Найти тему
Лунная программа

55 лет полету Аполлона-9

Оглавление

С 3 по 13 марта 1969 года на околоземной орбите летал космический корабль Аполлон-9 с тремя астронавтами на борту. Цель - отработка работы с лунным модулем. В прессе, помимо сообщений о ходе миссии Аполлон-9, помещались статьи, рассказывающие о том или ином техническом решении: скафандре, системе жизнеобеспечения, лунном модуле, стыковочном аппарате. Почитаем о некоторых из них:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СТОИМОСТЬЮ 2 МЛН ДОЛЛАРОВ

Нью-Йорк Таймс, 7 марта 1969 года

Нью-Йорк Таймс, 7 марта 1969 года, 20-я страница
Нью-Йорк Таймс, 7 марта 1969 года, 20-я страница

Часовая проверка скафандра для посадки на Луну

РИЧАРД Д. ЛИОНС

Специально для The New York Times

ХЬЮСТОН, 6 марта - Когда сегодня астронавт Рассел Л. Швейкарт "проплыл" по орбите над Соединенными Штатами, он стал первым в мире автономным человеческим космическим кораблем.

Мистер Швейкарт, получивший радиопозывной "Красный ровер", отчасти из-за своих рыжих волос, был облачен в скафандр и портативную систему жизнеобеспечения стоимостью 2 миллиона долларов, которые весят больше, чем он сам. Система, представляющая собой два рюкзака общим весом 125 фунтов (58 кг) на Земле, включает в себя радиооборудование астронавта и запас кислорода. Система также контролирует влажность внутри скафандра и поглощает углекислый газ.

Г-н Швейкарт также был обернут в кокон из 100 футов тонких пластиковых трубок, которые были вшиты в его длинное нижнее белье, сделанное из плетеных стеклянных волокон.

Независимо от модуля

Трубки напоминают кровеносную систему организма, но вода, проходящая по ним, служит для охлаждения астронавта, чьи нагрузки в громоздком скафандре заставляют его сжигать огромное количество энергии.

Скафандр и ранцы были разработаны таким образом, чтобы позволить астронавту двигаться и работать независимо от лунного модуля, в котором они были доставлены на орбиту. Оборудование, в котором находился г-н Швейкарт, в отличие от того, что использовалось во время предыдущих космических "прогулок", не было связано ни с одной из систем жизнеобеспечения основного космического корабля.

Мистер Швейкарт стал первым астронавтом, на которого была надета система жизнеобеспечения, которая, по сути, сама по себе является космическим кораблем. Она предназначена для исследования Луны.

Мистер Швейкарт, худощавый человек ростом 6 футов, который готовился к нагрузкам вне космического корабля "Аполлон-9", пробегая по несколько миль в день, весит 161 фунт (73 кг). Вес всего его снаряжения, включая рюкзаки, скафандр, перчатки, шлем и нижнее белье, составил 180 фунтов (82 кг).

В вакууме космоса предметы невесомы, но мистеру Швейкарту из-за инерции приходилось тратить много энергии на маневрирование, будучи закутанным в громоздкий скафандр.

Благодаря урокам, извлеченным из космических "прогулок" в рамках программы "Джемини", некоторые из которых пришлось прекратить досрочно из-за усталости астронавта, рюкзаки были переработаны. Основной рюкзак - портативная система жизнеобеспечения, или P.L.S.S., - имеет контурную пластиковую оболочку в задней части. Он питается от сменной серебряно-цинковой батареи размером с карманный транзисторный радиоприемник.

При высадке на Луну шесть батарей будут находиться в лунном модуле в качестве сменных. Батарея обеспечивает питание кислородного вентилятора, водяного насоса и радиотелеметрического блока.

Во время лунной миссии лунный модуль также будет нести шесть сменных картриджей с гидроксидом лития. Эти картриджи поглощают углекислый газ, который астронавт выбрасывает в систему скафандра.

