На канале уже была публикация, посвященная поезду "Южный Урал". Прочитать можно по ссылке ниже:
Была публикация просто про поезд "Урал". Вот и она:
Рассуждая логически, получаем, что наверняка должен быть поезд "Северный Урал". И вот здесь начались трудности. Тот поезд, который существовал в XXI веке с таким названием, следовал по маршруту Москва - Приобье и имел нумерацию 83/84. Его благополучно отменили, оставив вагон беспересадочного сообщения, который следует до Нижнего Тагила с поездом № 383/384, а затем его прицепляют к фирменному поезду "Ямал" № 011 / 012.
Но по информации одного из сайтов поезд "Северный Урал" вроде как был учрежден аж в 1984 году. Убился его искать во всех справочниках. Ну нет нумерации 83/84, и хоть ты тресни. И на одном каком-то совершенно левом сайте на форуме нашел информацию о том, что действительно в 1984 году возник поезд, правопреемником которого затем станет "Северный Урал". Вот только ходил он не до Приобья, а до Серова, и не под номером 83/84, а под номером 225/226. И вот тут всё более менее встало на свои места.
База для сравнения найдена! На участке Москва - Серов мы будем смотреть аж три состава:
- советский состав №225/226 (образец 1987-1988 гг.);
- российский состав № 83/84 (образец 2017 года);
- российский состав 11/12 + состав 383/384 (по данным на 6 марта 2024 года).
На просторах сети Интернет нашел вот такую картинку:
Сам же состав был до перекраски обычного зеленого цвета.
Как обычно в таких публикациях двигаться мы будем от Москвы, то есть четными номерами. Итак, составы отправлялись из Москвы с Ярославского вокзала в:
- № 225 - в 13:45 московского времени;
- № 084 - почти в том же графике в 13:35;
- № 012 "Ямал" - тоже почти в том же графике в 13:40.
Ну просто поразительная стабильность почти за 30 лет! Ну а мы давайте полюбуемся Ярославским вокзалом в очередной раз:
Знаменитое творение Романа Кузьмина и Федора Шехтеля.
Итак, мы тройкой составов, условно уместившихся в 10 минут с разницей в 26 лет отправляемся в путь. В настоящее время состав № 012 сделает первую остановку во Владимире. Точно также это происходило с поездом № 84. А вот у № 226 еще до Владимира была остановка в Петушках. Давайте посмотрим время, в которое эти составы прибывали в один из главных городов Золотого кольца России:
- № 226 - 17:20;
- № 012 - 16:23;
- № 084 - 16:27.
Казалось бы, составы подрастянулись во времени почти на целый час. Но... 26 лет назад № 225 делал остановку во Владимире всего лишь на 15 минут, после чего продолжал свой путь через Ковров в направлении на Горький, отправляясь в 17:35. А вот в наши дни состав № 012 пробудет во Владимире аж 33 минуты! Далее он отправится в 16:56. У состава № 084 остановка была не столь продолжительной - 23 минуты, но это все равно дольше, чем у № 225. 084-й отправится далее в 16:50.
И вот скажу честно - меньше всего я ожидал увидеть вокзал во Владимире в более-менее современном стиле.
Теперь давайте посмотрим, что там у нас со временем в Нижнем Новгороде / Горьком:
- № 226 - 21:50;
- № 012 - 19:52;
- № 084 - 19:58.
То есть поезда 2017-го и 2024-го года едут в "одни ноги", в то время как № 226-й из 80-х существенно подотстал.
И опять что мы видим: № 012 "Ямал" будет стоять в Нижнем Новгороде 30 минут. Это в два с половиной (!) раза дольше, чем состав № 084 несколько лет назад и в 2 раза дольше, чем № 226.
Следующую отсечку возьмем на станции Котельнич-1. Там все описываемые три состава снова сделают остановку:
- № 226 - 03:53;
- № 012 - 00:50;
- № 084 - 00:50.
