Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Сравниваем поезд "Жигули" 1987 и 2024 гг. и придумываем название для девяти вагонов в честь Жиуглевских гор

В моей жизни было достаточно много автомобилей. Первым был ЗАЗ-968 морковного цвета. Очень я любил эту машинку, хотя за три года мы только двигатель с него снимали трижды (сцепление, коробка и шестеренка вала). затем был ВАЗ-21013 (1983 г.в.). Очень неплохой агрегат. Тоже, правда, пришлось делать капиталку двигателю, но заводился даже в самые лютые морозы, хотя стоял на стоянке. Затем был ВАЗ-21051. Отъездил 135 тыс. км., за которые поменял только амортизаторы, пару раз шаровые и глушитель (остальное по мелочам). Затем был ВАЗ-21093. Отъездил 4 года, не делал вообще ничего, кроме ТО. Пробег на момент продажи в 2007 году был 60 тыс. км. Ну а потом была лучшая машина всей моей жизни - Toyota Carina E. Английская сборка. Ни на чем более хорошо управляемом, теплом, надежном и т .д. я не ездил. Когда продавал ее с пробегом 260 тыс. км (сам накатал на ней 160 тыс. км) было очень жалко. Затем была Camry. Неплохая, но Carina E сбалансирована была лучше. С 2013 года сел на Hyundai IX 35. Накатал 200 тыс. км. Нормальная машина, но подводила несколько раз. Привод срезало, аккумулятор внезапно разряжался. И вот в прошлом году я купил LADA NIVA TRAVEL. На что иду - знал. За неполный год наездил 21 тыс. км. То, что с моей жизнью за городом и ездой по сугробам этот агрегат справляется на "отлично" - это я гарантирую! Тьфу-тьфу-тьфу. Теплый, по снегу и льду прёт как трамвай по рельсам, посыпанным песком. Кроссоверы в горку из нашего поселка стоят и буксуют, а я не напрягаясь даже. И без блокировки дифференциала. Но в целом я действительно отдаю себе отчет, что передо мной машина, в которой не так и много изменилось. А в Legend вообще ничего. Это надежнейший друг и помощник, если за ним ухаживать и не убивать бездумно. И потому, когда народ начинает ругать наши "Жигули", то я просто молчу. Не суди, да не судим будешь. Кстати, туда и подогрев сидений поставили, и электростеклоподъемники, и кондиционер даже, и аудиосистему с навигатором. Вполне добротный агрегат, достойно эволюционировавший в последние 47 лет его производства.

Но сегодня мы не про автомобиль "Жигули", а про поезд, который также оказался стабилен. Вот как в 1965 году состав 9/10 получил своё имя "Жигули", так до сих пор с ним и курсирует по маршруту Москва - Самара (ранее естественно Куйбышев). Его ежедневный маршрут прерывался на относительно продолжительный период лишь во время пандемии. А так он всегда в строю! Да, сегодня он не очень дешевый. Вагоны Люкс стоят (смотрел на 27 мая 2024 года) 45-55 т.р. СВ - около 16 т.р., купе - 3,5-7,5 т.р. Плацкартных вагонов в современном составе нет. Состав там вообще не очень длинный - 2 вагона СВ, 1 - люкс, 5 - купе, 1 - с купе для инвалидов и размещения персонала.

Поезд "Жигули". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Жигули". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Понятно, что сейчас состав в стандартной раскраске РЖД. Ну вот не поворачивается язык назвать это ливрея. Ливрея - это что-то индивидуальное, а не типовое. Хотя я уже много раз указывал и все преимущества одинаковой расцветки. Я его помню синим с белой полосой. Но были и обычные зеленые составы на линии:

Поезд "Жигули". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Жигули". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, давайте сравним графики движения поезда № 9/10 образца 1987 года и образца 2024 года. Знаете, какой вопрос меня заботит больше всего: найду ли я такой состав, который в советские годы следовал быстрее, чем сейчас. Правда, я понимаю, что искать нужно где-то в стороне от Москвы. И там на периферии с учетом того, что сегодня составам очень любят устраивать длительные остановки, может быть и найдется что-то. В Подмосковье же поезда все-таки прилично ускорили. Ну да посмотрим.

