Всем добрый день! Сегодня я приглашаю вас на Алтай! Но, к сожалению, не могу сказать, что на "Алтае". Как и наш иркутский "Байкал", барнаульский "Алтай" не пережил оптимизации. Но тут хорошо хоть сам поезд оставили, а вот статус фирменного он потерял еще в 2011 году. А какой был состав!!! Вроде бы лишь немного изменили цветовую гамму, но ярко зеленым низом он очень выделялся. Видел я эти вагоны еще в 2000-х, когда работал в Барнауле несколько дней.
А еще в Барнаул ходил "Экспресс Алтая" - из Новосибирска. Тоже в очень веселенькой расцветочке:
А еще был совершенно отдельный состав Москва - Бийск, который назывался "Юность Алтая" № 147/148. Но вот фотографию его я не нашел. А уж сколько разных вариантов курсировало между Барнаулом и Бийском! Состав назывался и "Восток", и "Калина красная".
Сейчас беспересадочные вагоны Бийск - Москва тоже существуют. В составе поезда № 686 они следуют до Барнаула, где за 1 час 46 минут их перецепляют к барнаульскому составу № 095, в составе которого они и отправляются в 20:14 в направлении Москвы. Но все-таки это не то! Вот когда есть свой родной состав - это совсем другая картинка. Вот вроде бы есть и сегодня вагоны именно Иркутск - Москва. И на них написано будет - Иркутск-Москва. Но не то! Когда был наш "Байкал" - одно дело, а вот когда вагоны цепляют к № 081 сообщением Улан-Удэ-Москва - это уже совсем другое. Теряется престиж - ну вот как это так, чтобы из крупного областного центра не было своего поезда в Москву. Хотя бы через день. Понятно, что Бийск не областной центр да и не такой крупный город. Хотя тут как посмотреть - население-то за 180 тыс. человек. Да я вам на раз-два назову с десяток более мелких городов, откуда сохранились именно свои номерные поезда, которые меньше Бийска. Но здесь сыграла свою роль близость и Барнаула, да и Новосибирска тоже. Ну да не про Бийск сейчас речь, хотя его я еще упомяну, конечно, дальше.
Через Барнаул на Москву следует еще один состав - № 077/078 сообщением Абакан-Москва. И я даже сначала хотел писать про него. Он быстрее (и не быстрее, но об этом позже), чем № 095/096. Но следует он из Абакана. А потому давайте его оставим для нашей поездки в Хакасию.
В общем, после того, как мы с вами побывали на Южном Урале, Северном Урале и просто Урале, я приглашаю вас на Алтай! Ссылки про публикации по предыдущим составам привожу ниже:
Как обычно в этой серии публикаций мы будем двигаться от Москвы на восток. Итак, сравниваемые составы (советский № 36 и российский № 96) отправляются с Казанского вокзала столицы:
- № 36 в 16:32 (по расписанию 1987-1988 гг; под ред. Б.А. Таулина);
- № 96 в 19:08 (по состоянию на 7 марта 2024 года).
Интересно, а вот если бы они следовали в одно историческое время, то догнал бы № 96 фирменный "Алтай"? Все-таки прошло почти 30 лет! Мы уже кучу раз любовались Казанским вокзалом снаружи, давайте теперь внутри его убранство оценим:
Следующая остановка в Муроме:
- № 36 - в 21:28, то есть время в пути 4 часа 56 минут;
- № 96 - в 23:49, то есть время в пути 4 часа 41 минута, и это с учетом 24-минутной технической остановки в Вековке.
Вокзал в Муроме с населением за 100 тыс. чел. достаточно скромный.
Вот и поезда здесь не задерживаются. В наши дни стоянка у № 096 вообще лишь 3 минуты, а вот в 1987 году поезд № 036 останавливался здесь на 10 минут.
На следующее утро мы в Казани:
- № 36 - в 06:21;
- № 96 - в 07:48.
