Первый авианалет на Токио американцы осуществили уже в апреле 1942-го года. Группа из 16-ти бомбардировщиков B-25 «Митчелл», стартовавшая с авианосца «Хорнет» долетела до японской столицы и результативно отбомбилась. Это был весьма ощутимый удар по самолюбию и престижу Японии. Ведь еще в сентябре 1941-го года при подготовке атаки на Пёрл-Харбор начальник генштаба Сугияма уверял императора, что до Страны восходящего солнца американцы просто не дотянутся.
Разумеется, японский генералитет жаждал возмездия. Самым адекватным ответом был бы налет на территорию США, вот только как его осуществить? Японию и США разделяет 10 тысяч километров океана. После разгрома императорского флота у атолла Мидуэй Япония лишилась половины ударных авианосцев, а оставшиеся американцы к своим берегам уже просто не подпустили бы. Межконтинентальные ракеты и сверхдальние стратегические бомбардировщики существовали пока только в виде зародышевых проектов.
Но, кто ищет, тот всегда найдет, и генерал-майор Кусаба предложил довольно нестандартное решение: использовать для бомбардировки воздушные шары.
Сама идея новизной не отличалась. Еще в середине девятнадцатого века во время австро-итальянской войны, австрийцы запустили в сторону итальянских позиций пару сотен воздушных шаров с бомбами. Результат оказался противоположным ожидаемому, ветер поменял направление шары вернулись обратно, и бомбы посыпались на головы самих новаторов. О воздушных шарах – бомбардировщиках на сотню лет забыли.
Во Вторую мировую войну эта идея неожиданно получила дальнейшее развитие. В сентябре 1940-го года шторм оторвал несколько британских аэростатов заграждения и утащил их в Швецию. Там тянущимися за ними привязными стальными тросами они закоротили несколько линий электропередач, а один снес антенну международной радиостанции. Извинившись перед скандинавами за доставленные неудобства и возместив ущерб, английские джентльмены поняли, что это неплохой и бюджетный вариант причинения неприятностей противнику.
И, уже целенаправленно, с 1942-го по 1944-й год выпустила в сторону Германии 100 тысяч метеозондов с различной начинкой, от небольших бомбочек и «зажигалок» до кусков проволоки на шнуре. И достигли успеха. Один из таких зондов ухитрился вызвать короткое замыкание, которое полностью уничтожило электростанцию под Лейпцигом. Одно это удачное попадание обошлось Германии в пять раз дороже, чем британцам вся затея с зондами.
В целом, сомнений в том, что потрепать нервы американцам вполне реально, особых сомнений не было. Тем более, что незадолго до войны японские метеорологи обнаружили, что на высоте 9-11 километров с ноября по март в сторону США дует так называемый Восточноазиатский субтропический поток, со скоростью от 160-ти до 300 км/ч. Попавший в него воздушный шар в самом плохом варианте долетит до США меньше, чем за трое суток.
Сразу реализовать проект было невозможно. Самая простая проблема доставки на такую высоту решалась элементарно, воздушный шар решили заполнять водородом. Плохо то, что днем, при нагреве, шар поднимался, ночью снижался. Для удержания его на заданной высоте пришлось разработать специальную автоматическую систему, завязанную на высотомере. Она либо «отстреливала» балласт, когда шар «проваливался» ниже потока, либо стравливала водород, если он забирался слишком высоко. Таймер сбрасывал бомбы ровно через 72 часа после старта, потом шар должен был опуститься на землю и взрывался оставшийся водород.
Проект назвали «Огненный воздушный шар», кодовое обозначение «Фу-Гo».
Доработали все к сентябрю 1944-го, когда и прошли испытания, признанные успешными. К этому времени японцев уже вышибли с Марианских островов и американские бомбардировщики B-29, взлетающие с Тиниана утюжили Японию вдоль и поперек. Вопрос возмездия становился главным, поэтому серийное производство началось незамедлительно.
Воздушный шар диаметром около 10-ти метров сначала предполагали изготавливать из прорезиненного шелка. Но дефицит сырья вынудил искать более доступную замену и материю заменили плотной воздухонепроницаемой бумагой «васи». Ее без проблем в домашних условиях делали десятки тысяч добровольцев. Из заготовительных пунктов клочки бумаги отправлялись на целлюлозно-бумажные фабрики, где они склеивались и на легком деревянном каркасе собирались воздушные шары.
Имперские военно-морские арсеналы поставляли автоматику стабилизации и 35-ти килограммовый боеприпас. В него входил 15-ти килограммовый осколочно-фугасный заряд и четыре 5-ти килограммовые зажигательные термитные бомбы.
При всей простоте проект не такой уж наивный и безобидный, как может показаться. Требований к точности никаких. Главное попасть в США. Ничего страшного, если поток занесет воздушный шар в Канаду, она тоже в состоянии войны с Японией. А промахнуться по целому континенту практически невозможно.
Не обязательно сбрасывать бомбы над населенным пунктом. Лесные пожары, отвлекающие огромные человеческие и материальные ресурсы на локализацию и тушение, японцев тоже вполне устраивали. А для западных штатов в то время они были бичом, эти территории и на сегодня по данным координационной группы GACG являются районами с самым высоким риском возникновения крупных лесных пожаров.
