Найти в Дзене
Павел Машкин

Рассекреченная командировка, ложная дата - разбор двух мифов

Продолжаю следить за ходом спасения челюскинцев по прессе 1934 года, рассматривать статьи и препарировать мифы. Сегодня продолжение огромной пресс-конференции Куйбышева, проведенной для американских журналистов 28 февраля, и расписанной в «Правде» 2 марта. На ней прозвучала вполне сенсационная новость о прежне секретной командировке в США Ушакова, Слепнева и Леваневского. Оказывается, они отправились в Нью-Йорк «через несколько дней после получения первых сведений». Это самое первое публичное сообщение о командировке советских летчиков. Действительно, Слепнев и Ушаков отправились в путь 15 февраля, на следующий день после создания правительственной комиссии, Леваневский нагнал их позже в Берлине, конкретно 19 февраля. Публике об этой миссии ранее не сообщали, теперь она стала сюрпризом. Куйбышев посвятил рекламе двух летчиков огромную часть своего выступления. Он подробно рассказывал биографии Слепнева и Леваневского, как и чем они связаны с Америкой. Как Слепнев в 1929 году участвовал

Продолжаю следить за ходом спасения челюскинцев по прессе 1934 года, рассматривать статьи и препарировать мифы. Сегодня продолжение огромной пресс-конференции Куйбышева, проведенной для американских журналистов 28 февраля, и расписанной в «Правде» 2 марта. На ней прозвучала вполне сенсационная новость о прежне секретной командировке в США Ушакова, Слепнева и Леваневского. Оказывается, они отправились в Нью-Йорк «через несколько дней после получения первых сведений». Это самое первое публичное сообщение о командировке советских летчиков. Действительно, Слепнев и Ушаков отправились в путь 15 февраля, на следующий день после создания правительственной комиссии, Леваневский нагнал их позже в Берлине, конкретно 19 февраля. Публике об этой миссии ранее не сообщали, теперь она стала сюрпризом.

Самолет над Нью-Йорком
Самолет над Нью-Йорком

Куйбышев посвятил рекламе двух летчиков огромную часть своего выступления. Он подробно рассказывал биографии Слепнева и Леваневского, как и чем они связаны с Америкой. Как Слепнев в 1929 году участвовал в поисках американского пилота Эйельсона, как доставил его тело на Аляску и участвовал в похоронах. Но та история довольно давняя, а вот события с Маттерном и Леваневским произошли совсем недавно, поэтому часть про Леваневского заняла еще больше места.

«Летчик Леваневский в 1933 году оказал помощь потерпевшему аварию на Чукотке американскому летчику Маттерну. Следует отметить, что когда мы получили сведения о несчастье, постигшем Маттерна, правительство немедленно дало распоряжение тов Леваневскому вылететь для спасения американского пилота».

Я бы, конечно, отметил, что Маттерн нашелся 5 июля, а Леваневский прибыл его спасать 18 июля, спустя 15 дней. Может он и получил «немедленное» распоряжение, но выполнить его смог далеко не сразу, а американец дожидался своего «спасения» под домашним арестом. А потом он еще пару дней вместе с Леваневским ждал бензин, и только после этого собственно вызволение и началось. Но все эти подробности на фоне замерзающих на льду челюскинцев были мало кому интересны. Хотя любопытно, что председатель Комиссии тут выступает в роли импресарио, разогревающий рекламный тур подопечных артистов.

К командировке летчиков Куйбышев возвращается несколько раз. Второй – в виде ответов на вопросы. И здесь он наговорил такого, что полностью вошло в разрез с последующей официальной версией. Официальная история, закрепленная десятилетиями повторений гласит следующее:

«Ушакова, Леваневского и Слепнева отправили немедленно, с целью спасать челюскинцев со стороны Аляски. Они торопились из всех сил и 28 февраля прибыли в Нью-Йорк. Там пришлось задержаться на 10 дней для покупки самолётов, а как только уладили формальности, то помчались дальше, не теряя ни секунды».

