Иногда вот посмотришь на все эти изменения, которые происходили с фирменными поездами в последние годы, и невольно складывается ощущение какой-то имитации деятельности. Тут достаточно взглянуть на судьбу поезда Москва - Владивосток. Несколько лет он ходил под номером 100-ым. Красивое и легко запоминающееся число. Потом что-то там произошло, "сотку" убрали, а пустили № 62. А потом еще что-то произошло, и решили, что № 10-й тоже неплох. Я помню, как нас учили в аспирантуре: перед тем, как даже начать думать о какой-то операции, действии и т.п., вы должны задать себе ключевой вопрос: "Зачем?". Ну хотите поменять расписание - ради Бога, меняйте. Хотите сделать фирменным или наоборот убрать фирменность - ладно, хорошо. Но когда всё это начинает наслаиваться друг на друга, то просто какая-то путаница возникает. Я ничего не имею против Абакана - отличный город, отличные парки, красивая Хакасия с интереснейшей историей. Но что же такое тут с поездами то происходило?
В общем, был состав № 23/24 сообщением Красноярск - Абакан, который назывался "Саяны". Параллельно с ним ходил состав № 65/66 сообщением Абакан - Москва. И долгие годы он был вообще без названия, что как бы не очень логично. То есть фирменность была присвоена может быть и хорошему составу между двумя центрами административно-территориальных образований, а вот в Москву шел нефирменный состав. Не по феншую это как-то, мягко говоря.
По этому же маршруту, но по другому ходу курсировал также поезд № 67/68, который опять то назывался "Хакасия", то не на назывался. В общем, когда № 23/24 лишился фирменности, то "Саянами" стал называться именно состав Абакан - Москва за номером 65/66. В итоге, фирменность теряют оба Абаканских состава, которые сегодня следуют под номерами 67/68 и 77/78. Первый выходит на Транссиб в районе Ачинска, Второй же проследует через Барнаул с выходом на Транссиб уже в районе Татарской, то есть намного западнее даже Новосибирска. ну а дальше вообще интересно - с Омска эти составы до Ярославского вокзала Москвы следуют вообще по одному расписанию, прибывая в столицу в 17:43 на 4-й день в пути. Но № 67-й будет в итоге в пути 3 суток 3 часа и 13 минут (и то там по дням время может отличаться на 50 минут), а вот второй № 77 - 3 суток 33 минуты. И последняя метаморфоза с этими составами в столицу Хакасии происходит на обратном пути из Москвы. Тот, который был медленнее, становится быстрее, доставляя пассажиров в Абакан за 3 суток 2 часа и 25 минут. Ну в целом у него время стабильно достаточно (туда-обратно). А вот второй состав, который был быстрее, теперь будет следовать 3 суток 3 часа и 50 минут, то есть медленнее. Причем, естественно, что до Омска опять-таки по одному графику, но в разные дни.
Ну а номер 65/66, который после отмены № 23/24 (точнее замены на 123/124) стал "Саянами" вообще прекратил своё существование и имя никому не было передано. И тут я заметил в последние годы одну интересную деталь. Почти все пассажиры хотят, чтобы к ним в регион ходил фирменный поезд. Ну понятно - это же престижно! С другой стороны, если какой-то состав лишают фирменности, а билеты при этом дешевеют, то тоже никто не расстраивается. А состав по старинке продолжают именовать прежним именем, несмотря на то, что он уже вообще не фирменный. И наоборот, когда без особенных внутренних изменений эту фирменность присваивают, а одновременно и увеличиваются цены, то народ начинает в целом вполне оправдано возмущаться. Короче, мне кажется, что пора всю эту чехарду прекратить. Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, чтобы вообще все поезда имели своё имя. А фирменный там состав или нет - это явно в наименьшей степени зависит от того есть у него имя или нет. ну что плохого было бы в том, чтобы оба состава, курсирующие по маршруту Москва - Абакан имели бы имена?! Нам что - жалко что ли?! Это же красиво, патриотично, узнаваемо, наконец. И пусть они останутся обычными скорыми, но с именами. Вот реально не вижу в этом проблемы. И пусть билет в них будет дешевле, чем в фирменном поезде. Ну реально вот глупо определять фирменность только по наличию названия или его отсутствию. Я уже писал на канале, что стал фирменным поезд № 069/070 сообщением Чита - Москва. И нет у него имени! В общем, это совершенно параллельные процессы, которые никак не связаны. Лично у меня гораздо больше вопросов вызывает, когда имя одного поезда дают другому, следующему совсем по другому маршруту. Например, № 23/24 и 65/66 объединялись ну вот вообще немногим, кроме слова Абакан. И зачем было имя одного - "Саяны" - передавать другому?! Фантазии что ли больше не было. Да мы уже во всех предыдущих публикациях цикла доказали, что там не то что поезда, да там вагоны и даже купе можно назвать именами!