И вот в который раз убеждаюсь в странности Казани. Ну миллионный город, а поезд в наши дни (и не какой-то, а всё-таки очень даже приличный) стоит здесь всего лишь 7 минут! № 36-й стоял и то 19 минут. Ну вот реально:
- Канаш - 23 минуты;
- Агрыз - 15 минут;
- Красноуфимск - 15 минут.
А вот в Казани - 7(!)... Понятно, что это называется транспортно-пересадочный узел, но всё равно. С учетом того, как проводники проверяют билеты тут сесть за 7 минут слабо реально. А время то удобное, кстати, для поездки на восток.
Поскольку мы уже следовали этой веткой с другими составами в предыдущих публикациях, то давайте сразу же перенесемся в Свердловск / Екатеринбург.
- № 36 - 22:10, то есть время в пути 29 часов 38 минута;
- № 96 - 21:27, то есть время в пути 26 часов 19 минут.
То есть вот если бы поезда следовали в одно историческое время, например, в наши дни, то № 96-й уже бы в Екатеринбурге обогнал бы № 36-й. А вот и вокзал Екатеринбурга внутри:
Двигаемся далее. На следующий день мы оказываемся в Омске:
- № 36 - 11:40, то есть время в пути 43 часа 08 минут;
- № 96 - в 12:16 (по московскому времени), то есть время в пути 41 час 09 минут.
О, чудо! Состав № 36 в далеком 1987 году преодолевал этот участок быстрее современного № 96-го. Омский вокзал внутри тоже неплох!
В Татарской наши составы можно наблюдать:
№ 36 - в 14:29;
№ 96 - в 14:45.
И вот уже последний марш-бросок до Барнаула, куда они прибудут:
- № 36 - в 04:52 (время московское);
- № 96 - в 04:34 (время московское).
В общем, всё достаточно сопоставимо. Кстати, интересно, что если в Москву абаканский состав из Барнаула едет быстрее, то из Москвы медленнее. те 3 часа, которые современный поезд выиграл у советского были отыграны к Екатеринбургу. А вот по Западной Сибири поезда шли уже почти одинаково.
А дальше начинается самая интересная часть лично для меня - очередная попытка дать имена вагонам и купе, которые бы отражали Алтайский колорит. Кстати, если кто не в курсе, то в Барнауле гор нет. Отсюда до них еще часы поездки на автомобиле, в том числе и через упоминаемый уже мной Бийск. Но, конечно, вагоны состава на Алтай я буду называть в том числе и в честь гор! Но начать хотелось бы с:
Вагон № 1. Имени Василия Макаровича Шукшина. Конечно, его можно и нужно читать. Но то, как он сыграл в своих же фильмах - это тоже очень ярко. А потому предлагаю купе в этом вагоне назвать в честь его ролей / режиссерских работ:
- купе Калина красная;
- купе Печки-лавочки;
- купе Живет такой парень;
- купе Из Лебяжьего сообщают;
- купе Странные люди;
- купе Они сражались за Родину;
- купе Освобождение;
- купе Любовь Яровая;
- купе У озера.
Из Барнаула в родное село Шукшина - Сростки - добираться около 3,5-4,5 часов. Расстояние около 200 км. Здесь в зависимости от того, какой автобус выберите. Цна билета тоже разнится от 600 до 800 рублей. Но в целом проблем с доступностью нет. А вот и сам дом:
Кстати, ближе добираться из Бийска. Там всего около 40 минут.
Вагон № 2. Имени Михаила Калашникова. Можно было бы назвать купе в честь изобретений этого человека, родившегося в селе Курья. Но это будет уж слишком военизировано. Поэтому купе будут в честь других не менее знаменитых людей:
- купе Ивана Пырьева. Известнейший кинорежиссер, снявший «Трактористов», «Свинарку и пастух», «Кубанские казаки». Он родился в городе Камень-на-Оби.
- купе Германа Титова. Второй человек в космосе после Ю.А. Гагарина. Он родился в деревне Верх-Жилино Алтайского края.
- купе Роберта Рождественского. Знаменитый советский поэт. Автор текстов к огромному количеству песен, ставших очень популярными.
- купе Валерия Золотухина. Знаменитый Бумбараш был из этих мест.
