Найти тему
Павел Машкин

Сколько человек спас Ляпидевский на самом деле - дополнение к официальному списку

Продолжаю обзор прессы 1934 года. Сегодня - первый успех и появление очередной легенды.

5 марта - ровно через три недели после утопления парохода случился первый успех – самолет Ляпидевского все-таки долетел до льдины и сумел забрать оттуда женщин и детей. Что приказывали закончить за две недели, на исходе третьей только началось. Но событие, в любом случае, для операции – важнейшее. В большой мир новости пошли на следующий день, 6 марта. «Правда» посвятила им треть первой страницы.

Главной частью стало, конечно же, Сообщение Правительственной комиссии (шестое по общему счету). Процитирую его, :

«В сообщении, помещенном в печати 4 марта, указывалось, что погода не благоприятствовала полетам. За последние два дня наступило улучшение метеорологических данных. Циклон, господствовавший в Охотском и Беринговым морях, передвинулся на восток. Это обусловило во всем районе от м. Северного до Уэллена ясную и тихую погоду с низкими температурами (-33°-35°) и хорошую видимость. В лагере Шмидта 5 марта температура была -38,2° при видимости в 50 км. Воспользовавшись этой погодой, летчик т. Ляпидевский при летчике наблюдателе Петрове совершил свой блестящий полет в лагерь на двухмоторном самолете АНТ-4 (см. телеграмму Шмидта)».

По неизвестной причине забыли или не захотели указать двух других членов экипажа, участвовавших в историческом полете, второго пилота Конкина и бортмеханика Руковского. Для Конкина это позже станет источником личных неприятностей, поскольку при первой волне награждений про него также не вспомнят и оставят совсем без наград. Значительно позже исправят ошибку, но с понижением, вручат вместо ордена Ленина лишь орден Трудового Красного знамени.

«О прибытии женщин и детей мы имеем подтверждение также из м. Северного в телеграмме т. Петрова (нач. полярной станции)».

В многочисленных Петровых, перечисляемых в Сообщении, легко запутаться. «Т. Петров», указанный выше, не просто начальник полярной станции, а председатель местной тройки, то есть самый главный чукотский спасатель, руководивший всеми работами. Его зовут Гавриил. А летчик-наблюдатель у Ляпидевского - Лев Петров, он же командир самолета и всего летного отряда, базировавшегося в Уэлене и состоящего из двух АНТ-4, впрочем, при одном экипаже. Лев Петров подчинялся Федору Куканову, командиру Чукотского летного отряда (суммарно три самолета вместе с двумя уэленскими), а тот, в свою очередь, Гавриилу Петрову. Но будем отвлекаться от правительственного сообщения:

«Ниже приводится список вывезенных самолетом «АНТ-4» женщин и детей.

1. Сушкина – науч. сотрудник о-ва Врангеля

2. Комова О. Н. – метеоролог

3. Лобза П.Г. – гидрохимик экспедиции

4. Милославская П.А. – уборщица парохода «Челюскин»

5. Рудос А. И. - уборщица парохода «Челюскин»

6. Буркова Е. Н. — уборщица парохода «Челюскин»

7. Горская А. А. — уборщица парохода «Челюскин»

8. Буйко – жена нач станции о-ва Врангеля

9. Буйко Алла – трехлетняя дочь

10. Васильева – жена геодезиста о-ва Врангеля

11. Васильева Карина – шестимесячная дочь

12. Рыцк Зинаида – жена геолога о-ва Врангеля»

Можно только догадываться, знала ли правительственная комиссия в тот день, что реальное количество спасенных оказалось больше двенадцати человек? Дело в том, что одна из женщин была беременна, причем уже на серьезном сроке. Об этом свидетельствует безжалостная математика, поскольку уборщица Александра Горская родила сына Александра Оттовича Шмидта 15 сентября 1934, спустя шесть месяцев и десять дней после эвакуации. Вокруг этого факта всегда висело облако умолчания. Так я написал в своей книге. Но безграничная челюскинская история не перестает меня удивлять. Уважаемый коллега недавно прислал мне информацию, что беременных женщин на борту самолета Ляпидевского было две! Вторая - Анна Ивановна Рудос, в правительственном сообщении она названа уборщицей. Она тоже родила сына, Бориса Борисовича Могилевича, про которого мало что известно, кроме того, что он появился на свет в 1934 году, а с 1944 года по 1951 год учился в Ленинградском нахимовском училище. Так как его официальный отец Борис Могилевич, завхоз экспедиции, несомненно погиб 13 февраля 1934 года, то та же самая математика свидетельствует... экипаж Ляпидевского спас 14 душ - десять взрослых женщин, двух девочек младенческого возраста и двух будущих мальчиков. Но от широкой общественности эти подробности утаили.

Отто Юльевич Шмидт в знаменитой книге “Поход “Челюскина” работу уборщиц охарактеризовал комплиментарно, но несколько двусмысленно:

“Среди команды были и четыре женщины — уборщицы. Я принципиально считаю вполне допустимым участие женщин в экспедициях, но для трудной работы уборщиков предпочел бы, откровенно говоря, иметь мужчин. Работали женщины впрочем великолепно”.

Мне кажется, что начальник экспедиции изрядно лукавил. В некоторых аспектах “трудной работы” он, по-видимому, все-таки предпочитал иметь дело с женщинами. Тем более что их трудовой деятельностью он остался доволен. Не обошлось без издержек, ну что же поделать, мир несовершенен.

-2

Однако продолжим чтение правительственного сообщения, там как раз освещают вопросы, которые обсуждались в комментариях к прошлым статьям:

“Тов. Ляпидевский доставил в лагерь Шмидта аккумуляторы, что обеспечило работу аварийной рации лагеря (радист Э. Кренкель). В последние три дня рация тов. Шмидта, в целях экономии энергии, передавала только координаты и краткие метеосводки. Кроме того, т. Ляпидевский доставил масло для самолета-амфибии лагеря т. Шмидта (летчик т. Бабушкин)”.

Если верить этой информации, но ситуация со связью на льдине была близка к критической. Еще бы немного, и возникли бы трудности с передачей полезных телеграмм. А приближается Восьмое марта, надо ведь отчитаться, как лагерь проведет праздник. Кстати, дальше как раз перешли к описанию обстановки:

“В лагере настроение очень бодрое и уверенное. Участникам экспедиции посылается ежедневно через полярные рации ГУСМП краткая, специально для челюскинцев составленная сводка ТАСС о крупнейших событиях в СССР и за границей. Прилет самолета и благополучная доставка на материк женщин и детей еще более укрепила бодрое настроение лагеря”.

Далее идут координаты лагеря, их пропустим. Обстановка на побережье:

“Организация авиабазы на мысе Онман продолжается. 5 марта из мыса Северного в Онман отправлено 1.800 кгр горючего. Туда же направлен бензин и с Уэллена.

4 марта из бухты Провидения в Уэллен на собачьих нартах прибыли запчасти для АНТ-4. Одновременно перебрасывается горючие их бухты Провидения (основная база) в Уэллен.

Летные перспективы на ближайшие дни можно считать благоприятными. Однако возможное усиление циклонической деятельности в районах Камчатки и Земли Франца-Иосифа может ухудшить погоду”.

От Чукотки до Земли Франца Иосифа порядка 3200 км, а до Камчатки больше 2000 км. Не устаю удивляться размаху. Далее, движение других спасательных экспедиций:

“Пароход «Сталинград», везущий экипаж и самолеты, горючие и радиомущество из Петропавловска на Камчатке, пройдя Олюторское (60° сев. широты), встретил лед толщиной в полметра. Пароход взял курс на восток, чтобы выйти из полосы льдов и затем вновь пойти на север”.

