конечно, «Зикры» за 5+ млн покупали небедные люди, так что продажи вряд ли упадут в ноль. Но и развитию рынка электромобилей это вряд ли поможет.

Вся надежда на «Атом», но к нему слишком уж много вопросов.