Начинаем, как обычно, от Москвы. И понятно, что это опять Казанский вокзал.

Казанский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Казанский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Отправлялись составы в соответствии со следующим расписанием:

  • 1987 год - 19:28;
  • 2024 год - 20:08.

Данные по 1987 году я беру из стандартного источника Б.А. Таулина:

Книга Б.А. Таулина. Скан
Книга Б.А. Таулина. Скан

Расписание 2024 года - с сайта Яндекс.Расписание.

Первую остановку и в 1987, и в 2024 году состав делает на станции Рязань-1. Время прибытия:

  • 1987 - 23:01;
  • 2024 - 23:03.

То есть той разницы в 40 минут, которая была в различные исторические эпохи следования состава как ни бывало. Более того, и это редкий случай для современных железных дорог, стоянка в 1987 году была продолжительнее, чем в 2024 году (10 минут против 5 минут).

Рязань-1. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Рязань-1. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Именно в Рязани в 1989 году с поездом произошел интересный случай. Футбольные болельщики из Куйбышева поконфликтовали с местными. В результате, чтобы избежать беспорядков на вокзале, состав проследовал станцию без остановки. Остановился он там где-то позднее (в пределах же города, куда подвезли болельщиков).

В 1987 году у № 10 следующая остановка была в Сасово. Это тоже еще Рязанская область. А вот затем и в 1987 году, и в 2024 году составы делают остановку на станции Рузаевка:

  • 1987 - 04:55
  • 2024 - 03:35.

Станция очень крупная, вот с таким вокзалом:

Рузаевка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Рузаевка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это, кстати, уже Мордовия. Второй по величине город Республики. первый - Саранск, конечно. Расположены эти города очень близко друг к другу - между ними буквально 20 км.

Следующую остановку в 1987 году "Жигули" делал в Налейке. И вот затем уже была Сызрань:

  • 1987 - 09:50;
  • 2024 - 07:25 (по московскому времени; соответственно в 08:25 местного).
Сызрань. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Сызрань. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и затем уже сразу Куйбышев / Самара:

  • 1987 - 12:38. Итог общее время в пути составило 17 часов 10 минут
  • 2024 - 09:10 (московского времени). Итого общее время в пути составило 13 часов 02 минуты.

Приличная разница, конечно - 4 часа 08 минут на расстоянии около 1050 км. Вот ниже вся карта маршрута:

аршрут движения поезда "Жигули". Яндекс.Расписание
аршрут движения поезда "Жигули". Яндекс.Расписание

Средняя скорость современного состава даже с учетом остановок превышает 80 км/ч. А вот в 1987 году она составляла немногим более 60 км/ч. Приличное ускорение. Но надо понимать, что "Жигули" - это действительно самый быстрый поезд на маршруте. Например, тот же двухэтажный состав на Орск будет в пути 15 часов 27 минут. Еще один самарский состав - 14 часов 42 минуты. А вот питерский состав до Самары - 15 часов 19 минут.

А вот и одна из главных достопримечательностей участка - Александровский мост через Волгу.

Александровский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Александровский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Простроили мост за 4 года. Движение же открыли в 1880 году. И тогда это был самый длинный мост в Европе. Что только с ним не происходило за всю историю. Его и взрывали во время Гражданской войны, и танкер "Волгонефть" в него врезался, и пролеты на нем меняли, и второй путь прокладывали. Но мост исправно служит до сих пор.

