Найти тему

Бизнес предвидит монополизацию рынка оценочной деятельности

Оглавление

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Деловое сообщество Беларуси обсуждает проект указа, регулирующего оценочную деятельность в стране. Частный бизнес опасается, что подготовленный документ (в том виде, в котором он существует сейчас) может негативно сказаться на развитии названного рынка и возможностях участников осуществлять свою деятельность.

ПОРТРЕТ РЫНКА: НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО ПРОБЛЕМ

Рынок оценочной деятельности – весьма привлекателен для субъектов хозяйствования. По последним данным, опубликованным Государственным комитетом по имуществу (актуальны на 2023 год), в стране работали 616 аккредитованных оценщиков.

Они получили в общей сложности 1253 свидетельства, в т.ч. на право проведения оценки земельных участков – 250, капитальных строений – 184, оборудования – 375, бизнеса – 38, интеллектуальной собственности – 104. Также было выдано более 300 «объединенных» свидетельств, дающих право проводить оценку земли и капитальных строений.

Согласно опубликованным данным, в 2023 г. оценочную деятельность (в качестве исполнителей оценки) осуществляли 176 юридических лиц и 109 индивидуальных предпринимателей, из которых 88 работали самостоятельно (без совместительства в иных организациях).

События последних лет указывали на то, что профессиональные возможности белорусских оценщиков ограничиваться не будут. Так, Госкомитет по имуществу еще в 2022 г. акцентировал внимание на том, что «сокращать количество оценщиков не планируется, чтобы сохранить здоровую конкуренцию» и «качество услуг».

Также регулятор ранее неоднократно отмечал, что создание с 2025 г. в ЕАЭС единого рынка услуг по оценке имущества будет «способствовать развитию оценочного бизнеса».

Кстати, в России уже разработан законопроект, предполагающий функционирование единого рынка услуг по оценке имущества с 1 января 2025 г. Его запуск, как предполагается, позволит оценщикам из стран ЕАЭС беспрепятственно работать на территории всего евразийского союза, что может открыть новые возможности и для белорусских субъектов хозяйствования.

Однако сейчас, на фоне планов по созданию единого рынка услуг по оценке имущества в рамках ЕАЭС, появилась тема, глубоко взволновавшая оценщиков. Речь идет о проекте указа, который, как заявляет деловое сообщество, может существенно изменить правила игры на рынке оценочной деятельности Беларуси.

НЕОЖИДАННЫЕ ВЫЗОВЫ

В офисе Минского столичного союза предпринимателей и работодателей в феврале 2024 г. состоялось заседание рабочей группы (туда вошли организации, занимающиеся оценочной деятельностью) по вопросу подготовленного на уровне главы государства проекта решения.

Документ (проект указа) вносит изменения в законодательство о регулировании оценочной деятельности. По мнению членов рабочей группы, состоящей из участников рынка, принятие заложенных в проект НПА новаций «значительно ухудшит условия деятельности оценщиков частной формы собственности».

Проект указа не проходил общественного обсуждения, «несмотря на то, что предложенные в нем меры окажут существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности», подчеркивают представители бизнеса.

Более того, эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей пришли к выводу, что нормы проекта госрешения «прямо противоречит антимонопольному законодательству».

Что же так взволновало представителей бизнеса? Участники рынка обратили внимание, что проект указа «предусматривает существенное расширение перечня объектов», независимая оценка стоимости которых может проводиться только государственными оценщиками.

Так, согласно проекту НПА к исключительной компетенции государственных оценщиков предлагается отнести государственное имущество без оговорки о цели оценки. Также только такие эксперты (в случае принятия проекта в подготовленном виде) смогут оценивать объекты гражданских прав для предоставления результатов независимой оценки в таможенные органы. Плюс к этому к исключительной компетенции госоценщиков предлагается отнести оценку имущества предприятий с долей (акциями) государства.

Продолжение статьи:

Монополизация рынка оценочной деятельности