- купе Ирины Мирошниченко;
- купе Екатерины Савиновой;
- купе Нины Усатовой;
- купе Александра Панкратова-Черного;
- купе Алексея Булдакова.
Получилось всё сплошь почти артисты.
Вагоны № 3-4. Чуйский тракт. То есть этому месту мы повсвятим даже 2 вагона, а не один! Для меня - это главная точка притяжения на Алтае. Конечно, железной дороги там нет. Ну и что! Ведь название у поезда было - "Алтай", а потому я считаю, что мы с полным правом можем назвать вагон в честь одного из центров притяжения региона. И здесь я должен заметить, что когда я говорю Алтай, то меньше всего мне хочется думать о каком-то субъекте Российской Федерации с его границами. Да, есть Алтайский край, есть Республика Алтай. Так вот я когда говорю Алтай, то для меня это, прежде всего, красивейшие горы и реки, озера и перевалы. А к какому субъекту они принадлежат - это второстепенно. В конце концов, Алтайские горы захватывают и Тыву, и Казахстан, и Монголию, и Китай.
- купе Айский мост. Это ближайшая достопримечательность к Горно-Алтайску при движении по Чуйскому тракту. Переезжал через него в 2006 году. Это было страшно. В основном здесь высаживали пассажиров, которые переходили через него пешком. Я, конечно, про старый Айский мост через Катунь.
- купе Манжерокский порог. Помните "Живет такой парень". А там эту вывеску Манжерок и познания главного героя в иностранных языках - "Манжерокинг".
- купе Аржан Суу. Так называется один из самых знаменитых местных источников. Вода здесь богата серебром. У местных же это просто священное место. Но я бы сказал, что в наши дни это место знаменито скорее своим огромным рынком сувенирной продукции.
- купе Тавдинские пещеры (иногда встречается написание и Талдинские пещеры), но мне кажется, что это один и тот же объект. Они, правда, на другой стороне от тракта, но завозят туда постоянно.
- купе Камышлинский водопад. Он тоже на другой стороне Катуни, но добраться можно. Есть вариант перейти по подвесному мосту, есть вариант просить местных переправить вас на другой берег. Высота водопада более 10 метров, но ощущение производит такое, что кажется, что он намного выше.
- купе Семинский перевал. Самый высокий на Чуйском тракте. Причем где-то высота указывается 1717 метров, где-то - 1780 метров, Первое число встречается чаще (наверное из-за его красоты - 17 17; шутка). А вот окружающие вершины здесь уже и за 2000 метров. На вершина будет площадка со стелой в честь вхождения региона в состав России.
А вот к востоку есть скалы, которые называются Ласточкино Гнездо. Привет Крыму!
- купе Чике-Таман. А вот это, на мой взгляд, самый красивый перевал в этой части. Он пониже, чем Семинский (высота 1295 метров над уровнем моря), но именно здесь серпантин. Вот фотография:
А вот карта участка:
В 1924 году, то есть ровно сто лет назад, здесь начали реконструкцию, после которой он стал проезжим для автомобилей. А до этого в основном вьючный транспорт.
- купе Песчаные скалы. Очень интересное место, которое, к сожалению, разрушается под действием природных сил. Вода камень точит, ничего не поделаешь с этим.
- купе Ининские стелы. Мне кажется, что это всё-таки явно рукотворный объект. Хотя легенд вокруг них ходит очень много.
И на этом девять купе первого вагона, посвященного Чуйскому тракту, закончились. Начинаем второй вагон.
- купе Стрелка. Слияние Чуи и Катуни. Собственно можно было назвать купе Чуя, в честь реки, которая дала название тракту.
Кстати, Чу - это и следует трактовать как вода / река.
- купе Калбак-Таш. Это уже после того, как мы отвернём от Катуни и тракт продолжит свое движение вдоль правого берега Чуи. Знаменито это место сосредоточением петроглифов с древних-древних времен!
