Продолжаю хронику, как советская пресса освещала спасение челюскинцев в 1934 году. Прошлый раз я рассматривал завершение информационного поворота "от слабого интереса к бурному": первым шагом была телеграмма Сталина на льдину, вторым стала пресс-конференция Куйбышева для американских журналистов. Теперь - что произошло после неё.
3 марта – никаких сообщений не было. Но опять же, информационная волна, начатая телеграммой Сталина, не могла закончится ничем. Поэтому на следующий день -
4 марта – в «Правде» выходит довольно много материалов. Хотя и на последней, четвертой странице, но в объеме значительно большем, чем в первые две недели. Начинается тема "Сообщением Правительственной комиссии", пятым по общему счету. (Предыдущее было 27 февраля, сразу же после телеграммы Сталина). Содержательно это сообщение совершенно пустое, все новости исчерпываются первым абзацем:
«27 и 28 февраля, а также 1 и 2 марта погода была неблагоприятная для полетов. Из Уэллена сообщают по радио, что 3 марта самолет «АНТ-4» должен был вылететь в лагерь тов. Шмидта, но подтверждений о вылете пока не поступило. По-видимому, и на этот раз вылет задержался из-за пурги».
Больше в сообщении нет ничего нового. Но какие-то слова должны быть сказаны, поэтому следует утверждение:
«В лагере все благополучно».
Заканчивается третья неделя после катастрофы и проживания сотни людей на арктическом льду, включая грудных младенцев. Оказывается, это можно назвать словом «благополучно». Ниже еще раз повторяются сведения, что 28 февраля из Владивостока вышел пароход «Смоленск» с 7 самолетами, а из Петропавловска пароход «Сталинград» с 2 самолетами. «Смоленск» на самом деле отплыл 1 марта, но придираться не будем, один день в той истории соверешенно ни на что не влиял, поскольку события разворачивались неспешно. Нет, оба парохода после телеграммы Сталина торопили с выходом, но никто не требовал их быстрейшего прибытия. Да и куда им прибывать? Про «Сталинград» правительственная комиссия пишет:
«По последним данным, «Сталинград» достиг с. Олюторского при благоприятных условиях погоды и последовал дальше на север».
Таким образом, за 4 дня пароход преодолел порядка 1000 км. Следовать дальше на север ему было некуда, потому что выше Олюторского мыса лежало замерзшее море. В этом Олюторском заливе ему предстояло болтаться следующую неделю. Пароход «Смоленск» направляется в Петропавловск и тоже не особенно торопится. А после уже готовится следующая спасательная единица.
«В ближайшие дни намечен отход третьего парохода из Владивостока».
Третьим пароходом станет «Совет» и он покинет Владивосток 27 марта. Не знаю, можно промежуток от 3-го до 27-го марта, состоящий их 24 суток, назвать ближайшими днями? Комиссия правительства уверена, что вполне.
«На случай, операция по спасению экспедиции т. Шмидта затянется, спешно ремонтируется ледокол «Красин» и ледокол «Литке». Ленинградские большевики обязались отремонтировать «Красин» в 1 месяц».
Считаем – почти три недели на льдине уже прошло, еще месяц «Красин» собираются ремонтировать, потом ему предстоит путь через полмира и два океана. Где-то в середине мая он должен попасть на Чукотку. Подобные расчеты должны были сильно обрадовать профессора Шмидта. Комиссия уделила внимание и другому континенту.
«Правительственной комиссией поручено полпреду СССР в Америке тов. Трояновскому и известному полярнику тов. Ушакову, уже прибывшему в Нью-Йорк вместе с летчиками тт. Леваневским и Слепневым, выяснить состояние летных ресурсов на Аляске Американского общества воздушных сообщений «Пан-Америкен Эйруэйс» (см. публикуемое сегодня сообщение ТАСС) и способы использования авиасредств этого общества».
На этом Сообщение заканчивается, ниже следует только подпись: "Председатель комиссии Куйбышев"
Ушаков, прибывший в Нью-Йорк 26 февраля, мог уже почти неделю изучать "состояние летных средств Аляски", шесть дней, если говорить точно. Полпред Трояновский мог заниматься этим все три недели. Но раз поручение получено, то можно выяснять дальше. Действительно, а каким способом можно использовать самолеты? Что с ними обычно делают? Это же крайне интересный вопрос. Непонятно только, почему изучают только о «Пан-Америкен Эйруэйс»? На Аляске работали и другие авиакомпании.
