Продолжая тему рассмотрения особенностей представления категорий детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП), стоит еще раз обратить Ваше внимание на трактовку интегративного инклюзивного обучения с предоставляемыми для обучающихся возможностями взаимодействовать с классом в полной мере. Перед обозначением нами иной категории детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно обучающихся с расстройствами акустического спектра (далее РАС), обратимся к теории.
Специальная (или инклюзивная) педагогика в своем базовом отношении изучает теорию и практику образования лиц с отклонениями, для которых стандартизированное образование в обычных педагогических условиях не представляется возможным или является затруднительным. Стоит понимать, что работа с такими особыми ребятами требует от педагога, разумеется, бдительности и терпения и определяет дальнейшие процессы развития и коррекции педагогических механизмов и средств обучения для исправления педагогами-дефектолагами ряда дефектов в УУД обучающихся.
Данные коррекционные мероприятия, необходимые для оптимальной реализации актуальных возможностей детей, лежат в основе требований к условиям для получения такого типа инклюзии, ее основным формам, содержанию и темпу педагогической работы; их определение зависит от:
· Организации системы коммуникации;
· Педагогического инструментария;
· Адаптации конкретной общеобразовательной развивающей программы;
· Адаптации подачи учебного материала;
· Психолого-педагогического состава;
· Количества коррекционных тематических курсов;
· Формы организации обучения;
· Формирования комфортной и доступной образовательной среды.
Что представляют собой обучающиеся категории РАС?
Расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.
Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.
Симптоматика и особенности поведения и социальной коммуникации детей категории РАС
Основные проявления РАС - нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Кроме того, у таких детей часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые дети могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.
Опишем данные проявления РАС более подробно для лучшего понимания:
1. Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации При таком развитии родители обучающегося чаще всего обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.
Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении. В возрасте старше 7 лет (около 8-9 лет) у некоторых детей с РАС также сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов.
2. Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения
Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.
С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.
При подготовке статьи использовались материалы сайта https://clck.ru/392X8i.