Все предыдущий публикации цикла про фирменные поезда можно почитать в подборке:
Ну а мы давайте дадим имена вагонам сразу двух составов №67/68 и № 77/78. И с названиями самих составов я точно заморачиваться не буду, потому как они уже были в истории:
- № 67/68 - "Саяны" с вагонами в честь этого горного массива;
- № 77/78 - "Хакасия" с вагонами в честь наиболее знаковых мест Республики.
Начнем с № 67/68. Саяны - это же огромная горная страна, которая захватывает не только Хакасию, но еще и Тыву, Республику Бурятия, Иркутскую область и Красноярский край.
Вагон № 1. Саяно-Шушенская ГЭС. Чтобы там не говорили про природные красоты, но львиная доля туристов ставит своей целью обязательное посещение смотровой площадки у этого объекта. Объект, конечно, впечатляет. А, когда я здесь был, так сюда еще и междугородный трамвай ходил. И до сих пор ГЭС остается одной из крупнейших в мире.
Вагон № 2. Саяно-Шушенский заповедник. Десятки людей готовы отдать очень большие деньги, чтобы увидеть снежного барса. А это главный объект охраны в этом заповеднике.
Вагон № 3. Казыл-Тайга или Бай-Тайга. Это высшая точка Западного Саяна. Высота 3121 метр. Кстати, правильно именно вот так говорить - Западный Саян и Восточный Саян. А не Западные Саяны и Восточные Саяны. Хотя уже прижились оба названия.
Вагон № 4. Спящий Саян. Вот посмотрите на это фото:
Иногда вот назовут как-нибудь гору, ты всматриваешься в ее очертания и не замечаешь сходства. Здесь же все очевидно - голова, лоб, нос - всё очень четко выделяется. Считается, что это спящий богатырь. Он проснется, когда упадет огромная глыба. Ее называют Висячий камень. Каким образом он удерживается - это просто чудо!
Вагон № 5. Скала Братья. Это еще один центр притяжения.
А перемычка между двумя скалами называется Парабола - за свою форму, конечно. Рядом со скалами находится озеро Горных Духов. Считается, что они и заколдовали этих двух братьев.
Не меньше примечательных мест и на территории Восточного Саяна.
Вагон № 6. Вулкан Кропоткина. Был такой революционный деятель с очень интересными взглядами. Но кроме революционной деятельности это был еще очень видный географ, который занимался исследованиями Сибири. Ну а потом увлекся революционными идеями. Его арестуют, посадят в Петропавловскую крепость. Но по личному распоряжению Императора выдадут чернила, перо и бумагу, чтобы Кропоткин мог работать. Потом будет побег и долгие 40 лет за границей. Ну а высота вулкана 2047 метров. И он как бы спрятан за горами в долине.
Вагон № 7. Вулкан Перетолчина. И это тоже Долина вулканов. Назван он в честь нашего иркутского ученого, который погиб в этих краях.
Кстати, добираться сюда - уже через Бурятию. У меня на канале были публикации про эти места к западу от Тункинской долины.
Вагон № 8. Окинское плато. Расположено оно на высоте 1500-2000 метров. Именно отсюда начинает свое течение река Ока. Иногда ее называют Ока Сибирская. Почему-то сюда не добавляются ссылки на статьи про Оку Саянскую. Их легко можно найти в подборке "Иркутск и окрестности".
Вагон № 9. Плато Азас. Это немного западнее. Места также знаменитые своими вулканами. Ну а вообще сюда едут для того, чтобы отдохнуть от цивилизации.
Вагон № 10. Мунку-Сардык. Высшая точка Восточного Саяна и всех Саянских гор. Чуть-чуть не дотянула до 3,5 км - 3491 метр над уровнем моря.
Ну а теперь продолжим то же самое с Хакасией и дадим имена вагонам второго состава. Но сначала пара слов про саму Хакасию. Не самый это крупный регион России, но очень красивый! Площадь территории 61,5 тыс. кв. км. Это такой середнячок среди российских регионов - место в середине пятого десятка. Это примерно как площадь Латвии и Литвы, почти на 20% больше Хорватии, почти в 1,5 раза больше Эстонии, Дании, Нидерландов и Швейцарии, в два раза больше Молдавии и Бельгии. Правда, с численностью населения здесь всё намного скромнее. Во всей Республике проживает около 530 тыс. чел. Это меньше, чем в моем родном Иркутске. И чуть больше трети населения живет в столице региона - Абакане. Это в восьмом десятке среди всех регионов России по численности населения. Немного лучше обстоит дело с производством. Саяно-Шушенскую ГЭС мы уже вспоминали. Считается, что она на границе Хакасии и Красноярского края. Но Черемушки и Саяногорск в Хакасии. Есть здесь и алюминиевые заводы Ну и уголь добывают.
Вагон № 1. Ширинские озера. Это сразу несколько озер, знаменитых своими лечебными свойствами. Постепенно здесь возникает настоящая курортная зона, тем более, что от этих мест не так далеко и до других достопримечательностей республики. Ну и как не упомянуть про знаменитые Ширинские грибы, которые "выросли" в этом же районе:
Вагон № 2. Сундуки. Наверное, это одно из самых знаменитых мест Республики с горами причудливой формы.
Вагон № 3. Туимский провал. Сколько уже таких провалов встречалось нам на пути. Вот и еще один. На месте очередного бывшего карьера.
Вагон № 4. Тропа предков или тропа шаманов. Знаменитый туристический маршрут в Ефремкино. Здесь просто очень красиво, и этого вполне достаточно, чтобы дать имя вагону, а человеку заинтересоваться этими местами.
Вагон № 5. Курган Барсучий лог. Хакасия - это рай для археологов. Здесь постоянно проводятся какие-то раскопки, причем с положительными результатами в виде значительных находок. И вот Барсучий лог - как раз из их числа.
Вагон № 6. Ивановские озера. Знамениты эти места не столько своими озерами - этих объектов очень много по стране, а то, что рядом с ними расположены огромные ледники.
Вагон № 7. Боярская писаница. Это огромная скала, которая полностью покрыта древними рисунками.
Вагон № 8. Крепость Чебаки. Одно из очень древних оборонительных сооружений, которое пока хорошо заметно. Но оно разрушается под действием природы.
Вагон № 9. Долина царей. Это место, где сосредоточено около 50 курганов.
Вагон № 10. Абакан. На мой взгляд, это один из самых живописных сибирских городов. Вот только приезжать сюда нужно летом или ранней осенью, а не в марте, как я. Парки топиарного искусства - главная достопримечательность города. Очень красиво обустроено!
Вот таким получился у нас тур по мотивам очередного фирменного поезда. Может кога-нибудь названия "Саяны" и "Хакасия" снова появятся в листе таких составов. Ну а я на этом прощаюсь. До встречи!