В проекте нового НК РК планируется ряд изменений, касающихся КПН. В частности, предлагается внедрить подход с распределением уровня нагрузки по КПН в зависимости от рентабельности деятельности и учета совокупной налоговой нагрузки. Предлагается увеличение ставки подоходного налога привязать к отрасли экономической деятельности в зависимости от прибыльности.
В настоящее время в Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода:
- общая ставка КПН – 20;
- по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%.
Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует.
В новом НК РК планируется ввести дифференцированные ставки КПН:
- 25% - для банковского сектора;
- 20% - общеустановленная ставка;
- 10% - для сельхозтоваропроизводителей, финансового лизинга, социальной сферы (образование, медицина, здравоохранение).
Также предлагается пересмотреть необходимость каждой действующей налоговой льготы по КПН, чтобы исключить экономически необоснованные налоговые льготы.
Также проектом НК РК планируется внедрение механизма снижения или освобождения от КПН прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки.
В настоящее время уровень финансирования научной сферы отрасли остается недостаточным. Основными причинами являются:
- низкий объем инвестиций предпринимателей, неактивность компаний во вкладывании средств НИОКР (доля инвестиций от предпринимателей в РК не превышает 8%, тогда как в развитых странах этот показатель - более 60%);
- недостаточность норм в законодательстве по предоставлению преференций для частных инвестиций в НИОКР;
- непривлекательность результатов научных исследований для предпринимателей, в том числе из-за их недостаточной практической ценности, низкой доли опытно-конструкторских работ (18%).
Освобождение от КПН доходов, полученных в данной сфере, позволит повысить привлекательность отрасли для инвестирования.
Также предлагается внедрить налоговые меры, которые позволят заинтересовать бизнес в реинвестировании полученных доходов в развитие бизнеса.
На сегодняшний день, имеющиеся в налоговом законодательстве налоговые стимулы, не позволяют в полной мере достигнуть указанной цели.
Данные меры поддержки бизнеса окажут положительное влияние на его развитие.