Рассмотренные в первой части статьи "Причины, почему ваш сын не хочет учиться в университете. Часть 1" причины, тормозящие или полностью исключающие желание учиться, представляют собой большой кластер проблем, связанных с моментами выбора. В данной статье будут разобраны следующие их группы, которые в не меньшей степени оказывают влияние на желание обучаться в ВУЗе.
Момент МОТИВАЦИИ. Является одним из основополагающих в любой деятельности. И, в данном случае, сразу стоит разделить МОТИВАЦИЮ РОДИТЕЛЕЙ в том, чтобы их наследник получил диплом о высшем образовании, который сейчас необходим практически везде, где предполагается карьерный рост, и МОТИВАЦИЮ СЫНА. Если с мотивацией родителей всё более-менее понятно и логично в плане затраченных ресурсов на воспитание и помощь в получении образования и, как следствие, ожидания закономерного и желаемого результата в виде полученного диплома, то с мотивацией сына нужно разбираться детальнее.
Для начала, сына правильнее будет переквалифицировать уже в студента и посмотреть на его мотивы учиться или нет, исходя из позиции этой роли. Далее мы подходим к самому острому вопросу педагогики: зачем мы учимся? Для того, чтобы получать хорошие оценки и закрывать сессии или же для того, чтобы просто закончить университет? Ну а может быть ради получения знаний? Хотя для многих это уже что-то из ряда фантастики…
Получается, что в зависимости от того, какова цель, пути её достижения могут быть самыми различными. Не будет откровением, если поставить целью закончить университет, то для этого нет необходимости прилежно посещать все пары, достаточно закрывать сессии, следить за тем, чтобы не было критичного количества хвостов, за которые могут отчислить, а для сдачи курсовых и дипломных работ – искать всевозможные лазейки в системе. Большим бонусом также является возможность параллельно работать, тем самым закрывая свои более актуальные финансовые потребности, нежели вопросы по учебе. Данный вариант представляется наиболее вероятным, если мы рассматриваем тот случай, где практически все стратегические решения в выборе ВУЗа и специальности были приняты родителями. Нужно чётко отдавать себе отчёт, признать, что ЭТО БЫЛ ИМЕННО ВАШ ВЫБОР, а не выбор вашего сына, и ему это просто не нужно. Так звучит горькая правда для многих родителей.
Чтобы еще больше проникнуться этой мыслью, задайте себе вопрос и постарайтесь ответить на него честно, а вы сами смогли бы заниматься на протяжении четырех-пяти лет с энтузиазмом деятельностью, которая вам не интересна и которую за вас выбрал кто-то другой? Проясняется чёткая картина, почему мотивация в данном случае может отсутствовать напрочь. Чтобы не быть голословным, как человек, работающий в сфере образования и задающий своим студентам вопрос о том, кто из них попал в ВУЗ по желанию и выбору родителей, я стабильно получаю результат, что таких примерно 30% от всей группы. Много это или мало – решайте сами. В лучшем случае, другие 30% студентов выбирают специальность по любви, а все остальные – по остаточному принципу с формулировкой: поступить бы хоть куда-нибудь / посмотрим, может и понравится.
Рассмотренный случай с полным отсутствием мотивации у студента хоть и не является преобладающим, однако достойно занимает свое место в «топе» причин, почему не хочется учиться. Однако, существуют и более неочевидные варианты с проблемами в мотивации, но имеющие уже другие причины. Один из таких вариантов – это потеря мотивации в процессе обучения. То есть это тот вариант, когда ребёнок сам выбрал направление обучения, но уже в процессе поняло, что ему это не интересно. Данный расклад может происходить в результате определенных событий:
- осознания, что учебный процесс слишком сложный и ты не в силах его освоить;
- разочарования в выбранной специальности;
- проблемы межличностного характера внутри группы;
- разочарования в педагогическом составе, преподающем дисциплины;
- переосмысления личных ценностей и ориентиров.
Каждый из этих пунктов по-своему характерен и имеет свои «оттенки» проблемы. Вариант с разочарованием в своей специальности предполагает снижение мотивации с формулировкой: зачемтогда учиться? Это самый пограничный вариант, который, с одной стороны, ведёт к снижению общего тонуса учебной деятельности, с другой – не позволяет, в большинстве случаев, оставить это обучение. Это обуславливается тем, когда именно произошло осознание «разочарования». Одно дело, если это произошло на первом курсе, когда ещё не поздно попробовать что-то переиграть, другое дело, если на третьем-четвёртом курсе, когда уже вроде логичнее доучиться. В таком случае включается своеобразный «энергосберегающий режим».
Вариант со сложностями в обучении, как правило, сильно демобилизует, появляется ощущение общего упадка сил и подкосившейся веры в себя. Данное ощущение может быть как объективным, ввиду действительно сложной учебной программы, так и неверно растолкованными временными сложностями, например, в период сессии.
Разочарование в педагогическом составе может выражаться как в отсутствии личной симпатии к преподавателю(-ям), так и в сложностях межличностного взаимодействия. Характерной чертой подобных случаев является своеобразная выборность, желание интересоваться одними предметами и игнорировать другие.
В случае же проблем межличностного взаимодействия внутри группы, у студента может сформироваться личный образ изгоя. Учебный процесс, предполагающий парные или коллективные формы взаимодействия, ещё сильнее обостряет данную проблему, что также может привести к потере желания учиться.
Переосмысление личных ценностей и ориентиров, как правило, связанно с переориентацией вектора в сторону заработка денег. Сначала это может носить достаточно безобидный характер в виде разовых подработок на выходных, в то время как в перспективе, это может вылиться в полноценное трудоустройство на работу с невозможностью её совмещения с учёбой, ввиду банального отсутствия времени. В данном случае, студент как бы «перепрыгивает» через необходимость получения образования и автоматически переходит к заработку денег, к чему и должно в итоге, по идее, привести получение диплома с дальнейшим трудоустройством. Происходит осознание, что этап обучения просто не нужен, так как финальная цель уже достигается и тем самым снижается актуальность похода в университет, которая, в принципе, может сойти и на «нет».
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема нежелания учиться, должна рассматриваться сразу на нескольких уровнях и с разных сторон, так как для её дальнейшего решения необходимо максимально полно видеть картину происходящего.
Спасибо Вам, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Для меня важен каждый ваш отклик и мнение!
Вы можете записаться на мою консультацию: https://www.b17.ru/sobolev92/
Или обратиться по телефону: +7 988 973 72 62
Автор: Соболев Михаил Никитович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru