Питер Йетс (24.07.1928 - 09.01.2011)
Иногда его называют американским режиссером. Однако это не совсем так. Питер Йетс родился в Англии, в июле 1929 года. К 30 годам стал ассистентом Тони Ричардсона, затем работал в театре и на телевидении. Свой первый полнометражный фильм для большого экрана он поставил в возрасте Христа. Не так уж рано, даже по меркам 1960-х...
Уже в ту пору Питер Йетс обнаружил своего рода кинематографическую всеядность. После дебютного мюзикла с Клиффом Ричардом «Летние каникулы», он снял комедию «Маятник» и криминальное «Ограбление». Все три фильма неплохо прошли в английском прокате, Питером заинтересовались за океаном и... первая же его американская картина - полицейский триллер «Буллит» со Стивом Мак-Куином в главной роли - вывела его в число самых кассовых режиссеров мира. Говорят даже, что именно «Буллит» вдохновил Уильяма Фридкина на создание знаменитого «Французского связного». Во всяком случае, Питер Йетс обнаружил отличное знание природа жанра: он умел нагнетать нервное напряжение зрителей, лихо снимал автомобильные погони, хорошо монтировал и ритмически выстраивал действие.
Казалось бы, золотая жила найдена: можно и дальше снимать крутые полицейские боевики. Но Питер снова сменил жанровый курс - поставил «Джона и Мери» - любовную мелодраму с Дастином Хофманом и Миа Фэрроу, потом на год возвратился в Англию для съемок «Войны Мёрфи»...
В начале 1970-х казалось, что он потерял набранный «Буллитом» кассовый престиж. Криминальная комедия «Раскаленный камень», несмотря на участие Роберта Редфорда, не стала событием сезона. Довольно забавной получилась эксцентрическая комедия «Ради Пита» (на мой взгляд, благодаря таланту Барбары Стрэйзенд), но и она не принесла режиссеру большого успеха. Так же, как, впрочем, драма «Друзья Эдди Койла» и черная комедия «Мать, тюрьма и удача».
Зато в следующем своем фильме Питер Йетс сделал ставку на приключенческий триллер с роскошными подводными съемками и не прогадал: «Бездна» имела значительные прокатные сборы. Зрителям многих стран пришлась по душе история о поисках подводных кладов. И хотя у нас «Бездна» вышла на экраны со значительными купюрами (были убраны «нежелательные» эротические и страшные сцены), это не помешало ей пленить сердца подростков. Девчонкам очень понравился мужественный и отважный Ник Нолти (тот самый, что спустя несколько лет сыграл вместе с Эдди Мёрфи в «48 часах»), а мальчишкам - красавица Жаклин Биссе...
Затем последовали комедия «Убегая прочь» («Ушедшие в отрыв»), «Глазами свидетеля» - психологический триллер о мусорщике (Уильям Хёрт), ставшем очевидцем преступления, и фантастический боевик в духе лукасовских «Звездных войн» - «Крулл».
После столь разнообразных зрелищных лент опять-таки могло сложиться мнение, что Питер Йетс прочно и навсегда ушел в коммерцию. Но он вновь соскочил с накатанной колеи. Поставленная Йетсом в Англии психологическая драма «Костюмер» была напрочь лишена зрелищных элементов. Действие фильма целиком держалось на актерском дуэте Альберта Финни и Тома Кортни и происходило в английском театре времен второй мировой войны. Быть может, в «Костюмере» Питер Йетс чересчур увлекся приемом «кинотеатрализации», рассчитанной на знатоков истории британской сцены, однако в целом это была добротная, профессиональная работа.
Примерно на таком же художественном уровне были поставлены и следующие картины режиссера - драма «Элени» с Джоном Малковичем в главной роли и криминально-политическая драма «Дом на Кэрол-стрит», затрагивающая проблему маккартизма.
В конце 1980-х Питер Йетс снял еще один заметный фильм – «Подозреваемый», в этой криминальной драме с прекрасными актерскими работами Денниса Куэйда и Шер рассказывалась история о попытках женщины-адвоката оправдать своего невинно арестованного подзащитного...
Удачным оказался и «Невиновный». Поначалу эта картина П.Йетса кажется тоже серьезной криминальной драмой о судьбе обычного человека, несправедливо брошенного в тюрьму двумя подонками-полицейскими. Однако по мере развития действия становится ясно, что на сей раз Питер Йетс предпочел динамику активного действия в духе «Бездны». Популярный американский актер Том Селлек («Трое мужчин и младенец в люльке») играет главную роль в соответствии с хрестоматийными канонами боевика: оказавшись в тюрьме, его персонаж без особых угрызений совести принимает местные правила игры, решается на убийство мерзкого рецидивиста, а потом, выйдя на волю, лихо мстит своим подлым обидчикам...
Резюме: Питер Йетс многолик. Посему каждый киноман волен выбрать из его фильмов те, что ему больше по душе...
Киновед Александр Федоров
Клод Зиди: тот, кто снял "Чудовище" и "Откройте, полиция!"
Клод Зиди (Родился 25.07.1934)
Клоду Зиди в нашем прокате необыкновенно повезло – практически все его известные фильмы вышли на экраны.
Впрочем, чего удивляться - К.Зиди всю свою режиссерскую карьеру снимает комедии с участием крупнейших звезд французского кино - Пьера Ришара, Джейн Биркин, Луи де Фюнеса, Анни Жирардо, Жан-Поля Бельмондо, Колюша, Жерара Депардье, Филиппа Нуаре...
Правда, начиналось все в 1960-х годах с фильмов «авторского кино». Около десятка лет Клод Зиди был ассистентом знаменитого оператора Жана Рабье (в картинах Клода Шаброля) и еще одного «директора фотографии» Жака Робена (в фильмах Жака Риветта). В 1970 году стал главным оператором одного из лучших фильмов Мишеля Драша – «Элиза, или Настоящая жизнь».
Казалось бы, для К.Зиди открывалась перспектива превратиться в одного из уважаемых метров европейской операторской школы. Но встреча с эстрадно-комической группой «Шарло» неожиданно изменила его творческую судьбу. Начиная с 1971 года Клод Зиди сделал с ними серию эксцентрических комедий («Сумасшедшие на стадионе», «Новобранцы идут на войну» и др.). Грубоватый и незатейливый в своих гэгах юмор этих лент имел несомненный зрительский успех, что вызывало множество продолжений и подражаний, снятых Жаном Жиро, Андре Юннебелем и другими жанровыми режиссерами.
Самого же К.Зиди на время увлекает дуэт француза Пьера Ришара и англичанки Джейн Биркин, с которыми он ставит подряд две динамичные комедии положений – «Горчица бьет меня в нос» (в нашем прокате фильм шел под аморфным названием «Он начинает сердиться») и «Гонка за эхолотом» («Не упускай из виду»). И в том, и в другом случае Пьер Ришар отшлифовывал найденную им маску рассеянного, сентиментального и застенчивого интеллигента, без конца попадающего впросак, чудом избегающего множества опасностей и влюбленного в хорошенькую женщину. Джейн Биркин была в этой роли столь же обаятельна, как и Мирей Дарк в другой комедийной дилогии с Пьером Ришаром, снятой примерно в то же время Ивом Робером («Высокий блондин в черном ботинке»).
Комедия «Крылышко или ножку?» оказалась неплохим бенефисом Луи де Фюнеса, а «Склока» - Анни Жирардо. Но, пожалуй, наиболее зрелищной в 1970-х стала суперкомедия Клода Зиди «Чудовище». Несмотря на рискованную по тем временам тему гомосексуализма, «Чудовище» допустили к «широкому зрителю» и .у нас в стране. Слишком велико, вероятно, было финансовое искушение. Расчет оказался верным: Бельмондо и его партнерша - бывшая манекенщица и звезда нашумевшего боевика «Миллион лет до нашей эры» Рэкэл Уэлч - восхищали публику превосходной спортивно-комедийной формой.
В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».
Незадолго до своей гибели в автокатастрофе Колюш снялся у Клода Зиди еще в двух комедиях – «Банзай» и «Короли шутки», на мой взгляд, далеко не самых удачных. В первой из них на экране разворачивался калейдоскоп быстро меняющихся событий, переносящих главного героя из страны в страну, с континента на континент. Действие подчинялось безудержной, хотя и во многом банальной эксцентрике и четко организовывалось по темпу и ритму. Каждый из эпизодов длился не более 10 минут, не успевая наскучить и привлекая экзотикой трущоб Гарлема, притонов Гонконга и пейзажами африканских пустынь. Не забывался и эффект компенсации - каждый зритель на полтора часа мог почувствовать себя удачливым в любви и невредимым во всех экстраординарных обстоятельствах героем. Как и ленты с группой «Шарло», «Банзай», несомненно, обладал всеми признаками серийности и легко мог бы продолжаться до бесконечности...
В «Королях шутки» отчетливо звучали пародийные нотки (в адрес телебизнеса, фильмов Орсона Уэллса, Мартина Скорсезе и др.), однако часто ни сам Колюш, ни Мишель Серро с Тьери Лермитом не могли уберечь фильм от сомнительных по вкусу шуток, вроде поджаренной на вечном огне яичницы и отрубленного дверцами лифта собачьего хвоста...
Так и закрепилась бы, наверное, за Клодом Зиди репутация ремесленника от развлекательного кино, если бы не горькая комедия «Рипу», название которой (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашло адекватного перевода на русский язык, из-за чего фильм вышел на наши экраны под безликим титром «Откройте, полиция!».
Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла в отечественном прокате еще одна обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, пожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьери Лермит), расставались у тюремных ворот: в надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Ф.Нуаре оглядывался вокруг, но... в советском прокатном варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма», назидательно свидетельствовавшая: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира - дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...
К настоящему «Рипу» Клода Зиди этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии картины у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...
Между тем фильм Клода Зиди был не только блестящим развлекательным зрелищем, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных .даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...
Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху, к сожалению, не подкрепленному следующей комедией Клода Зиди – «Ассоциация злоумышленников». Это был возврат к традиционной комедии положений без второго плана и впечатляющих актерских работ. Правда, еще через 4 года Зиди снял продолжение своей удачной ленты – «Рипу против рипу»...
Так что же, считать «Рипу» случайным всплеском? Не хотелось бы так думать. Быть может, стоит довериться мнению Жерара Депардье, с которым Клод Зиди поставил фильм «Двое»: «Мне кажется, ты находишься на пороге великих свершений. Я убежден, что ты оставишь после себя заметный след... Клод Зиди, вы великий романтик! И нет нужды этого стыдиться!».
Что ж, шпионскую комедию «Тотальная слежка» великим произведением, конечно, не назовешь, но поставлена, она, в самом деле, неплохо - недаром американцы сделали по ней ремейк под названием «Правдивая ложь»…
Киновед Александр Федоров, 1994 год