В полете воздушный шар не производит никакого шума и не виден на экранах радаров. Обнаружить его можно только визуально, что на высоте, предельной для американских истребителей, сделать весьма проблематично.
Самую большую проблему, малую полезную грузоподъемность, серьезно ограничивающую вес боеприпаса, можно было компенсировать выбором другого поражающего фактора. Уже на стадии испытаний воздушных шаров, генерал Сиро Исии, занимающийся в своем секретном отряде 731 разработкой и испытаниями бактериологического оружия, предложил таким способом перебросить через океан свои смертельные микроорганизмы. А уже готовых штаммов бактерий холлеры, чумы и сибирской язвы у него хватало, чтобы выкосить, как минимум, три Америки.
Однако премьер-министр Тодзе, когда ему предложили этот проект, от него категорически отказался. Вряд ли дело было в приступе гуманизма, скорее всего, он уже понимал неизбежность поражения Японии, и не хотел усугублять обвинения высшего военно-политического руководства Японии на предстоящих международных судебных процессах еще одним фактом преступления против человечности. Американцы, кстати, это не оценили, и менее чем через год отблагодарили японцев за человеколюбие двумя ядерными ударами.
Первая партия воздушных шаров «Фу-Гo» была запущена в начале ноября 1944-го года. 5-го ноября несколько бомб упали возле города Сан Педро в Калифорнии. На следующий день один воздушный шар долетел даже до штата Вайоминг. Необъяснимые взрывы начали фиксировать во всех прибрежных штатах. Исследуя осколки, военные однозначно определили их японское происхождение. Но каким образом бомбы были сброшены над территорией США, оставалось большой загадкой. В поисках мифических бомбардировщиков и наземные и воздушные силы ПВО Соединенных Штатов буквально «стояли на ушах». Только к концу года истребитель Р-38 обнаружил и сбил воздушный шар с бомбой, после чего на них началась настоящая охота.
Однако, следующие полгода взрывы фиксировались на всей территории США, от Аляски до Мексики. Самым дальним от Японии штатом, куда удалось долететь воздушным шарам, оказался Мичиган, это уже практически на востоке, в районе Великих озер.
Всего с ноября 1944-го по апрель 1945-го в сторону Америки было запущено около 10-ти тысяч воздушных шаров «Фу-Гo». Официально зафиксировано около трех сотен долетевших до Америки. Разумеется, японцы предполагали, что большая часть будет потеряна в результате разрыва обшивки, отказов или несовершенства автоматики, но надеялись, что доберется до цели, как минимум, в три раза больше.
Надежда на масштабные лесные пожары тоже не оправдалась. Это жарким летом леса могут полыхнуть от неосторожно брошенного окурка, а в наиболее благоприятный для запуска воздушных шаров период с ноября по март, лес мокрый от осенних дождей, да еще припорошенный снегом. Устойчиво поджечь его можно только изрядным количеством напалма, распыленным по большой площади, но никак не маленькими термитными «зажигалками».
Не случилось и массовой паники среди населения, на которую надеялся генерал Кусаба. Как бы это не казалось смешным, причина была довольно простая. Дело в том, что паника среди высшего военного руководства США началась гораздо раньше. И эта паника реально предотвратила массовый психоз.
Возможность Японии забросить в США бактериологическое оружие правительством США рассматривалась всерьез. И уже в конце декабря было принято решение засекретить любую информацию о стратостатах. О чем было направлено соответствующее предупреждение в редакции всех газет и радиоканалов.
Единственным официальным сообщением оказалась заметка в одной из газет от 1-го января 1945-го года, что японский аэростат волею ветров долетел до Вайоминга, но, слава Богу, не взорвался. План сработал. Генерал Кусаба, ожидающий истерики в прессе, решил, что программа полностью провалилась и с окончанием «сезона ветров» приказал ее закрыть. Вероятно, что после атомной бомбардировки ее бы возобновили уже с бактериологическим оружием, но новый сезон бомбардировок США можно было бы открыть только в ноябре. А разгром Кватунской группировки Советским Союзом и капитуляция Японии произошли двумя месяцами ранее.
В целом, японцам удалось гораздо меньше, чем англичанам. Небольшие очаги возгорания в лесах были быстро локализованы и потушены. Единственными жертвами оказались приехавшие на пикник жена пастора из Южного Орегона Элиза Митчелл и пятеро детей, которые нашли боевую часть воздушного шара и начали его «изучать», пока пастор искал удобное место для парковки. Это оказался настолько уникальный случай, что в его память воздвигли монумент с надписью:
«Единственное место на американском континенте, где смерть явилась результатом действий врага во время Второй мировой войны»
Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что один из японских воздушных шаров сумел повредить линию электропередач, обеспечивающих энергией Хэнфордский комплекс ядерного проекта «Манхэттен». Но сработала защита, переключившая комплекс на аварийное питание и взрыва реактора удалось избежать. Возможно, этот пуск мог бы кардинально изменить последующий ход исторических событий, а Лейпцигская электростанция на этом фоне оказалась невинной детской шалостью. Впрочем, история не любит сослагательных наклонений.
А как Вы думаете, насколько опасны были эти шары «Фу-го»?