Ну а мы переходим ко второй части нашего балета... В смысле рассказа. И теперь давайте поговорим собственно о Жигулевских горах. Несколько фактов в сравнении. Например, площадь, которую занимает эта возвышенность, составляет 1585 кв. км. Если бы на этой территории разместилось какое-нибудь государство, то в списке стран, признанных ООН, Жигули заняли бы примерно 170-е место - ниже Маврикия, но выше Сан-Томе и Принсипи. Площадь этой территории в два раза больше, чем площадь Сингапура, в три раза - Андорры, в 4,5 раза - Мальты, в 9 раз - Лихтенштейна. В общем, совсем это не маленькая территория, расположившаяся в излучине Самарской Луки. Здесь есть даже две охраняемых природных территории - Жигулевский заповедник и национальный парк Самарская Лука. Вот их названия я и собираюсь дать двум первым вагонам нашего виртуального состава:

Вагон № 1. Жигулевские горы.

Жигулевские горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жигулевские горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 2. Самарская Лука.

Самарская лука. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Самарская лука. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Эти два объекта, безусловно, известны любителям путешествий. А вот остальные вагоны мы назовем уже в честь отдельных элементов / объектов этих территорий.

Вагон № 3. Девья гора. Одна из самых известных в этих местах. И тут почти с каждой горой связаны какие-то легенды. Считается, что на эту гору одна девушка заманила нелюбимого муха. И когда тот уснул, то легким движением руки (или ноги) столкнула его со скалы.

Девья гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Девья гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 4. Молодецкий курган. Расположен он совсем рядом с Девьей горой - места разделяет 1 км (к западу от Жигулевска). Здесь тоже есть легенда, что когда неприятель пошел походом на эти места, то стоял здесь богатырь с женой. И когда враг увидел их, то запустил тысячи стрел. Богатырь с женой исчезли, а на защиту их мест встали Молодецкий курган и Девья гора.

Молодецкий курган. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Молодецкий курган. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 5. Гора Стрельная. Это одна из самых знаменитых возвышенностей в этих краях. Режим посещения, правда, здесь очень строгий. Пытаются сохранить то, что еще не испорчено человеком. По всему маршруту проложены вот такие металлические тропинки над землей.

Гора Стрельная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Стрельная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 6. Село Ширяево. Место, где Репин создавал наброски для своей знаменитейшей картины. "Бурлаки на Волге", конечно. Места вокруг Самарской Луки вообще популярны у художников. В селе есть дом-музей художника. Ну и еще одну картину не могу не вспомнить - "Волга у Жигулевских гор". Айвазовский И.К.

Музей репина в Ширяево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей репина в Ширяево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 7. Гора Верблюд. Ох уж сколько этих гор разбросано по разным горным массивам. Помните - на Алтае тоже была. Ну... если там что-то и есть от верблюда, то очень отдаленно.

Гора Верблюд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Верблюд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 8. Сокольи Горы. Помню я легенду про эти места (на мой взгляд - однозначный современный вымысел). В общем жили два богатыря - Жигуль и Сокол. И поспорили они о том, с кем Волга останется, а потому решили преградить путь к реке. Но Волга прорвала его, а два брата окаменели. Теперь это Жигулевские горы и Сокольи горы. А место называется Ворота. Оно одно из самых узких в среднем течении, если не самое узкое. Сокольи горы, естественно на другом берегу реки.

Сокольи горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Сокольи горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 9. Царев курган. Тоже на другом берегу Волги. Но считается, что именно отсюда открывается классический вид на Жигулевские горы.

Царев Курган. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Царев Курган. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот и закончились наши 9 вагонов. Ну а напоследок давайте вспомним Эльдара Рязанова, который здесь родился. В Самаре есть даже памятник режиссеру:

Самара. Памятник Рязанову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Самара. Памятник Рязанову. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Есть и еще немало знаменитых уроженцев. Очень много спортсменов. Например, фигурист Алексей Тихонов. Его напарник по цеху Максим Шабалин. Ну и звезда синхронного плавания Мария Киселева. А можно еще и писателя к ним добавить - А.Н. Толстого.

Вот такая вышла публикация про поезд "Жигули". Всем приятных путешествий!

P.S. Следующая публикация про поезд "Саяны" доступна по ссылке: