Регулятор обвиняет банк в совершении операций с криптовалютными обменниками, онлайн-казино и открытии электронных кошельков с использованием чужих личных данных.
ФСБ начала проверку в "Киви-банке"
Федеральная служба безопасности (ФСБ) начала проверку "Киви-банка", у которого в конце февраля 2024 года была отозвана лицензия. Об этом сообщило издание РКБ, ссылаясь на свои источники.
Проверка началась по заявлению Центробанка, она проводится управлением "К" ФСБ, отвечающим за надзор за финансовой сферой. Одной из причин проверки стало увеличение количества случаев мошенничества, совершаемых с территории Украины.
Основной владелец QIWI Сергей Солонин отказался от комментариев.
Отзыв лицензии у "Киви-банка"
"Киви-банк" был создан платежной системой QIWI для обслуживания операций по ее платежным терминалам и электронным кошелькам. 21 февраля 2024 года Центробанк отозвал у банка лицензию, и в нем была введена временная администрация в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Центробанк выдвинул ряд претензий к "Киви-банку": переводы денежных средств в пользу криптовалютных обменников, незаконных онлайн-казино, букмекерских контор, а также многочисленные случаи открытия банком QIWI-кошельков с использованием личных данных физических лиц без их согласия. Тогда же Центробанк сообщил о направлении информации о выявленных нарушениях в работе "Киви-банка" правоохранительным органам.
На счетах в "Киви-банке" находилось 4,3 миллиарда рублей. Страховое возмещение получат 300 физических лиц, 11 тысяч индивидуальных предпринимателей и 9 тысяч юридических лиц.
Электронные кошельки QIWI приравниваются к предоплаченным картам "Киви-банка". Закон о страховании вкладов на них не распространяется. Тем не менее, АСВ намерена вернуть деньги владельцам электронных кошельков при предоставлении необходимых документов, включая справки от сотового оператора о принадлежности номера, на который зарегистрирован кошелек.
У QIWI было 9,3 миллиона электронных кошельков на общую сумму 4,4 миллиарда рублей. Банк для предпринимателей "Точка", ранее принадлежавший QIWI, сообщил, что выплатит своим клиентам, обслуживавшимся через "Киви-банк", средства, которые не будут покрыты страховым возмещением.
Через "Киви-банк" было обслужено 20 тысяч клиентов банка "Точка". Общие компенсации со стороны "Точка" могут составить до 8 миллиардов рублей.
Банк "Точка" первоначально работал как виртуальный банк и обслуживал клиентов через "Киви-банк" и банк "Открытие" (входящий в число акционеров QIWI). Затем "Точка" получила собственную банковскую лицензию, но часть клиентов продолжила обслуживаться через "Киви-банк".