- купе Белый Бом. Огромная скала, возвышающаяся над дорогой на сотни метров. Т9 упорно исправляет на Белый дом )
- купе Водопад Ширлак. Или девичьи слёзы. Естественно, что с очередной легендой о том, как одна девушка бросилась со скалы, не желая попадать в плен во времена Джунгарского ханства.
- купе Большой Уларский водопад. Или Черный источник, Черные воды. Он на другом берегу Чуи, придется переехать по очередному деревянному мосту.
- купе Гейзеровое озеро. На мой взгляд, один из самых интересных объектов в регионе, который постоянно изменяется. А всё потому, что со дна бьют источники, которые приводят к различным "узорам".
- купе Курайская степь. Очень красивая межгорная котловина, замкнутая с севера и юга двумя хребтами.
- купе Кызыл-Чин. Или Марсово поле. Оно названо так из-за цвета земли в этом районе. Очень необычно. Как в Гранд-Каньоне.
- купе Бельтир. В честь оставленного (построенного на новом месте) села, которое очень сильно пострадало при землетрясении в 2003 году.
Вот сколько всего интересного мы увидели вдоль Чуйского тракта!
Вагон № 5. Чемальский тракт. И еще один вагон я решил назвать в честь автомобильной дороги. Он, конечно, не столь известен, как Чуйский тракт, но все равно места красивейшие! Кстати, я до сих пор помню, что впервые я увидел фотографию Чуйского тракта в Детской энциклопедии 60-х гг. Наверное у многих был такой серо-зеленый 12-томник.
- купе Катунские ванны. Иногда этот объект называют еще Семинские ванны. Подойти к нему проще с Чуйского тракта. Но ближе он уже к Чемальскому. Это такие места, которые наполняются водой в теплый сезон. Вода в них хорошо прогревается и люди массово приезжают сюда купаться. Но даже от Горно-Алтайска до этих мест около 65 км. Ну мы же ездим в Листвянку на Байкал за рыбой. Почему бы и сюда не приехать искупаться?!
- купе Аскат. Это такое место сосредоточения народных промыслов. Ну и там же очередной мост через Катунь.
- купе Че-Чкыш. Расположено оно вдоль еще одного притока Катуни, Ходят туда на небольшой водопад. Долина горных духов - так это можно трактовать. Ну и вообще места красивые:
- купе Чемал. Собственно в честь села Чемал, где расположена небольшая ГЭС, а из природного гора Верблюд.
- купе Слияние Чемала и Катуни. Еще одно знаковое место на тракте. Опять-таки знаменитое разным цветом воды в потоках.
- купе Козья тропа. И это всё там же в районе Чемальской ГЭС. Считается, что там расположены одни и з лучших смотровых площадок на Катунь.
- купе Зубы Дракона. Это именно то, ради чего большая часть туристов и проделывает путь по Чемальскому тракту. Очень знаковое место!
- купе Куюс. Это очередные петроглифы.
- купе Бельтертуюк. Это фактически тупиковый пункт Чемальского тракта. Дорога здесь заканчивается.
Вагон № 6. Алтайские воды. Фактически мы уже побывали на очень многих реках, которые создали славу региону как центру туризма. ну а почему бы и не назвать их именами купе еще одного вагона. Здесь уже фотографий будет поменьше, поскольку ы ими уже вдоволь налюбовались. Хотя такой красотой можно любоваться бесконечно:
- купе Обь;
- купе Бия. А вот ее у нас как раз и не было еще;
- купе Катунь;
- купе Чемал;
- купе Чарыш. Фото этой реки нам тоже еще не встречалось:
- купе Барнаулка. Ну как можно не упомянуть название реки, давшей имя Барнаулу;
- купе Белокуриха. Речка тоже небольшая. Но представить Алтай без этого курортного места очень сложно;
- купе Алей;
- купе Телецкое озеро. Безусловный символ края, которым и закончим эту статью!
Вот такая получилась статья про Алтай. Очень мне там понравилось! Спасибо, что читаете!
P.S. Следующий в нашем списке - поезд «Жигули». Прочитать эту публикацию можно по ссылке ниже:
А вот публикация про "Саяны":