P.L.S.S., изготовленный подразделением Hamilton Standard компании United Aircraft Corporation, Виндзор Локс, штат Коннектикут, весит 84 фунта (38 кг), имеет высоту 26 дюймов (66 см), ширину 18 дюймов (46 см) и глубину 10 дюймов (25 см). Набор элементов управления для него установлен на передней части скафандра астронавта, который изготовлен компанией ILC Industries из Довера, штат Делавэр.

P.L.S.S. состоит из пяти блоков - системы подачи кислорода, вентиляционного контура, контура транспортировки воды, контура питательной воды и коммуникаций!

Система подачи кислорода обеспечивает дыхание и контролирует давление в скафандре. Один фунт кислорода в газообразной форме хранится в баллоне.

Удаление влаги

Вентиляционный контур пропускает кислород через скафандр и "рюкзак" для удаления углекислого газа и загрязняющих веществ, а также для охлаждения и удаления пота. Влага удаляется водоотделителем.

Контур транспортировки воды охлаждает космонавта, отводя тепло обмена веществ и любое тепло, просачивающееся в скафандр извне. Насос прогоняет воду через сеть трубок, толщина которых варьируется от четверти до одной шестнадцатой дюйма.

По контуру воды подается расходная вода, которая хранится в пузыре, для охлаждения системы. Вода вытесняется за пределы скафандра, превращается в лед и испаряется.

Система связи включает в себя две радиостанции, передатчики биомедицинских данных и системы оповещения, если что-то пойдет не так. Мониторы передают на Землю данные о запасах кислорода, температуре воды, давлении в скафандре и заряде батареи. По одному из радиоканалов передается сигнал электрокардиограммы.

Второй рюкзак легче

Второй рюкзак весом 41 фунт (19 кг) называется системой кислородной продувки. Он предназначен для использования в экстренных ситуациях, если P.L.S.S. или кислородная система в лунном модуле выйдут из строя. В лунном модуле находятся две запасные системы.

Если возникнет необходимость, астронавт может использовать их самостоятельно в качестве нагрудного блока жизнеобеспечения во время аварийного внекорабельного перехода между лунным модулем и командным модулем.

Система продувки кислородом обеспечивает достаточное количество кислорода для 30 минут использования вне корабля, в то время как P.L.S.S. может работать без подзарядки в течение четырех часов. Сегодня мистер Швейкарт пользовался им в течение часа.

Джерри Гриффин, руководитель полета корабля "Аполлон-9", после выхода в открытый космос сказал, что P.L.S.S. "работает без огрехов".

ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ О ДВИГАТЕЛЯХ ЛУННОГО МОДУЛЯ...

Нью-Йорк Таймс, 8 марта 1969 года, 12-я страница
Нью-Йорк Таймс, 8 марта 1969 года, 12-я страница

РИЧАРД Д. ЛИОНС

Специально для "Нью-Йорк Таймс

ХЬЮСТОН, 7 марта - Космическое оборудование стоимостью около 100 миллионов долларов буквально сгорит в результате сброса сегодня двух ступеней лунного модуля "Аполлон-9".

Спускаемая ступень на паучьих ногах, которая была отброшена первой, и восьмиугольная взлетная ступень перейдут на все более низкие орбиты и сгорят при входе в атмосферу Земли через несколько недель. Дебют первого пилотируемого одноразового космического корабля был очень успешным, но чрезвычайно дорогим. Однако эта цена - лишь небольшая, но необходимая часть ошеломляющих расходов на посадку человека на Луну - около 24 миллиардов долларов.

Из них около 1,6 миллиарда долларов приходится на 15 летающих лунных модулей, а также на испытательные модели и наземное оборудование. По оценкам официальных представителей корпорации Grumman, которая строит модуль, изготовление дополнительного модуля обойдется примерно в 40 миллионов долларов, поскольку исследования и разработки уже завершены.
Расходные лунные модули, которые уже построены и строятся, будут использоваться для того, чтобы позволить астронавтам достичь, совершить посадку и исследовать поверхность Луны в течение следующих нескольких лет.

... (оффтоп о разработке шаттлов)

"Двигатель лунного модуля с тягой почти 10.000 фунтов, был запущен на лунном модуле сегодня. Этот двигатель предназначен для спуска всего лунного модуля и его экипажа исследователей с командного и служебного модулей на поверхность Луны.

Как и в двигателе взлетной ступени, в спускаемой силовой установке в качестве топлива используется гидразин, а в качестве окислителя - азотный тетроксид. Химикаты воспламеняются при контакте.

Спускаемый двигатель дросселируется, поэтому его можно запускать в широком диапазоне тяги. Двигатель весом 360 фунтов был изготовлен компанией TRW, Inc. из Редондо-Бич, Калифорния. Возможность изменять мощность двигателя позволяет точно контролировать спуск на лунную поверхность.

Большая колоколообразная юбка двигателя изготовлена из колумбия (другое название - ниобий) и местами имеет толщину всего в одну сотую дюйма. Он предназначен для разрушения при посадке на Луну.

Двигатель взлетной ступени мощностью 3.500 фунтов тяги предназначен для того, чтобы поднять лунных исследователей с поверхности на рандеву с командным модулем на орбите вокруг Луны.

Многие из маневров, выполненных сегодня с помощью двигателей, имитировали те, которые потребуются для того, чтобы добраться до Луны и обратно.

Двигатель взлетной ступени высотой четыре фута и шириной два фута весит 200 фунтов (91 кг). Он зажигается и работает на полную мощность в течение восьми минут, но не имеет возможности дросселирования.

Этот двигатель был изготовлен подразделением Rocketdyne североамериканской корпорации Rockwell, которая спроектировала и построила командный и служебный модули.

В дополнение к двум основным двигателям модуль имеет четыре кластера по четыре движителя в каждом для выполнения небольших маневренных коррекций. Каждый из них обладает тягой в 100 фунтов и сжигает столько же топлива, сколько и самые большие двигатели.

Эти 16 подруливающих устройств неоднократно использовались членами экипажа модуля сегодня, когда они выполняли сложные маневры рандеву."

КОСМИЧЕСКАЯ АКРОБАТИКА

Нью-Йорк Таймс, 4 марта 1969 года, 14-я страница
Нью-Йорк Таймс, 4 марта 1969 года, 14-я страница
Нью-Йорк Таймс, 4 марта 1969 года, 14-я страница
Нью-Йорк Таймс, 4 марта 1969 года, 14-я страница

Уолтер Сулливан

Мыс Кеннеди. Флорида, 3 марта - После переворота командного модуля и плавного соединения его с лунным модулем, астронавты "Аполлона-9" сегодня впервые выполнили сложный маневр, который будет необходим для высадки людей на Луну.

Начальный этап стыковки - выдвижение так называемого стыковочного зонда в носовой части командного модуля - был выполнен еще до того, как астронавты отсоединили командный модуль от третьей ступени ракеты "Сатурн", которая вывела их на орбиту.

Примерно через час и три четверти после старта в 11 часов утра пилот командного модуля, полковник Дэвид Р. Скотт, отпустил защелку, позволяющую выдвинуть подпружиненный узел. Стыковочный зонд представляет собой трубу диаметром четыре дюйма, окруженную шарнирными опорами, похожими на рычаги домкрата-ножниц.

Через час командный модуль отделился от третьей ступени ракеты, когда взрывные болты освободили его, и астронавты с помощью маневровых движителей продвинулись на 50 футов вперед от ракеты.

Разворот

Затем, после некоторых первоначальных проблем с двигателями, они смогли перевернуть свой корабль так, что его нос и стыковочный зонд были направлены в отверстие в передней части ракеты-носителя.

Там находился лунный модуль, который был обнажен в результате сброса защитных панелей в момент отделения командного модуля от ракеты. Целью зонда было круглое отверстие в лунном модуле, или "жучке". В этом отверстии находилось конусообразное углубление, сужающееся к отверстию, достаточно большому, чтобы вместить колпачок на конце зонда.

Астронавтам было велено приближаться к жуку и ракете-носителю очень медленно, поскольку последняя несла гораздо больше топлива, чем на данном этапе полета к Луне. Причина заключалась в том, что на этом этапе ракета-носитель должна была вывести космический корабль "Аполлон" на лунную траекторию. Сегодня этого не произошло, и он все еще нес тяжелый груз жидкого водорода, который, как опасались, мог начать болтаться при толчках, что могло привести к повреждениям.

Астронавты радостно сообщили, что таких колебаний не было. Зонд проделал путь домой и зацепился за внутренний обод отверстия. Затем давление азота втянуло зонд, плотно притянув два аппарата друг к другу. Это втягивание заняло около 10 секунд, и зажимы, установленные для герметичного соединения аппаратов, защелкнулись. Два аппарата сконструированы таким образом, что при правильном соединении их соединяет герметичный тоннель. Однако туннель блокируется герметичными люками на обоих кораблях.

Как только между кораблями образовался "жесткий замок", полковник Скотт открыл клапан, позволяющий кислороду из командного модуля и дополнительных баков проникнуть в лунный модуль и туннель. Когда давление в туннеле сравнялось с давлением в командном модуле, он открыл люк командного модуля и пролез в туннель, чтобы осмотреть стыковочные защелки.
Их 12, но в этом полете не все были настроены на автоматическое захлопывание, чтобы не повредить жучок от удара. Полковник Скотт закрыл оставшиеся защелки вручную.

Он проверил, правильно ли выровнены оба корабля, и подсоединил два электрических кабеля к командному модулю. Они обеспечивают электропитание лунного жука, а также связь между кораблями.

Как только полковник Скотт убедился, что питание подается на жука, он вернулся в командный модуль и закрыл его туннельный люк, не открывая люк лунного модуля. Эта замена люка командного модуля была мерой безопасности на случай, если при последующем маневре отрыва от ракеты-носителя произойдет скручивание и нарушение герметичных соединений между двумя кораблями.

Эти приготовления были завершены в соответствии с графиком, между тремя и четырьмя часами полета (между 14 и 15 часами по восточному стандартному времени). Вскоре после 15:00 ремни, удерживающие полностью собранный космический корабль "Аполлон" на бустере, были разрушены зарядами взрывчатки.

Четыре пружины, находившиеся в сжатом состоянии, мягко освободили корабль "Аполлон", и он маневрировал на безопасном расстоянии, после чего двигатель ракеты-носителя был перезапущен, чтобы вытолкнуть его на поверхность.

Люки, ведущие в лунный модуль, будут открыты только в начале среды, когда полковник Скотт и командир космического корабля, капитан Джеймс МакДивитт, прибудут на Луну.

Джеймс А. Макдивитт войдут в модуль и начнут проверку его сложных систем.
Сегодняшняя процедура стыковки сильно отличалась от единственной другой американской стыковки в космосе, когда двухместный космический корабль "Джемини" пристыковался к ракете-носителю "Аджена", запущенной в качестве цели стыковки. Два корабля начали вращаться, и потребовалась поспешная расстыковка.

Используемое прицельное устройство

При стыковке с "Адженой" пилот космического корабля мог непосредственно наблюдать за процессом стыковки, подобно тому, как пилот парома может наблюдать за тем, как его нос входит в слип. Однако пилот "Аполлона" не может видеть, как стыковочный зонд движется к цели.

Вместо этого у него есть прицел, или прицельное приспособление, как в прицеле фотоаппарата, которое он наводит на цель на "жуке". По относительным размерам прицела и цели он может оценить расстояние.

В сегодняшней стыковке активное участие принимал командный модуль. Лунный модуль, все еще прикрепленный к тяжелому ускорителю, был пассивным.

Во время стыковки, запланированной на пятницу, лунный модуль будет активным транспортным средством, что станет репетицией его критического возвращения с лунной поверхности в конце этого года"

О том, как полет Аполлона-9 освещали в советской прессе: "Полет "Аполлона-9". Что писала газета "Известия" 55 лет назад"

Наука
7 млн интересуются