Между тем, публикации в своих СМИ произвели на американцев серьезное впечатление. Известие, что недалеко от Аляски терпят бедствие люди, вызвало волну интереса и сочувствия. Причем прагматичные американцы тут же предложили помощь. ТАСС передает, а «Правда» печатает:
«Меры для спасения челюскинцев.
Нью-Йорк, 2 марта (ТАСС). Председатель общества воздушных сообщений «Пан-америкен эйруэйс» заявил представителям печати, что общество предоставит свои ресурсы на Аляске в распоряжение советского правительства для спасения участников экспедиции проф. Шмидта и экипажа «Челюскина».
Отдано распоряжение, чтобы в Номе, на Аляске, держались наготове самолеты, летчики и продовольственные и медицинские грузы на случай, если понадобится экстренная помощь, прежде чем советская спасательная экспедиция доберется до челюскинцев.
Далее председатель общества заявил, что, как указывается в сообщениях из Нома, условия погоды могут вызвать передвижение льдины, на которой находятся челюскинцы, и что в результате им, возможно, придется продвинуться дальше в море. На этот случай «Пан-америкен эйруэйс» держит в Номе мощный быстролетный моноплан, который может в любой момент вылететь к челюскинцам и долететь до них, как предполагается, за 3 часа».
Переводя на понятный язык – руководство авиакомпании заявляет, что готово предоставить свои самолеты советскому правительству. Советское правительство в ответ на это поручает Ушакову и Трояновскому «изучить вопрос». А то ведь непонятно, что же делать. Помощь может и требуется, но ведь не экстренная? В лагере же все благополучно, пароход «Смоленск» вон скоро в Петропавловске будет, а «Сталинград» так совсем уже село Олюторское миновал. Да и Ляпидевский должен когда-то до льдины долететь. Можно подытожить – Леваневский и Слепнев никуда не едут.
«Правда» с удовлетворением отмечает эффект от «интервью Куйбышева», и резонанс, прошедший по всему миру.
«Вся американская печать широко публикует беседу тов. Куйбышева с журналистами о мерах по спасению челюскинцев».
Если же посмотреть следующий номер «Правды», от 5 марта, то там тоже есть практические отклики из США:
«Нью-Йорк, 4 марта, (ТАСС) Агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщает из Нома (Аляска), что торговая палата северо-западной Аляски выразила желание послать местных летчиков на оказание помощи челюскинцам. Палата поручила своему представителю в Вашингтоне уведомить об этом полпреда СССР.
Представители палаты при этом заявляют, что жители Нома не забыли о помощи, оказанной в 1929 году Советским Союзом при попытках спасти американского пилота Эйельсена».
«Торговая палата северо-западной Аляски», как я понимаю, это какое-то региональное объединение работодателей. Таким образом, это уже вторая организация, заявившая о готовности отправить самолеты и летчиков с Аляски. Карл Эйельсон, кстати, был не только легендарным полярным летчиком, но и одновременно владельцем собственной авиакомпании.
Также «Правда» 4 марта печатает обзор итальянских газет под заголовком «За ними следит весь мир».
Еще раз скажу, что единственным оригинальным источником информации могли быть только советские газеты, поэтому вся иностранные перепечатывали материалы из них, добавляя разве что свои фантазии «на тему». И потом это снова зачем-то пересказывали советские газеты, под видом международного резонанса.
Итог трех недель «спасения челюскинцев» - на Чукотке в наличии один-единственный исправный самолет, от которого ждут результата. Американцы предлагают помощь – их предложение «изучают». Где-то в океане куда-то плывут два парохода. В Нью-Йорке сидят два советских пилота и никуда не едут. Зато в мире появился интерес к событиям, а советские газеты наращивают информационные усилия.
В физическом мире что-то реальное произошло 5 марта, в газетах это отразилось 6-го. Это, конечно же, прилет на льдину Ляпидевского. В следующий раз об этом.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.