Итак, на первых 11 часах в пути отставание поезда № 225 составило аж 3 часа! Смотрим, что будет дальше. А дальше у нас Киров:
- № 226 - 05:27;
- № 012 - 02:04;
- № 084 - 02:05.
Странный какой-то вокзал в Кирове. Как будто приплюснутый немного.
Отставание продолжает расти. Такими темпами оно к Перми-II может и до 5 часов вырасти. Проверяем. Итак, прибытие в столицу Пермского края (время везде московское):
- № 226 - 14:48;
- № 012 - 10:07;
- № 084 - 10:25.
Вот он вокзал на станции Пермь-II. Раньше Горнозаводское направление было справа, если стоять лицом к вокзалу. Может что и изменилось за 20 лет.
Ну а дальше последует знаменитое Горнозаводское направление. Чусовская, Нижний Тагил и далее на Серов, который был конечным пунктом для состава № 226:
- № 226 - 04:56;
- № 012 - 02:35;
- № 084 - 23:18.
Такая задержка № 012 по сравнению с "Северным Уралом" образца 2017 года объясняется тем, что теперь в Нижнем Тагиле вагон беспересадочного сообщения, что следует на Приобье перецепляют к другому составу. В Нижнем Тагиле вагон будет находиться аж 2 часа 17 минут. Далее он будет следовать с составом с нечетной нумерацией № 383.
Ну а дальше составы что называется с малой скоростью проследуют к пункту назначения и прибудут в Приобье:
- № 383 - в 16:03
- № 84 - 12:40.
Итак, составы в XXI веке преодолевали маршрут Серов - Приобье примерно за 13,5 часов. А вот если бы оказались в 80-е годы в Серове, то там нужно было прождать около 12 часов в ожидании состава из Свердловска, а время в пути потом еще 15,5 часов. В итоге на поезде № 681 мы бы оказались в Приобье в 07:50 по московскому времени, но только аж на следующие сутки.
Ну а теперь давайте опять пройдемся по красотам Приобья и Серова, как двух конечных станций в разные годы. А также самого Северного Урала. Правда, посмотрев на фотографии Приобья, я понял, что собственно Уральских гор там нет и близко. Там низменность, которую в весеннее половодье всю затапливает водой. Обь разливается чуть ли не на 10 км.
В Серове будет повеселее. Это город, да еще и в достаточно богатой Свердловской области. Население здесь под 100 тыс. чел.
Назван город совсем не в честь художника, а в честь летчика. Причем до этого он успел побывать Надеждинском и Кабаковском.
Но, конечно, в эти места едут за природой! Знаменитые уральские реки - это как раз сюда. Давайте сначала определимся с границами этого района. Версия там не одна, но в целом считается, что на севере граница Северного и Приполярного Урала проходит по горе Тельпосиз. Это примерно 64 градуса северной широты. Высота не такая значительная -1617 метров, но для Урала - прилично. Ведь на Урале высшая точка 1895 метров. Трактовать название можно как «гнездо ветров».
На юге граница несколько севернее Серова и Краснотурьинска. Конжаковский Камень - 1569 метров над уровнем моря.
Вагон №1. Вишера. Поизучав местные красоты, я остановился на том, что название первому вагону дал бы по названию реки. Она, правда, протекает по западному склону от главного хребта, но у нас же и поезд просто «Северный Урал», а не к востоку от Северного Урала. Так что вполне легитимно, мне кажется. А вот и одно из самых знаменитых мест на Вишере:
А вот названия купе можно дать по более мелким рекам:
- купе Велс;
- купе Мойва;
- купе Малая Мойва;
- купе Улс;
- купе Лопья;
- купе Березовская Рассоха;
- купе Лыпья;
- купе Хальсория;
- купе Ниолс.
Большая часть этих рек пользуется огромной популярностью у любителе сплавов. Но, конечно, они всё-таки немного уступают более южным рекам с их легендарными камнями, но об этом чуть позже.
