Выбирая систему взаимодействия своих детей с информационным пространством и технологиями в целом, мы чаще всего попадаем в воронку, которая называется запретительный стиль.
Представьте первоклашку, который только-только оказался условиях школьной жизни, такой новой и непривычной, где-то страшной. И учитель, с первого дня пребывания, акцентирует внимание на том, чего делать нельзя. Ученику без конца говорится, что школа это не детский сад, поэтому он не должен вставать с места, не должен поворачиваться назад, не должен бегать во время перемены.
Человек с педагогическим образованием прекрасно знает, что психологически ребенку легче усвоить правила поведения в школе, если учитель плавно подведет к ним.
В этом случае педагог вместе с детьми посвящает часть времени на обсуждение, что, как и почему надо делать в классе, что и как все устроено.
Самое главное – младшеклассник не воспринимает это как приказ, требующий беспрекословного подчинения. Ребенок просто подводится к этим нормам, просто исследуя порядок школьной жизни. Он как бы их сам формулирует. Это не вызывает ни раздражения, ни каких-то других негативных эмоций.
Запретительный стиль очень часто применяется нами, взрослыми, по мере освоения ребенком цифрового пространства. Что, наоборот, в результате дает противоположный эффект. Дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, отчаянно пытаясь сбежать от проблем в реальности или просто в поиске развлечений.
Кто из нас когда-нибудь обсуждал, для чего вообще нужны гаджеты, как использовать технологии, чем реально может быть полезен компьютер? Кто из детей понимает, что интернет является бесценным источником познания, через который можно добыть любые материалы, книги, фильмы. С помощью него можно найти друзей по всему миру и практиковать иностранный язык?
Мы же, понимая или уже наблюдая последствия в виде постепенного погружения подростка в виртуальный мир, продолжаем использовать бесконечные «Нельзя».
Кто из взрослых, еще до момента, когда техника попала в детские руки, обсудил главное правило? Ты управляешь этой коробочной, а не она тобой. Это сложно, потому что то и дело человек, а ребенок тем более, может потерять контроль над временем и пространством, но этому можно научиться. Достаточно выполнять все свои задачи – учеба, секции, домашки, уборка в комнате. Тогда ты будешь управлять своей жизнью, а не компьютер с телефоном.
Главное правило экранного времени – способность самостоятельно переключаться на свои задачи.
Это просто навык, которым должен овладеть подросток. И я буду помогать и участвовать, пока ты не добьешься результатов. То есть компьютер в жизни ребенка может быть, вопрос обучающего подхода, системы взаимодействия, которая выстраивается вокруг него.
То есть вместо грамотного сопровождения, адекватной обратной связи, совместного выявления проблемных точек и поиска решения, как можно делать следующий раз, мы сами толкаем детей убегать в цифровое болото. Потому что их жизнь постепенно наполняется сложностями и родительской тревогой.
Самое важное, – просто запрет ничему вашего ребенка не научит.
Он ничего не поймет, наоборот, будет сидеть и продумывать, как бы быстрее убежать от вас и собрать весь мусор на цифровой свалке.
При этом, чем в более нестабильном психическом состоянии туда попадает подросток, тем быстрее формируется привязанность. Вот он способ, который помогает мигом освободиться от опостылевших проблем, кайфануть и расслабиться.
Так мы сами формируем аддиктивный ритм, когда человек видит в гаджете способ нормализовать свое состояние. Подобные привычки есть у любого зависимого, неважно. Шопоголик снимет напряжение через импульсивную покупку, курильщик, затянувшись дымом, пищевой аддикт после сладкого, а алкоголик после пятидесяти грамм.
Скажи такому человеку, что нельзя. Да он найдет любой способ, чтобы добиться желаемого, будет биться, как муха об стекло, лишь бы поскорее получить объект зависимости.
Вспомните, как выстраивается общение в теме гаждетов? Если в форме запретительного стиля, то нужно поменять.
· Нельзя сидеть долго за компьютером;
· Нельзя общаться с незнакомцами;
· Нельзя играть в онлайн игры на деньги;
· Нельзя регистрироваться в социальной сети;
· Нельзя добавляться в деструктивные группы и чаты.
Бесконечные запреты на цифровую жизнь, во-первых, делают ее полностью подпольной. Когда даже сам подросток не в состоянии даже себе объяснить, что он сейчас делает, зачем, и сколько по времени он тут планирует тусоваться? Какая цель – отдохнуть и развлечься, потому что все сделано, или снять напряг, потому что столько надо делать, а сил и воли ноль. И родители над душой виснут, то и дело направляя лучи гнева, хотя и так тяжело.
Во, вторых, ничему не учат. Например, «Нельзя сидеть долго за компьютером» можно сформулировать так, что внимание полностью перейдет в другое русло: «Компьютер это средство для реализации, обучения, получения информации. При этом в нем можно и отдыхать, тусоваться с друзьями. Но, если этот баланс не учиться контролировать, тогда шансы свалиться в зависимость повышаются в разы. И чем сильнее увлечение, тем сложнее будет от него отказаться.»
С бесконечных запретов, от которых, наоборот дети стремятся убежать и все попробовать, в том числе и покопаться в инфопомойке, мы переходим к формату взаимодействия, как со взрослым. Учитывая тем самым потребность возраста в независимости и самостоятельности. При этом вам начинают доверять, границы для такого взрослого открыты, от вас нет этой вечной опасности, которую чувствует каждый.
Таким образом семья переходит к пониманию и прогнозированию собственного поведения, анализу уровня опасности, в том числе, развития зависимости.
Но при таком подходе, при условии достаточной загрузки ребенка по социальным ролям, со временем нарабатываются привычки и личный ресурс, который поможет обрести этот внутренний стержень.
Когда я знаю, что я управляю этой коробочкой, а не она моими мыслями и поведением. И меня поддерживают и помогают, а не отвергают или любят только за результаты.
Но в первую очередь, семье нужно в своем ребенке увидеть личность, которая учится с этим влечением справляться. И умеет замечать каждый маленький успех. А не бесконечно вешать после очередной трудности нагрузку, что еще "нельзя".
Намного эффективней все же, как тут все устроено, как тут можно развиваться, и какие риски бывают при чрезмерном увлечении той же игрой. И степень опасности может быть очень серьезной, например при активном вовлечении в деструктивные группы политической направленности, можно попасть в толпу и словить пулю снайпера. Как говориться, все по-взрослому.
Вот это понимание будет влиять на принятие собственного решения, когда родителей по факту уже никто не слушает.
Подробно об этой теме в блоке про группы и чаты деструктивной направленности:
У любого подростка есть думающая, анализирующая часть мозга, просто мы ее почему-то не используем. Что странно, потому что когда первоклассник поймет, что беготня по коридору приводит к разбитому лбу, то явно будет следующей раз осторожней. Так же и с подростком, играть, контролируя свое увлечение, когда все активности выполнены можно, главное следить за тем, чтобы это увлечение не взяло верх на собственной волей. Потому что это уже зависимость, которая может тебя сожрать, и придется лечиться. Зачем, если изначально можно до этого не доводить, правда? Любой подросток с вами согласиться, и будет стремиться к этому, постепенно овладевая навыками саморегуляции.