Впервые опубликовано на сайте «Сапа»
На уходящей неделе президент Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, которое стало рекордным по продолжительности и заняло два часа и шесть минут. Об этом и других важных событиях последних дней в своей колонке рассуждала Екатерина Винокурова специально для «Сапы».
Главным событием уходящей недели стал политический Новый год, иначе говоря – ежегодное послание президента России Федеральному собранию. На сей раз заранее было объявлено, что оно станет фактической презентацией предвыборной программы Владимира Путина. В общем, так и получилось. Президент представил пять новых нацпроектов – «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Экономика данных» и «Кадры». В целом послание было выдержано в стилистике советских времен. Будущее представлено как косплей разных советских эпох: немного сталинских репрессий, военные победы, потребительская стабильность, пригрозить кулаком Западу, многочисленные парады, суверенная экономика, технологические прорывы, но главное – все это в едином порыве при полной поддержке населения.
Путин заявил об увеличении МРОТ к 2030 году до 35 тыс. рублей
Самая мрачная и неоднозначная часть послания – это блок с упоминанием ядерного оружия, как последний аргумент перед Западом. Надо заметить, что, если прекрасный СССР 2.0 сгорит в ядерном огне, то его жителям будет совершенно безразлично, кто первый начал, и кто и в чем виноват.
Впрочем, возможно, подарок получат и те, кто уже ни на что не надеется: в политических кулуарах вновь обсуждается тема возможной амнистии после президентских выборов. Возможно, она коснется женщин с детьми (хотя, конечно, хотелось бы как можно более широкого варианта за ненасильственные преступления). По нашей информации, у проекта амнистии есть как союзники, которые не дают этой теме заглохнуть, так и принципиальные противники. Решение будет принимать президент после выборов – возможно, ко дню инаугурации или к ежегодному Дню Победы.
Госдума приняла очередной закон в отношении иноагентов: полный запрет на их рекламу и размещение рекламы у иноагентов, как физических, так и юридических лиц, включая личные медиа. При этом депутаты сами толком не могут объяснить, что именно они запрещают: например, может ли сам иноагент рекламировать собственные проекты у себя? Пока депутаты говорят, что цитировать иноагентов будет можно (с соответствующей маркировкой), но без прямых гиперссылок и признаков рекламы в сообщении. Наконец, непонятно, что будет с рекламой в том же Telegram, где сообщения размещает сама администрация Telegram по таргет-группам. Представительства Telegram в России нет, а вот у его рекламодателей – есть.
Не самозапретом единым: почему проблему закредитованности не решить одним указом
Закон не вызвал позитивной реакции даже у довольно лояльных экспертов: фактически, речь идет об очередном поражении уже даже не в гражданских, а в экономических правах, притом, что сейчас законодательство позволяет признавать иноагентом без всякого суда и разбирательства. Четкой процедуры выхода из реестра нет, то есть, запрет зарабатывать даже на собственных соцсетях работает в единственную сторону: заставляет людей искать уже действительно иностранное финансирование, которое как раз потребует радикализации. Таким образом, больше всего от закона пострадают не эмигрантские медиа, а люди, которые не одобряют действующую власть (это, напомним, конституционное право граждан), но держатся относительно нейтральной позиции и остаются в России. Таким образом, депутаты в очередной раз приняли запрет, который осложнит жизнь совершенно не тем, кого они имели в виду, при этом не понимая ни механизмов рекламного рынка, ни того, как это будет работать.
Издание РБК со ссылкой на российский Красный Крест опубликовало данные, согласно которым за последний год в России в несколько раз выросло количество людей, которые обращаются за психологической помощью. Если в 2022 году с март по декабрь на горячую линию психологической помощи РКК позвонили 6 тыс. человек, то в 2023 году за помощью обратились уже 17 тыс. В НМИЦ психиатрии и наркологии имени Сербского фиксируют 13% рост количества обращений, связанных с невротическими расстройствами и стрессом.
На самом деле такой рост статистики можно трактовать по-разному. Речь действительно может идти о росте количества расстройств, связанных со стрессом, с которыми люди уже не справляются самостоятельно. Но, возможно, россияне просто начинают привыкать к обращению за психологической помощью к специалистам: визит к психологу или звонок на горячую линию перестал восприниматься как социально-неодобряемое действие, психологию перестали путать с психиатрией, а лечение проблем со стрессом у специалистов становится приоритетным вариантом перед алкоголем – что, конечно, неплохо.
«Столкнуться с этим может каждый»: как дети в России становятся жертвами педофилов
Опрос ВЦИОМ фиксирует, что в России за последний год снизилась доля тех, кто ассоциирует социальную справедливость с равенством всех перед законом. В прошлом году на соответствующий вопрос так ответили 36% опрошенных, в этом году – 31 %. Также россияне стали реже связывать социальную справедливость с тем, чтобы положение каждого определялось в соответствии с результатами труда или в том, чтобы не было ни богатых, ни бедных. Оба варианта набрали по 16% (в прошлом году – 20% и 19%). Большинство же опрошенных определяет социальную справедливость через социальные гарантии (50%), то есть, Россия в целом, остается страной относительно левых взглядов. Каждый десятый россиян, впрочем, считает, что социальной справедливости вовсе нет.
Закончим, как всегда, на позитиве: ФАС сообщает, что в России наметилась тенденция к снижению цен на куриные яйца. Мы помним, какой всплеск беспокойства рост цен на этот необходимый каждому жителю нашей страны продукт вызвал перед Новым годом. Теперь за салаты на 8 марта можно не волноваться: оливье и крабовый салат (в которых куриные яйца – обязательный элемент) можно будет выставить на стол, не влезая в кредиты.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции