Меня тут как-то спрашивали, сами ли мои старшие девочки делают домашку. Я тогда без задней мысли ответила, что да. А вчера вдруг поняла, что ответила в общем-то не совсем верно. Делают они, конечно, все сами, но контроль я не ослабляю. Постоянно проверяю электронные дневники, перед сном всегда спрашиваю, все ли на завтра сделано. На старшую в смысле домашки можно больше положиться, а вот со средней приходится держать ухо востро. Ну и раз в полгода примерно бывает мотивационный нагоняй. Иначе делаться все будет тяп-ляп и на отвали.
Как раз вчера у нас этот самый профилактический нагоняй случился. Причем, со старшей дочкой. Легла она уже спать, а я возьми да спроси, что там с домашкой. “Все сделала”, — отвечает, но как-то неуверенно. “А что именно?”, — уточняю. “Ну, русский, история, право, английский” — “А геометрия?”. “Ой, там легко, я завтра на переменке решу”, — скороговоркой так говорит.
Ага, на переменке она завтра решит. Олимпиадную геометрию. Конечно. В общем, пришлось ребенка выгонять из постели и возвращать к урокам. Хотя обычно я этого не практикую, но тут прямо разозлилась. Ведь последние пару часов ребенок читал Стругацких и пил чай, а не уроками занимался. В итоге решала она почти час. Конечно, ничего она на переменке не сделала бы, максимум, списала бы. А тут пришла злая мама и заставила.
Муж мой считает, что я неправильно поступила, засадив ее за геометрию. Основной аргумент: “Я сам все всегда делал и меня никто не заставлял”. Так-то и я все сама делала, но правда, только те предметы, которые мне нравились. Остальное безбожно списывала. Например, химию. И до сих пор у меня практически нулевое знание предмета. Застряла где-то на теме валентности.
Тем не менее, я считаю, что нельзя опыт нашей школьной учебы применять к нынешним детям. Мир слишком изменился с тех пор. У них гораздо больше отвлекающих факторов, чем было у нас. Ведь у нас ни смартфонов, ни компьютеров не было. Да что там смартфоны, у нас дома, например, стационарный телефон появился только, когда мне восемь исполнилось. А мультики по телевизору показывали всего два раза в сутки — в передачах “Доброе утро” и “Спокойной ночи, малыши”. Поэтому мы и читали больше, и больше гуляли во дворе.
Последнее, кстати, не так прекрасно, как хотят сейчас представить мои ровесники. Гуляния во дворе в подростковом возрасте — тот еще тест на выживание. Мы же везде лазали, особенно, там где страшно, безлюдно, а из земли торчит арматура. Так что иногда зависание в смартфоне мне кажется относительно безобидным времяпровождением по сравнению с нашими приключениями “во дворе”.
В общем, что я хочу сказать? На мой взгляд, нынешние дети оказались в намного более бурном и стремительном потоке информации, чем мы. Мы в этот поток входили постепенно, взрослели вместе с появлением и развитием персональных компьютеров и смартфонов. Интернет появился уже при нашей относительно сознательной жизни. А дети просто оказались в нем, как в привычной для себя среде. И потому важно их не оградить от этой среды (как например, предлагала одна моя читательница, рассказывая, что у ее сына кнопочный телефон). Нужно научить детей жить в этой среде и эффективно пользоваться всеми ее преимуществами.
Поэтому, на мой взгляд, кнопочные телефоны у подростков — это не только бесполезно, но еще и издевательство над детьми. У них в телефонах все (впрочем, как и у нас) — интересы, общение, учеба в конце концов. Просто не надо детям слишком доверять в плане учебы. Все равно надо контролировать — слегка, то, что называется держать руку на пульсе. Они же, хотя и сами с усами, а реагируют пока на многие вещи очень по-детски. Не понял, обиделся, разочаровался и сразу хочет все бросить, опустить руки. По крайней мере, у меня подросток именно такой.
Но и стоять над душой с уроками точно не стоит. Мне тут однажды одна из подписчиц дала отличный совет: научить ребенка пользоваться ежедневником. Прям расписывать, что и когда делает. Очень дельный совет. Помогает правильно распределить время и силы и оставить немного на “потупить в телефоне”. Потому что потупить в телефоне тоже важно.
Ну а что касается интернетного мусора, то тут, конечно, важно научить ребенка информационной гигиене, научить отличать правду от фейков, не вестись на злобные комментарии. Про это даже есть классная детская книжка “Написанное остается”. Я уже о ней писала.
Отказывать ребенку в доступе в интернете только потому, что родитель считает его опасным, глупо и нечестно по отношению к ребенку, прежде всего. Конечно, в смартфоне легко можно залипнуть. И любовь к нему может здорово бить по школе и образовательному процессу. Но ведь на то мы и взрослые, чтобы с этим справиться и детей научить?