Вагон № 2. Ветлан. Я долго думал, как назвать второй вагон нашего состава "Северный Урал". Конечно, самое логичное было бы просто Северный Урал. Но как-то вагон "Северный Урал" в поезде "Северный Урал" - это ну как-то не очень, наверное ) Поэтому, поскольку первый вагон у нас был Вишера, то второй я решил назвать в честь горы, вдоль которой Вишера протекает - Ветлан. Вот общий вид:
Ну и купе тоже в честь вершин / хребтов Северного Урала:
- купе Тельпосиз - как я уже отмечал - северная граница Северного Урала.
- купе Тулымский камень - это даже не какая-то отдельная гора, это хребет, который тянется на 35 км. Именно здесь располагается высшая точка Пермского края - 1465 метров над уровнем моря;
- купе Ишерим - вторая по высоте вершина Пермского края, откуда и берет начало несколько рек, например, Велс.
- купе Денежкин Камень - по названию это одна из самых знаменитых гор региона. Она же дала название целому заповеднику в этих краях. Причем этот заповедник является единственным в России, который находится в двух частях света: в Европе и Азии.
- купе Чистоп - в честь хребта с высотой, которая лишь чуть-чуть не дотягивает до 1300 метров над уровнем моря;
- купе Отортен - гора мертвецов - так ее здесь еще называют. Одно из мест, которые связаны с группой Дятлова;
- купе Холатчахль - в честь горы, на перевале рядом с которой и погибла при невыясненных обстоятельствах группа Игоря Дятлова;
- купе Косьвинский Камень - недалеко от южной оконечности региона. Иногда условную границу и по нему проводят.
- купе Конжаковский Камень - самая южная точка района.
Но все-таки давайте не забывать про конечный пункт движения нашего состава - Приобье. А потому было бы неправильно не назвать вагон в честь Оби. Кстати, Северный Урал - это водораздел трех рек: Волги (через Каму), Печоры и Оби. На Печоре мы еще обязательно окажемся, а вот про реки бассейна Оби давайте поговорим. Итак:
Вагон № 3. Обь. И купе в нём в честь красивейших рек восточного склона Северного Урала:
- купе Тальтия - приток более крупной реки Ивдель, но зато течет она прямо непосредственно с хребта Северного Урала;
- купе Ивдель - одна из самых красивых в этих местах. И уже достаточно длинная - более 115 км. Она же дает название и городу Ивдель. На станции и в наши дни останавливается "Ямал" и стоит здесь а 24 минуты;
- купе Лозьва - в честь реки, в которую впадает Ивдель. И это уже ну прямо приличная длина - 637 км;
- купе Сосьва - еще одна очень длинная река - 635 км. Она там такую огромную дугу выписывает;
- купе Вагран - приток Сосьвы;
- купе Шегультан - еще один приток Сосьвы;
- купе Каква - река знаменитая своим водопадом;
- купе Ляля - ну не мог я не назвать купе в честь реки с таким запоминающимся названием )
- купе Тавда - и это уже 720 км. По ней можно попасть непосредственно в Тобол, по Тоболу - в Иртыш, а затем уже в Обь.
Конечно, ну очень хотелось написать про Чусовую. Но на ней мы еще как-нибудь обязательно окажемся. И всё-таки это южнее в целом, хотя наш состав и двигается вдоль нее, а на Чусовской современный № 012 стоит аж 26 минут. Да и вагонов всего два, так что мы как-то даже переборщили с их названиями. Ну может быть в сезон их будет больше.
Кстати, легко можно было бы набрать названий и еще на кучу вагонов, если бы мы обратились к людям, которые связаны с Северным Уралом. Есть даже книга - История Северного Урала в лицах. Там под 1200 имен приведены.
Вот какой-то такой рассказ получился про "Северный Урал" и Северный Урал. Спасибо, что читаете!
P.S. Если вам понравилась эта статья, то вот статья про Алтай и поезд 35/36
А вот про «Жигули»
А вот про "Саяны"