Здесь начинаются загадки. Как я уже писал, севернее Олюторского мыса море лежало под покровом льда. Идти на север “Сталинграду” было некуда. Но рассмотрим этот ребус ниже, в том же номере есть более подробный доклад "Сталинграда" о своем путешествии.

“Пароход «Смоленск», по сведениям от 5 марта, двигается на север мимо Курильских островов. Его координаты: широта - 47°20´, долгота 153°”.

Можно отметить эту точку на карте.

-3

Действительно, согласно ей “Смоленск” пересек линию Курильских островов, и за 4 дня преодолел почти 1800 км. Эта информация пригодится на будущее.

“Правительственная комиссия решила дополнительно отправить в Уэллен через Владивосток известного летчика Болотова с самолетом «Т-4», имеющим очень небольшую посадочную скорость. До Владивостока т. Болотов проследует поездом, а дальше на пароходе».

Председатель Правительственной комиссии В. Куйбышев».

Известный летчик Болотов был знаменит тем, что в 1929 году совершил многодневный сверхдальний перелет из Москвы в Нью-Йорк через Дальний восток. Теперь он с неким уникальным самолетом находился в Ленинграде. На курьерском поезде ему предстояло ехать до Владивостока около двух недель, потом сколько-то времени плыть на пароходе, потом лететь через льды... Ну где-то во второй половине апреля можно было ожидать, что он может появиться на Чукотке.

Про американскую спасательную группу на этот раз ничего не сообщалось. Наверное, они продолжали изучать предложение американцев.

Сообщение правительственной комиссии оказалось только первым залпом в вале публикаций, воспевающих замечательный полет Ляпидевского 5 марта. Этого информационного повода хватило на несколько дней и много-много статей. Все их я рассмотреть не смогу, разве что некоторые. Следите за продолжением...

А закончить сегодняшний обзор можно загадкой от парохода «Сталинград» и небольшим штрихом из биографии Ляпидевского. Сначала про пароход, смотрим первоисточник:

«Сообщение с борта «Сталинграда»

Петропавловск на Камчатке 5 марта (Роста). С борта «Сталинграда» получено следующее сообщение:

4 марта в 7ч. 30 мин. Прошли бухту «Анастасия». Пытались подойти к берегу но в 40 милях встретили плавучий, прессованный лед толщиной полметра. В 12 часов у бухты Дежнев пытались вторично подойти к берегу, но также встретили лед. Изменили курс с целью выйти из полосы льдов. Идем по курсу на восток. У 43 градуса встречаются поля битого льда. Море спокойно».

Интересно, куда же они ходили, если ранее неоднократно сообщали, что севернее Олюторского мыса море замерзло? Дело в том, что в силу природных причин Берингово море сильнее всего замерзает у азиатского побережья, а дальше от берега и у американского континента граница оледенения отступает к северу. Если взять на восток дальше в море, то можно насколько-то подняться к северу, что «Сталинград», похоже, и пытался сделать. Только к берегу там вернуться будет нельзя. Бухты Анастасия и Дежнева находятся километрах в 225 от Олюторского мыса. А 40 морских миль. Это 75 км. Вот примерно где находился «Сталинград»

-4

Заканчивалась тема в номере 6 марта двумя заметками:

«Советский летчик…» и «Советский самолет». Биографическая справка о летчике начинается так:
«Пилоту Анатолию Ляпидевскому 25 лет. Он родился в 1908 году в семье учителя начальной школы».

Вообще-то отец Ляпидевского был станичным священником. Возможно, он преподавал какие-то предметы в церковно-приходской школе. Наверное, в какой-то степени его можно назвать «учителем начальной школы». Далее:

«В марте 1933 года тов. Ляпидевский переходит в гражданский воздушный флот…»

Перевели его насильно, как неблагонадежного по социальному происхождению. А все остальное – сущая правда.

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.