Теперь дословно читаем в «Правде»:

-2

«Тов. Куйбышев добавил, что уже через несколько дней после получения первых сведений об аварии «Челюскина» в Нью-Йорк были отправлены тт. Леваневский, Слепнев и Ушаков. Они не имели тогда каких-либо определенных планов, но были посланы на случай необходимости и возможности развернуть спасательные операции со стороны Аляски. 21 февраля летчики покинули Саутгэмптон и очевидно, уже прибыли в Нью-Йорк. В дальнейшем они будут находится в Вашингтоне в ожидании инструкций правительственной комиссии».

Таким образом, председатель комиссии совершенно однозначно говорит, что планов не было, послали на всякий случай. Более того, летчики никуда не торопятся, спустя две недели после катастрофы они сидят и ждут дальнейших распоряжений. И собираются ехать не на Аляску, а в другую сторону, в город Вашингтон. Вряд ли Куйбышев имел ввиду штат Вашингтон, как бы там летчики приказы получали, на почте до востребования? А с датой получился совсем прокол – 28 февраля в Москве Куйбышев говорит – очевидно, они уже прибыли в Нью-Йорк. Но с учетом разницы во времени, на Атлантическом побережье США еще 27-е, ну или глубокая ночь, когда трансатлантические лайнеры не прибывают. Мало этого, Куйбышев называет дату отплытия из Саутгемптона – 21 февраля. Летчики пересекали Атлантику на лайнере «Олимпик», он отправлялся в Нью-Йорк именно из Саутгемптона, по средам – это его традиционный день старта трансатлантического вояжа. В 1934 году 21 февраля приходилось именно на среду. И приплыть в Нью-Йорк «Олимпик» по расписанию должен был 26 февраля. И именно в этот день он и прибыл, с Леваневским и Слепневым на борту.

Поэтому когда посол А. Трояновский пишет: «28 февраля Ушаков, Слепнев и Леваневский прибыли в Нью-Йорк», он беззастенчиво похищает два дня. Но, разумеется, делает это не сам по себе, а в русле официально трактовки. Широко распространённая дата 28 февраля:

А) ложная

Б) сфальсифицирована специально.

Общее время нахождения Леваневского и Слепнева в Нью-Йорке в позднейших описаниях старались сократить, причем делали это путем обрезания дат с обоих концов. Но главный вывод – летчики никуда не торопились, точнее их не торопили. Вот какие интересные вещи можно узнать из внимательного чтения «Правды». Так что в копилку мифов - здесь мы видим ровно два: 1. летчики торопились. 2. Приехали в США 28-го. Ответа тоже два: нет и нет.

Но интересно все же, какие доклады получала Комиссия из Нью-Йорка? И какие распоряжения посылала? Жаль, что журнал «Родина» ничего об этом не пишет.

Жаль также, что «Правда» 2 марта 1934 года большую часть материала уделила докладу Куйбышева, а не вопросам американцев и не ответам на них. Собственно, сама пресс-конференция представлена какими-то обрывками в пересказах. Но даже это выглядит интересным. Вышеприведенные даты отплытия и прибытия, похоже, проявились именно в ходе вопросов. Другие, поднимаемые темы:

«На вопрос корреспондентов, обратилось ли советское правительство к правительству США об оказании помощи экспедиции, тов. Куйбышев ответил: «Нет».

На вопрос о том, насколько следует считать опасным положение челюскинцев, тов. Куйбышев ответил, что положение нельзя считать безопасным, ибо опасность подстерегает их на каждом шагу. Вопрос заключается не только в оказании помощи, но в оказании скорой помощи, так как среди челюскинцев имеются женщины и дети и примерно с десяток лиц слабосильных, с трудом переносящих тяжелые арктические условия».

-3

Подводим итог пресс-конференции:

- Помощь нужна скорая, поскольку ситуация тяжелая

- при этом советская сторона никуда не торопится (новые самолеты не раньше, чем через три недели)

- и к американцам обращаться не хочет.

(Авось Ляпидевский всех спасет, на него вся надежда).

Но в плане разгона интереса в мире, пресс-конференция Куйбышева свою роль выполнила. В США прошел вал публикаций, и с начала марта за ходом операции начали следить по всему миру. Дальнейший разгон медийной волны посмотрим дальше.

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.